С момента размежевания республик бывшего СССР у каждой их них появилась реальная возможность пойти своим путем. Одни отважились на шоковую терапию, надеясь таким способом быстрее перепрыгнуть через пропасть, разделяющую социалистическую и рыночную экономику. Другие предпочли не делать резких движений. Узбекистан выбрал для себя вариант, названный “жесткой централизацией с активными элементами демократии”. Под этим туманным определением понимается сохранение контролирующих и регулирующих функций государства в  важнейших отраслях через систему министерств, которые акционировались, перешли в новое качество, но по-прежнему привычно диктуют правила игры (сверху вниз по отрасли).

 

Узбекистан старается жить по средствам, здесь меньше внешних инвестиций (чем, скажем, в России и Казахстане) и почти нет внешних долгов. Как результат  -  концентрация довольно больших денег в руках государства. (Займы берутся только под очень крупные многомиллионные проекты, такие, как капитальная реконструкция хлопкоперерабатывающей индустрии или строительство нефтеперерабатывающего завода в Бухаре совместно с французами.) Концентрация капитала положительно сказывается на платежеспособности госпредприятий: они практически не задерживают оплату при закупке средств автоматизации. Если уж ведут разговоры о покупке, то фирмы-продавцы могут не сомневаться, что сделка свершится и деньги придут в срок.

 

Опека правительства распространяется прежде всего на ведущие отрасли: энергетику, добывающую и деревообрабатывающую промышленность, транспорт, переработку хлопка,  -  и выражается в централизованном планировании и распределении бюджетных средств (в том числе и на ИТ). В целом это оказывает пока благотворное влияние  -  не дает погибнуть крупным предприятиям, таким, например, как Ташкентский авиационный завод им. В. Чкалова, где выпускаются самолеты ИЛ-76. (Кстати, узбекский авиаотряд всегда был в чести: в свое время он занимал второе место в Союзе, да и сегодня его позиции весьма сильны даже на международной арене.) Сейчас предприятие ищет инвесторов, и в случае благоприятного исхода хотя бы часть найденных денег наверняка будет, по мнению близких к руководству лиц, вложена в модернизацию и развитие заводской информационной системы.

 

На удивление бурно развивается в республике автомобилестроение. Громадную роль здесь играет, конечно же, корейская фирма Daewoo, при активном участии которой очень быстро буквально на голом месте в Ферганской долине был построен автозавод, выпускающий три популярные, привлекательные по стоимости модели (скажем, машину Nexia  -  аналог “Опель-Кадета”  -  в  Ташкенте можно приобрести за 7 тыс. долл.) В совокупности продукция этого завода покрывает примерно 60% (!) узбекского автомобильного рынка. В силу своей молодости завод еще не решил проблему собственной компьютеризации и представляет собой лакомый кусок для системных интеграторов и других поставщиков решений. Сложность заключается лишь в том, что процесс проектирования и выбора основы для внутренней ИС держат под контролем корейцы, оставляя окончательное решение за собой. И никто не ведает, к чему они склонятся.

 

Не так давно Всемирный банк одобрил выделение средств на реконструкцию хлопкоперерабатывающей промышленности Узбекистана, которая должна затронуть несколько самых крупных предприятий. Отрасль жестко контролируется государством, продукция продается по твердым ценам через установленные каналы. Сейчас назрела необходимость в системе оперативного отслеживания общего количества хлопка (заготовленного в областях, обработанного на заводах) и его сортности. Понятно, что наилучшим образом это можно осуществить только после построения единого территориально распределенного информационного пространства, благо средства на его создание предусмотрены в транше Всемирного банка.

 

С весны нынешнего года Узбекистан стал полностью обеспечивать себя нефтепродуктами и даже экспортировать их в страны СНГ. Это результат большого внимания со стороны государства (и зарубежных инвесторов, в частности японских), уделяемого реконструкции крупных старых заводов, таких, как Ферганский нефтеперерабатывающий, и построению новых, типа комбината в Бухаре.

 

Отдельного разговора, несомненно, заслуживает банковский сектор Узбекистана, один из самых высокотехнологичных не только в республике, но и на европейском уровне. О нем пойдет речь в следующий раз.         4

 

К автору можно обратиться по адресу: monah@pcweek.redline.ru.

 

Елена Монахова

Версия для печати