Степень известности человека в компьютерном мире, впрочем как и в любом другом, определяется количеством сплетен, легенд и прочей мифологии, творимой вокруг его личности.
Следуя этому определению, можно сказать, что Николай Федулов - фигура весьма значительная, так как его недавний и для многих неожиданный переход в сферу издательского бизнеса вызвал волну самых разных предположений и слухов. Наиболее логично в такой ситуации было обратиться к нему самому. Что мы и сделали.
PC Week: Николай, что побудило Вас сменить сферу деятельности и стать издателем журнала PC Magazine/RE?
Н. Ф.: Так сразу не ответишь...Наши решения подчас являются следствием такого конгломерата причин, мотивов, размышлений, случайностей и побуждений, что весьма затруднительно определить, а что все-таки было доминантой - привлекательность нового поприща или воспоминание о том, как мы с Рубеном Герром в “скверные” сезоны попивали пивко перед “Клубом” и душевно трепались на всякие интересные темы. Ну а если говорить серьезно, мое решение во многом было продиктовано тем, что я ощутил перспективы компьютерного издательского рынка.
PC Week: Вашу “охоту к перемене мест” наблюдательная компьютерная общественность отметила несколько ранее. Уход и возвращение в Merisel CSM тоже в свое время “поднял волну”.
Н. Ф.: Это отдельный разговор, и он требует некоторой преамбулы. Дело в том, что в какой-то мере я могу считать себя одним из “отцов-основателей” Merisel, где затем занимался продажами и маркетингом. В конце 1992 года я получил совершенно неожиданное для себя предложение от фирмы Apple. Следует сказать, что до этого я два раза встречался с европейским руководством Apple, два раза отказывался от дистрибуции и поэтому считал, что отношения испорчены насмерть. (Тогда они подписали договор с “Интермикро”.) И представьте мое удивление, когда я получил приглашение работать с ними. Поразмыслив, я ушел к американцам. Фирма называлась RUI Apple. Я был там единственным российским менеджером, отвечал за крупные проекты и чувствовал себя крайне одиноким. Позднее, когда мой статус стал повышаться, я получил возможность приглашать на работу российских специалистов и в последний год своей работы был уже председателем Совета директоров. А затем фирма была куплена другими владельцами, с которыми мы сильно разошлись во взглядах на жизнь. Я был поставлен перед четким выбором - либо делать то, что хотят новые хозяева, либо уходить. Попросту говоря, меня уволили, но, зная о моем весе на рынке, поступили весьма корректно, компенсировав моральные и прочие убытки. Естественно, обладая соответствующим опытом работы, я решил для себя, что буду помогать развивать какую-нибудь другую западную фирму, и в соответствии со своими амбициями поставил перед собой условие, что оборот такой фирмы должен быть никак не меньше 1 млрд. долларов. Таких фирм на компьютерном рынке России в ту пору нашлось всего пять. От одной из них я и получил предложение стать country-менеджером. Далее - канитель, нервы и, главное, ощущение того, что такой самостоятельности, какую я имел в RUI Apple, здесь я не получу. Когда дошел до самого главного начальника, понял, что должен от работы отказаться. Я отказался и решил вернуться в Merisel. Думаю, не секрет, что в российских фирмах быть чужаком, особенно на “верхнем этаже”, крайне плохо. Наши фирмы устроены по принципу удельных княжеских дворов, где своя рука - владыка и ближние “бояре” лбами стукаются. Ну а в Merisel я мог идти спокойно, так как сам был “княжеских кровей” - можно сказать, прямо-таки Рюрикович”.
PC Week: Простите, но с Вашим могучим опытом, связями, знанием рынка, может быть, стоило создать что-то свое?
Н. Ф.: Дело в том, что по натуре я - наемный рабочий, правда высокооплачиваемый. Все эти “заморочки” с юридическими, организационными и прочими делами мне не по душе. Я люблю делать то, что мне нравится.
...И далее, все пошло вроде бы нормально, но я почувствовал, что стал повторяться. Продавать компьютеры я и раньше умел, и оказалось, что мне этого мало. Я начал “придумывать” себя маркетологом и почувствовал желание работать с информацией. Тут как раз приехал Женя Адлеров и сделал мне предложение - мне оно понравилось...
Здесь счастливо совпали три вещи - я попадал в сферу, которая меня издавна привлекала (не отпираюсь, статьи, когда была возможность, писал с удовольствием); выходил на более широкий круг общения и попутно решал некоторые морально-этические проблемы, то есть “не отдавался” конкурирующей фирме, и поэтому “развод” с Мишей Красновым прошел культурно.
PC Week: - Скажите откровенно, не посещало ли Вас искушение что-либо поломать или перестроить, когда Вы оказались на новом месте?
Н. Ф.: Видите ли, система настолько четко отлажена и отрегулирована, что ничего ломать и перестраивать не нужно. Можно лишь что-то подстроить. Да и, честно говоря, я пока еще толком не понимаю издательского процесса - мне здесь все интересно и многое пока в диковинку. Но думаю, что это не страшно. Есть сплав бизнеса и четкой стратегии: это Евгений Адлеров, есть Герр - редактор и есть я - маркетолог, который кое-что понимает в компьютерном бизнесе нашей страны. Все вместе - бизнес-альянс, где каждый дополняет друг друга.
PC Week: О каких новых проектах СК Пресс в этой связи Вы могли бы рассказать?
Н. Ф.: На “Комтеке” мы представим новый журнал Reseller News/RE (русское название “Компьютерный бизнес”. Это абсолютно уникальное издание. 15 лет оно пробивало себе дорогу на американском рынке и уже 8 лет назад было вне конкуренции. Этот журнал очень близок для меня. Он для тех, кто зарабатывает деньги на компьютерных информационных технологиях. Его аудитория, естественно, уже, чем у PC Week/RE и PC Magazine/RE, но, без сомнения, это - точнейшее попадание в десятку! Говоря языком шоу-реклам, это издание, которое ждали. И, конечно, здорово, что именно издательский дом СК ПРЕСС получил право издавать его.
PC Week: Став издателем PC Magazine/RE, Вы, вероятно, сконцентрируете свои усилия на продвижении именно этого издания?
Н. Ф.: В основном - да, но я надеюсь принести пользу всем трем.
PC Week: Какой-нибудь афоризм, который Вы вынесли из своей предыдущей деятельности?
Н. Ф.: Продажа компьютеров - это продажа идей.
PC Week: Ваше отношение к рекламе?
Н. Ф.: Главное, чтобы она попадала к нужным людям в нужное время.
PC Week: И последний вопрос - какие качества Вашей натуры помогли Вам добиться успеха в бизнесе?
Н. Ф.: Если я чего-то и достиг, то это лишь благодаря удачному сочетанию своих средних способностей, умению осознавать свои недостатки и по достижении какой-то высоты не “впадать в нирвану”, а идти вперед. Я люблю не знать, а понимать. Знать все - невозможно, суметь побольше понять - это здорово.
И. В.