Инна Носова
Наша Дума перед собой и перед всеми заинтересованными лицами поставила вопрос: каким должно быть информационное пространство и по каким законам нам всем следует жить в нем? По этому поводу в конце прошлого года Комитет Государственной Думы по информационной политике и связи пригласил представителей государственных и коммерческих организаций, деятельность которых связана с обработкой информации, на открытые парламентские слушания на тему “Развитие информационного пространства России”. И выступающих, и публики в зале было достаточно, однако к концу заседания зал наполовину опустел. Я думаю, людям стало скучно: в зале сидели специалисты и многое из того, о чем говорилось, скорее всего для них не представляло ничего нового.
“Информационное пространство” - понятие сложное и многогранное. По определению председателя Комитета Государственной думы по информационной политике и связи О. А. Финько, эту область составляют следующие компоненты:
- информационные ресурсы (ИР) - базы и банки данных, все виды архивов, система депозитариев государственных ИР, библиотеки, музейные хранилища (фонды) и пр.;
- информационно-телекоммуникационная инфраструктура - территориально-распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками;
- информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии - базовые, прикладные и обеспечивающие системы и средства их реализации;
- научно-производственный потенциал в областях связи, телекоммуникаций, информатики, вычислительной техники, распространения и доступа к информации;
- организационные структуры, включая кадры, обеспечивающие функционирование и развитие национальной информационной инфраструктуры;
- система массовой информации;
- рынок информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг;
- система обеспечения информационной защиты (безопасности);
- взаимодействие информационного пространства России с мировыми открытыми сетями;
- система информационного законодательства.
Информационное пространство как поддающийся управлению организм может существовать только тогда, когда все перечисленные компоненты будут соединены в единую систему, в противном случае в нем будет царить хаос. Объединение же всех этих элементов возможно только при непосредственном участии государства. Поэтому, конечно, Дума была права, решив, что пора-таки и в России построить цивилизованное информационное общество, в котором каждый гражданин сможет быстро удовлетворить свои информационные запросы и получить при этом именно то, что хочет. Теперь главное - выяснить, что для этого следует сделать и кто и как это будет делать.
Первоочередной задачей на пути построения информационного общества в России была названа разработка государственной информационной политики, направленной на развитие всех компонентов информационного пространства и создание системы мер, обеспечивающих и стимулирующих развитие этого пространства.
По степени доступности ИР Россия отстает от развитых стран, хотя по их объему она уверенно занимает одно из ведущих мест в мире (по данным Госкомстата, 30 тыс. российских предприятий в 1996 г. имели в общей сложности около 800 тыс. баз данных, в августе 1997 г. в Интернет было свыше 6 тыс. российских страниц). Причины недоступности ИР в России заключаются в отсутствии должной технической базы, с одной стороны, и в отсутствии необходимой правовой базы, обеспечивающей возможность доступа к ИР, с другой; те же законы, которые сегодня уже существуют в области информатизации, к сожалению, в полном объеме не действуют. Например, общественность имеет право, но реально не может контролировать деятельность государственных органов, так как последние отнюдь не являются информационно доступными для нее, как того требует закон. В связи с этим было предложено разработать механизмы реализации имеющихся правовых положений в области ИР, определенных российскими законами, а также положений, закрепленных подзаконными актами в этой области. Однако о том, какими эти механизмы должны быть, сказано не было.
Важной задачей в области построения информационного общества является развитие и укрепление национальной информационной инфраструктуры, являющейся технологически единым информационным пространством России как целостного федеративного государства при полноценном участии российских регионов в общегосударственной социально-экономической, политической и культурной жизни и глубоких процессах интеграции стран СНГ.
К основным элементам информационного пространства относятся информационные технологии (ИТ). В этой области для отечественных разработчиков открываются радужные перспективы. По мнению председателя комитета, необходима выборочная государственная поддержка приоритетных ИТ, открытое конкурсное размещение госзаказов на новые ИТ при гарантии госзакупок и открытый конкурсный отбор ИТ при реализации государственных проектов систем связи, телекоммуникации и информатизации. Государство должно обеспечить разработку и реализацию нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере разработки и использования перспективных ИТ, и при этом стимулировать применение отечественных ИТ при условии их конкурентоспособности в различных финансируемых из госбюджета проектах и программах. Будем надеяться, что сказанное председателем не останется лишь благим намерением.
Государственная информационная политика должна быть направлена на поддержку (в различных формах) развития отечественных организаций и предприятий, обеспечивающих технологическую самостоятельность информационного пространства России вне зависимости от их форм собственности.
Достаточно много внимания было уделено проблемам, связанным с Интернет. В России нет ни одного закона, который непосредственно регулировал бы отношения, связанные с функционированием и использованием Интернет. Однако такая правовая неопределенность не является случайной. Интернет не знает географических границ, поэтому очень трудно, даже невозможно, как показывает опыт, например, США, регулировать ее работу в пределах конкретного государства. Такой региональный подход привел бы к частичному закрытию Интернет и лишению ее самого главного преимущества - глобального информационного представительства, как справедливо было заявлено в докладе В. Грамолина. Любители Интернет могут спать спокойно: наша Дума не собирается принимать никаких специальных законов, которые ограничивали бы даже распространение по Сети порнографии. При этом, конечно, не следует забывать, что многое в Сети вполне поддается регулированию с помощью уже сложившихся правовых и этических норм.
Однако для развития электронной коммерции с помощью Интернет и других сетей необходимо на законодательном уровне урегулировать вопросы, связанные с электронной подписью и возможностью оспаривания сделок, совершенных в электронной форме. Законодатель обещает разработать закон об электронной цифровой подписи только к маю 1999 г. Хотелось бы поскорее.
Все выступавшие докладчики отмечали, что построение и развитие информационного пространства должно основываться на законодательной базе, регулирующей отношения, которые могут возникнуть при создании, использовании и защите всех видов информации. При этом законодательная база должна обеспечить следующие условия:
- соблюдение конституционных прав граждан на доступ к информации, охрану личной и коммерческой тайны, охрану интеллектуальной собственности;
- единство информационного пространства и сокращение неравенства в развитии инфраструктуры регионов;
- развитие российской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и вхождение ее в мировое информационное пространство;
- поддержку отечественных производителей информационных продуктов и услуг;
- развитие новых форм деятельности в глобальных информационных сетях - электронной торговли, работы и досуга, распространения СМИ;
- поддержание разумного уровня конкуренции на информационном рынке, предотвращение монополизации владения информационными каналами;
- защиту потребителя от недобросовестной и ложной информации.
Построение такой правовой базы уже началось, и к настоящему времени принято значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих информационные отношения.
По окончании слушаний участники обсудили и приняли рекомендации Федеральному Собранию Российской Федерации, Президенту и Правительству Российской Федерации, касающиеся построения информационного пространства России.
Итак, в результате слушаний сложилась более или менее ясная картина, показывающая, что и как надо делать. Теперь от построения концепции можно переходить к практическим действиям. Хватило бы только денег...
К Инне Носовой, ведущему юристу компании “АйТи”, можно обратиться по адресу: I_Nosova@it.ru или по телефонам: (095) 127-9010, 127-9012.
Федеральные законы, связанные с проблемами информации и информатизации
Действующие
“О средствах массовой информации”, “Об информации, информатизации и защите информации”, “О связи”, “Об архивном фонде Российской Федерации и архивах (основы законодательства)”, “О библиотечном деле”, “О статистической деятельности в Российской Федерации”, “Об обязательном экземпляре документов”, “О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации”, “Об освещении деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации”, “О государственной поддержке районных газет”, “О почтовой связи”, “О фельдъегерской связи”, “Об участии в международном информационном обмене”, “Патентный закон”, “Об авторском праве и смежных правах”, “О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных”, “О правовой охране топологий интегральных микросхем”, “О государственной тайне”, “О рекламе”, “О федеральных органах правительственной связи и информации”, “Гражданский кодекс Российской Федерации” (соответствующие статьи), “Уголовный кодекс Российской Федерации” (соответствующие статьи).
Планируемые к принятию
“О праве на информацию”, “О телевизионном вещании и радиовещании”, “О радиочастотном спектре”, “Об обеспечении устойчивости и безопасности функционирования федеральных сетей связи”, “О телевизионном вещании и радиовещании с использованием кабельных, проводных и иных многоканальных систем”, “Об электромагнитной совместимости”, “О непосредственном спутниковом вещании”, “Об общественном правовом вещании”, “Об обеспечении участия Российской Федерации в структуре международной электросвязи”, “Об электронной цифровой подписи”, “О коммерческой тайне”, “О персональной информации”, “О государственной автоматизированной информационной системе "Выборы"”, “Об информационном обеспечении органов государственной власти”, “Об обеспечении информационного взаимодействия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации”, “Об издательском деле в Российской Федерации”, “О дополнениях и изменениях к федеральному закону "О связи"”, “О дополнениях и изменениях к федеральному закону "О почтовой связи"”, “О дополнениях и изменениях к федеральному закону "О средствах массовой информации"”, “О дополнениях и изменениях к федеральному закону "Об информации, информатизации и защите информации"”,
“О дополнениях и изменениях к федерально- му закону "Об авторском праве и смежных правах"”, “О дополнениях и изменениях к федеральному закону "Об участии в международном информационном обмене"”, “О дополнениях и изменениях к федеральному закону
"О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации"”, “О дополнениях и изменениях к федеральному закону "Об обязательном экземпляре документов"”.