Елена Монахова
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Признаюсь честно: браться за рубрику “Менеджмент” было страшно. Область неизведанная, где взять специалистов, разбирающихся в сути дела и способных связно об этом рассказать, неизвестно. Короче, помучившись некоторое время сомнениями, мы в конце концов зажмурились и прыгнули. И, как ни странно, не расшиблись...
Конечно, пальму первенства оспаривать мы не станем уже существует бестселлер “Семь нот менеджмента”, выпущенный журналом “Эксперт” совместно с консалтинговой фирмой БИГ, где предпринята смелая попытка хотя бы в первом приближении упорядочить то, что сегодня происходит на разномастных российских предприятиях, и объяснить, с какой ноги их руководителям шагать и в какую сторону. Успешный пример первопроходцев, а также вдохновляющие призывы бизнес-аналитиков, собравшихся на нашем редакционном круглом столе осенью прошедшего года, заставили нас взяться за гуж и, судя по поступающим на публикации в новом разделе откликам, мы сделали это не зря.
“Россия попала в уникальную ситуацию, которая пока не очень хорошо осознается, говорит Вячеслав Кондратьев (консалтинговая фирма БИГ). Менеджмент на Западе "ставился" в течение 6070 лет. За это время там возникли традиции, школы. Откройте западный учебник по менеджменту он весь испещрен ссылками. То, что отечественные консультанты пытаются сейчас внедрять на российских предприятиях, это в основном достижения западного менеджмента 30-х годов, в лучшем случае 5060-х. Таков реальный уровень нашего отставания.
...В России сейчас есть возможность "переписать" менеджмент. Все, что у нас издается по управлению, это перепечатки или компиляции изданий 1520-летней давности, это другая философия, другая идеология. А нам нужно, не изобретая велосипед, написать новые учебники с учетом современной практики. Россия имеет шанс пробежать за несколько лет тот путь, который был на Западе пройден за десятилетия. Нужна просто группа людей, которая сможет это сделать...”
“...Западные учебники не только во многом бесполезны в российских условиях, но часто даже вредны, утверждает профессор Валерий Ириков, декан факультета управления и прикладной математики МИФИ. Мы в советско-британской школе бизнеса столкнулись с таким феноменом: те, кто учится по западным учебникам и проходит годичную стажировку за границей, вернувшись, теряют способность действовать в нашей бизнес-среде. Сильные от природы бизнесмены "размагничиваются" ("все не так, все не то").
..."Переписывать" менеджмент нужно, тем более что советская, российская школа традиционно сильна в том, что именуется научной, системной частью в управлении. Мощный потенциал есть, но нужны деньги рынок должен это затребовать и оплатить. Наверное, должна быть и государственная поддержка. Но на это понадобится не менее двух лет. А ускорить процесс можно за счет активного накопления практического опыта в проектах на российских предприятиях...”
Собственно, мы в разделе “Менеджмент” по этому пути и пошли, намереваясь способствовать “переписыванию” науки управления на современный лад специально для России, причем не претендуя на высокую теорию, а всего лишь обобщая практические результаты. При этом мы готовы предоставить трибуну всем, кто имеет на сей счет свои соображения.
Как вы могли заметить, у нас уже есть один доброволец практик в области управления Алексей Важнов, отважно взявшийся за “Малолитражный менеджмент”. В нынешнем номере второй материал этой рубрики (см. с. 49). Обсуждая последовательность публикаций, мы с г-ном Важновым пришли к выводу, что если рассматривать любую фирму как физический объект управления, то начать следует со способа измерения параметров такого объекта (найти точки, в которых необходимо производить измерение значений этих параметров, чтобы оптимально управлять бизнесом). Что представляет собой объект управления, в общих чертах было сформулировано в PC Week/RE № 49/97, с. 54. Сегодня мы поговорим о системе записи результатов измерений; а дальше о моделях бизнеса.
Понятно, что для создания механизма управления кроме самого объекта управления надо иметь модель, отражающую поведение объекта, систему регистрации параметров (это и есть управленческий учет) и блок выработки управляющих воздействий. Именно эти компоненты и образуют контур управления. Причем в случае сложного и не до конца определенного процесса (к которому, безусловно, относится коммерческая деятельность) необходим также дополнительный контур по коррекции модели. А для того чтобы объект (бизнес) развивался в требуемом направлении, необходимо сформировать систему целей, реализуемую, например, в виде связанного набора моделей разных уровней. Об этом и о других тонкостях управленческой науки пойдет разговор в следующих публикациях.
Свои вопросы и соображения, касающиеся раздела “Менеджмент”, вы можете направлять заместителю главного редактора PC Week/RE Елене Монаховой по адресу: monah@pcweek.ru.