Ситуации

Как вы, вероятно, помните, кот Василий приобрел компьютер и решил попробовать себя на заманчивом поприще маркетинга. Теперь ему нужно было выбрать, кого маркетировать. Поначалу хоть задаром, опыта для. Опять же имя на рынке. К кому мы обращаемся с первыми бизнес-предложениями? Правильно, конечно же к лучшим друзьям и подругам. Поскольку маркетинг  -  услуга, можно сказать, почти интимная, наш Пушистик резонно решил начать с подруг. Он составил список из десятка симпатичных кисок и начал методично всех обзванивать, предлагая отмаркетировать их на самом высоком уровне. К всеобщему удивлению, у большинства потенциальных клиенток инициатива не вызвала энтузиазма. Некоторые сослались на то, что у них уже есть собственный маркетолог, и даже несколько. Другие заявили, что они работают с целым маркетинговым агентством, предоставляющим комплекс услуг. Третьим сейчас некогда, но они подумают, четвертые стали выяснять, а нет ли у Василия более серьезных намерений. Пятые, когда Василий намекнул, что маркетинг нынче стоит дорого, сразу сказали, что у них полно более выгодных предложений от конкурентов.

-  Тяжелый нынче рынок,  -  сетовал Василий, придя в редакцию.  -  Да и не привык у нас народ платить за услуги.

-  Это потому, что у тебя методики нет,  -  заметил на ходу Главный.  -  Чтобы клиента заполучить, есть два метода: реклама и точечный маркетинг.

-  О рекламе, положим, я кое-что знаю,  -  рассудительно ответил Василий, рисуя в воздухе кончиком хвоста замысловатые фигуры Лиссажу.  -  Каждый день по ящику слышу про какую-то ненормальную: “Ваша киска купила бы Вискас”. Вот вам фигсмас-с. Я намедни был в Европе, там в гостинице 30 каналов бесплатных, и ни по одному они эту жратву не рекламируют. А у нас даже бомжи уже стали портвешок Вискасом закусывать. Дурдом... Ну ладно, ближе к телу. Ты мне про точечный маркетинг объясни.

-  Легко. Вот ты с клиентками по телефону общался, а надо было бы сначала каждую сводить в ресторан, либо в офис к себе пригласить. В ресторане клиент рано или поздно бдительность теряет. Кроме того, нужно психологию учитывать: мужиков больше поить и презентации показывать, а дамам слова говорить, потому как они на слух лучше воспринимают.

И говорить нужно о том, что клиентке понятно и приятно. А между комплиментами, говоря ей про глазки, ножки и другие кошачьи достоинства, ненавязчиво рассказать, какой ты замечательный, какой интересный 1001-й новый способ маркетинга освоил, убедить, что, связавшись с тобой, киска ничем не рискует, а наоборот, ваше общение будет исключительно приятным и полезным. Важно подчеркнуть свою надежность, умение хранить коммерческие тайны и то, что ты работаешь не для выгоды, а исключительно из симпатии к ней. Но тут важно не переборщить. Плохо, если клиент переоценивает ваши возможности. Потом может антиреклама пойти. Точечный маркетинг дает прекрасные результаты, особенно на вертикальных рынках.

-  Постой, постой, чтобы рынок был вертикальным, это куда надо смотреть?  -  переспросил Василий, изогнув шею.

-  Лучше смотреть на аппарат. Ну, скажем, министерство какое или ведомство, администрацию, силовые структуры опять же. Одно плохо, точечный маркетинг  -  очень вредная для компьютерных изданий штука. Тем, кто этим делом занимается, реклама не нужна. А что за жизнь у издания без рекламы? Правильно, собачья.

-  Слушай, Эдичек, если ты так хорошо все знаешь, почему сам маркетинговое агентство не заделаешь,  -  весьма к месту спросил Василий.

-  Так просто не объяснишь. По этому поводу мне один замечательный менеджер, которого, кстати, главой представительства одной известной западной компании приглашали, анекдот рассказал. Слушай.

Карнавал в Рио-де-Жанейро. Движется праздничная процессия. В середине идет слон и через каждые 10 шагов, извиняюсь, делает кучу. За слоном следует высокий красивый молодой человек в шляпе, белых перчатках, с совком и щеткой. Он собирает очередную кучу в совок, брызгает воздух спреем, и все снова в идеальном порядке. Со стороны за всем процессом наблюдает пожилой джентльмен. В конце дня он подходит к молодому человеку и говорит:

-  Предлагаю тебе у меня работать. Мне нравится твоя аккуратность и отношение к делу.

-  Нет.

-  Но ты даже не спросил, что делать!

-  Что делать?

-  У меня конюшня с сотней лошадей, я хочу предложить тебе место управляющего и думаю, что ты справишься.

-  Нет.

-  Но ты даже не спросил, сколько будешь получать?

-  Сколько?

-  Сколько ты получаешь сейчас?

-  10 долларов в день.

-  Я буду платить тебе 100 долларов в день.

-  Нет.

-  Почему?

-  И ты предлагаешь мне за какие-то 100 долларов уйти из шоу-бизнеса!

-  Что ж, его можно понять  -  констатировал Василий.  -  Если слон капитализирован, у парня два-три процента акций, а на рынке всегда стабильный спрос на натуральный продукт, есть о чем задуматься.

Потянувшись и поточив когти о спинку кресла, кот решил учесть критику и составить смету расходов своей первой маркетинговой кампании. Но об этом как-нибудь в следующий раз.

Кот Василий

Ваши советы Василию по подготовке и проведению маркетинговых исследований присылайте по адресу: root@pcweek.redline.ru или по факсу (095) 278-2060.

Версия для печати