Сокращение числа банков в России за счет отмирания нежизнеспособных, поглощения мелких более крупными и происходящая в связи с этим структурная перестройка кредитных организаций, по оценкам экспертов, продлятся до конца 1999 г. Методам и средствам построения высокоэффективного банковского бизнеса был посвящен семинар компании LVS/Price Waterhouse Business Solutions (LVS/PW) “Информационно-технологическое обеспечение устойчивости и конкурентности банков”, прошедший 16 октября в Московском институте проблем управления (ИПУ).
Семинар открыл директор LVC/PW Владимир Дрожжинов, рассказавший об услугах, предоставляемых LVS/PW банкам. В основе перечня предлагаемых услуг лежит межотраслевая классификация процессов в банковском и брокерском деле - корневой элемент международного языка бизнеса. В соответствии с ней LVS/PW оказывает услуги в следующих областях банковской деятельности: стратегическое планирование и составление бюджета; обслуживание клиентов; управление кредитными рисками; совершенствование организационной структуры банка; проведение внутреннего аудита; развитие информационных систем и др. Докладчик особо отметил новую для российского рынка услугу - сопоставительный анализ бизнес-процессов компании, позволяющий оценить состояние дел, определить ее место среди других компаний, выбрать правильный курс для достижения своих целей. В истории банковского дела есть немало случаев, когда руководство процветающих банков не замечало признаков наступающего кризиса и не смогло принять адекватных мер по его предотвращению. Подробно о методе сопоставительного анализа рассказал старший менеджер Price Waterhouse Business Solutions Филипп Гаджен. В ходе такого анализа сравниваются результаты деятельности банка с аналогичными показателями других кредитных организаций и выясняется следующее:
2 насколько успешно действует компания по сравнению с конкурентами;
2 каковы ее преимущества, недостатки и возможности;
2 какие методы и средства обеспечивают наилучшую практику ведения бизнеса в передовых компаниях;
2 цели необходимых преобразований и их приоритеты, а также многое другое.
Процедура проведения сопоставительного анализа такова: клиент заполняет анонимный вопросник, на основании его ответов по определенной системе оценивается эффективность деятельности организации. Затем составляется отчет, в котором приведено распределение значений каждого показателя для всех компаний (включая клиента), по которым проводился анализ. Клиент получает также отчет о передовом опыте работы с описанием лучших практических методов реализации бизнес-процессов. На основании полученных отчетов клиент выбирает подходящего партнера, а LVS/PW действует как посредник, обеспечивая обмен опытом и знаниями с сохранением анонимности обеих сторон и без создания конкурентных преимуществ какой-либо из них.
Проблемы стратегического планирования развития информационных систем (ИС) на основе комплексных преобразований затронул в своем выступлении менеджер LVS/PW Евгений Зиндер. Он подчеркнул, что конечной целью и предназначением ИС является управление бизнес-процессом в соответствии с поставленными целями. Price Waterhouse Business Solutions предлагает универсальную методику по выбору и развитию ИС, направленную на повышение эффективности деятельности предприятия в целом. Необходимым условием применения этой методики, подчеркнул г-н Зиндер, является наличие стратегических целей развития предприятия. Желающие подробно познакомиться с ней могут сделать это в Центре обучения LVS/PW.
Входя в современный банк, каждый ощущает на себе видимый и невидимый контроль. Вопросами безопасности здесь занимаются профессионалы. Есть ли бреши в этой крепости? Многие ли банки провели анализ факторов риска и выяснили, какие чрезвычайные происшествия, в какой степени и с какой вероятностью угрожают банку? Существует ли система мероприятий, предупреждающих их возникновение или минимизирующих ущерб от них? Как гласит один из законов Мэрфи, “если неприятность может произойти, она произойдет”, а согласно проведенным в США исследованиям, 43% компаний, испытавших бедствие и не имевших плана восстановления деятельности, не возобновляют свою работу, а спустя два года выживают лишь 10% от этих компаний. Анализ, проведенный Техасским университетом, показал, что на шестой день бездействия вычислительной системы, каким бы событием оно ни было вызвано, компания начинает терять ежедневно 25% дохода. Методология LVS/PW планирования обеспечения бесперебойного функционирования ИС банков, изложенная на семинаре старшим консультантом компании Георгием Моисеенко, направлена на предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Предлагаемая программа действий предусматривает создание плана бесперебойной деятельности банка, разработка которого может вестись собственными силами, с помощью специального ПО или внешним консультантом.
На семинаре также выступили специалисты LVS/PW по вопросам построения OLAP-систем и хранилищ данных на базе продуктов Oracle, создания коммуникационной инфраструктуры виртуального банка, а кроме того, была продемонстрирована интегрированная мультивалютная банковская система БИМС.
Телефон компании LVS/PW: (095) 258-4100.
Наталья Шестопалова