Елена Монахова

 

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

 

Мне давно хотелось начать какую-нибудь статью с анекдота, который мои дети рассказали еще летом. Да все случай не подворачивался. Звучит он так.

 

Идут к самолету два пилота. Первый спрашивает:

 

-  Ты карты взял?

 

-  Взял. Две колоды,  -  отвечает второй.

 

-  Тьфу, дурак. Опять придется по пачке “Беломора” лететь...

 

Подходящий случай вспомнить анекдот выпал благодаря семинару “От учета бухгалтерского  -  к учету управленческому”, проведенному еженедельником PC Week/RE совместно с АКДИ “Экономика и жизнь” на выставке “Бухучет и аудит 98”. Он замышлялся в развитие темы управленческого учета, регулярно затрагиваемой в разделе “Менеджмент” (см. PC Week/RE, № 49/97 и № 2/98). Куда лететь и чем руководствоваться в полете, чтобы не сбиться с курса, представляет себе очень небольшой контингент весьма “продвинутой” аудитории экономистов и топ-менеджеров, хотя и бухгалтерскими, и управленческими терминами довольно бойко жонглируют многие.

 

С началом переходного периода к рыночным отношениям термины “финансовый учет” и “управленческий учет” используются все чаще. Однако зачастую случается, что говорящие стороны под одним и тем же названием понимают очень разные вещи. Беда усугубляется тем, что если определение бухгалтерского учета и его основные задачи сформулированы на государственном уровне (см. “Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации”, утвержденное приказом № 170 Минфина РФ от 26 декабря 1994 г.), то управленческому учету повезло существенно меньше  -  никаких признанных на федеральном уровне документов, разъясняющих его суть, нет. К мировому опыту тоже нет возможности обратиться  -  система понятий еще не устоялась.

 

И пока теоретики спорят по поводу содержания и разницы в понятиях, практики внедряют системы управленческого учета в организациях, далеко не всегда получая то, что хотели, из-за отсутствия четкого представления, что же это такое.

 

Например, руководитель предприятия желает организовать систему управления денежными потоками, а получает систему управления себестоимостью. Предмет договора с аудитором при этом формулируется предельно кратко: разработка и внедрение системы управленческого учета.

 

Чтобы найти общий знаменатель в модных нынче рассуждениях об управленческом учете и хоть в какой-то степени покончить с неразберихой в терминах, мы и организовали семинар с привлечением научных сотрудников, консультантов, профессиональных аудиторов, на котором рассмотрели три вопроса: “Кому нужен GAAP? Различия отечественных и зарубежных правил бухучета”; “Концептуальные основы управленческого учета”; “Можно ли плавно перейти от действующего бухгалтерского к желаемому управленческому учету?”.

 

Одно из основных требований к бухгалтерии  -  достоверность учета финансовых результатов деятельности предприятия, его имущественного и финансового состояния. Потребителями информации при этом являются в основном внешние по отношению к предприятию пользователи: государственные налоговые органы, биржи, банки, поставщики и покупатели, потенциальные инвесторы. Информация же управленческого учета  -  “для внутреннего употребления”, как говорил Жванецкий. В этом и состоит одно из главных различий бухгалтерского и управленческого учета  -  у них разные категории пользователей. К тому же бухгалтерская отчетность в том виде, в котором она существует сегодня, практически непригодна для оперативного принятия решений по управлению организацией. Почему  -  вы поймете, если ознакомитесь с материалом, подробно освещающим проведенный семинар (раздел “Менеджмент”, с. 56). политику управленческого учета каждое предприятие вырабатывает самостоятельно, больше того, вопрос, создавать ее или нет, решает сама администрация фирмы. В системе внутреннего учета (именно он и служит управленческим целям) обрабатывается прежде всего информация об издержках, считает кандидат экономических наук Светлана Николаева, генеральный директор аудиторской компании ЦБА. Издержки производства  -  один из основных объектов управленческого учета. Они группируются и учитываются по видам, местам возникновения и носителям затрат. Местами возникновения затрат являются структурные единицы и подразделения, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, цеха и т. п.). Под носителями затрат понимают виды продукции (работ, услуг) данного предприятия, предназначенные для реализации на рынке.

 

В системе управленческого учета обязательно выделяются такие объекты учета, как “центры ответственности”. Управление осуществляется через деятельность людей, отвечающих за целесообразность возникновения того или иного вида расходов. Центр ответственности  -  это структурный элемент предприятия, в пределах которого менеджер ответственен за целесообразность понесенных расходов.

 

Администрация решает сама, в каких разрезах классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат и как их увязать с центрами ответственности. А потому управленческий учет можно считать “личным” и даже совершенно секретным делом каждого предприятия. Так что можно и по “Беломору” лететь. Пока.            

Свои вопросы, касающиеся менеджмента, управленческого учета, направляйте по адресу: monah@pcweek.ru.

Версия для печати