ГЛЯДЯ ВПЕРЕД

 

Силовое поле всеобщего возбуждения вокруг Java настолько уплотнилось, что снаружи уже не всегда видно, что это такое на самом деле. Язык программирования? Разумеется. Интерпретирующая среда? Если вспомнить Java Virtual Machine, то да. Операционная система? Пока нет, но если Sun будет настойчиво добиваться поставленных перед собой целей, то непременно Java ею станет.

 

Похоже, что если Java будет развиваться в направлении, намеченном Sun, покупателей ждут трудности. По сути, мы можем оказаться перед теми же проблемами, какими всегда мучили нас с ПК: система, купленная сегодня, через один-два года не сможет поддерживать необходимые приложения.

 

Один из главных притягательных моментов в учении о Java  -  это представление, что любая программа, однажды написанная на Java, будет работать где угодно. Вам не понадобится дорогой ПК, хотя, конечно, и дорогие ПК смогут работать с Java-приложениями. Вам будет достаточно более простой и дешевой системы  -  подойдет все, что поддерживает Java.

 

Такое представление было верным, но лишь до тех пор, пока приложения Java не перестали быть простыми аплетами. Способность Java-приложений работать в любой системе в значительной степени базируется на простоте языка и соответственно простоте необходимой ОС. От этой простоты ничего не останется под горами кода, который Sun должна добавить в JavaOS, чтобы сделать ее конкурентоспособной в соревновании с Windows.

 

Sun планирует укомплектовать свою ОС большим набором стандартных расширений, аналогичных интерфейсам прикладного программирования Windows (и других ОС), таким, как телефония, анимация, звук, групповая работа, информационные средства (Media Framework), трехмерная графика и улучшенная обработка изображений. Несомненно, эти расширения обеспечивают возможности, необходимые сегодня любой конкурентоспособной системе. Мы только сомневаемся в том, что результат получится “тонким”, не будет все время разрастаться и сможет работать на любом старом клиенте Java.

 

Возьмем для примера трехмерную графику. Sun заявляет, что готовит богатый, полноценный трехмерный интерфейс высокого уровня. Он будет опираться на такие распространенные трехмерные интерфейсы, как OpenGL, Direct3D или QuickDraw 3D, в зависимости от типа несущей системы.

 

Sun обещает гибкость и высокую производительность. Реклама утверждает, что расширение для трехмерной графики Java “будет подстраивать и масштабировать графику приложений в зависимости от несущего оборудования для получения оптимальной производительности”.

 

А теперь давайте подумаем. Хорошая трехмерная графика на платформе PC только начинает появляться, и для работы с ней требуется довольно мощное оборудование. Купленные нами пару лет назад системы на базе Pentium 100 не годятся для удовлетворительной работы ни одного из передовых 3D-приложений, если вы не добавите к ним купленный за изрядную цену ускоритель трехмерной графики, а для действительно хорошей производительности  -  еще и более мощный процессор.

 

Та же ситуация будет и с Java 3D: трехмерные приложения не смогут работать на дешевых сетевых ПК, цена которых не позволяет им иметь 3D-ускоритель и выделенную 3D-память.

 

Это не значит, что мы против развития JavaOS. Как уже было сказано, Sun имеет достаточно причин наращивать расширения, и вполне естественно, что для их поддержки требуется определенное оборудование. Мы только хотим предупредить: не стоит надеяться, что будущие приложения, оснащенные этими расширениями, смогут работать на том оборудовании, которое мы приобретаем для Java сегодня. Если вы собираетесь переходить на Java и покупать сейчас дешевые Java-компьютеры, имейте в виду, что впереди вас ожидает все та же мельница беспрерывных модернизаций и замен.             

 

С Марком Л. Ван-Неймом и Биллом Кэтчингсом можно связаться по адресам: mark_van_name@zd.com и  bill_catchings@zd.com.

 

            Марк Л. Ван Нейм, Билл Кэтчингс

Версия для печати