Эстер Шейн

 

Хранилища данных

 

Подразделение фирмы по транспортировке продукции внутри США отслеживает поставки импортируемых и производимых на месте автомобилей

 

Автомобили фирмы Toyota перевозят людей, а Toyota Logistic Service (TLS, Торранс, шт. Калифорния), подразделение фирмы Toyota Motors Sales USA, в огромном количестве перевозит сами автомобили.

Кэрол Кауфман из фирмы TLS: “Хранилище данных содержит сведения о всех автомашинах фирмы, продаваемых в США”

 

TLS несет ответственность за все ввозимые в США автомобили фирмы Toyota на пути их следования из портовых терминалов в дилерские фирмы, а также за 783 000 автомашин, производимых на предприятиях Toyota в Северной Америке. И поэтому TLS должна как опытный водитель управлять значительным объемом критически важных для бизнеса данных, не говоря уже об обработке информации, связанной с предпродажным доукомплектованием машин: необходимо проверить установлено ли ручное управление, есть ли средства буксировки, напольные коврики и другие аксессуары вроде воздушных кондиционеров, багажников на крыше и бамперов.

 

Чтобы иметь возможность отслеживать всю эту информацию, TLS и отдел ИС в начале 1996 г. договорились о создании опытного образца хранилища данных на базе ПО фирмы Red Brick Systems. Как отмечает Кэрол Кауфман, менеджер TLS по поддержке решений, хранилище данных должно стать орудием, с помощью которого TLS сохранит конкурентоспособность в условиях быстро меняющейся ситуации.

 

Если в прошлом легковые автомобили и грузовики фирмы Toyota поступали в Северную Америку исключительно по импорту, то в 1997 г. 698 000 машин, что составляет 60% всех проданных в США автомобилей этой японской корпорации, были произведены на месте. К 2000 г. Toyota сможет ежегодно выпускать 1,1 млн. автомашин на своих предприятиях в США и Канаде.

 

Ввозимые в США машины поступают в разные порты страны, а затем развозятся в близлежащие регионы. Предприятия Toyota, расположенные в США, являются эксклюзивными производителями некоторых моделей машин этой фирмы, например Avalon, Sienna и Tacoma, и TLS заинтересована в наиболее экономичных способах их наземной транспортировки, которая обходится, как правило, намного дороже, чем морская доставка в порты. “Это создает дополнительную напряженность в работе сети транспортировок,  -  говорит Кауфман.  -  Учитывая конкурентную природу рынка, мы хотели бы, чтобы наше хранилище данных обеспечило нам стратегические преимущества и дало возможность быстрого маневрирования”. По ее словам, подразделение TLS стремится к тому, чтобы к 2000 г. сократить среднее время транспортировки продукции от производителя к дилеру в пределах США до 7 дней.

 

Как отмечают аналитики, лишь немногие фирмы, действующие в секторе производства, имеют желание освоить технологию создания хранилищ данных, и TLS в этом смысле принадлежит к числу пионеров. Кэвин Стрейндж, директор по исследованиям фирмы Gartner Group (Сан-Хосе, шт. Калифорния), полагает, что медленное внедрение хранилищ данных в сфере производства, как правило, связано с тенденцией к децентрализации отделов ИС и меньшим объемом их финансирования по сравнению с аналогичными отделами фирм, действующих в сфере телекоммуникаций, розничной торговли и финансовых услуг. “Создание хранилищ данных  -  непростое дело. Оно требует ресурсов, времени и квалифицированных кадров. Не каждая организация может за него взяться”,  -  говорит Стрейндж.

 

До создания хранилища данных программистам TLS приходилось извлекать данные, связанные с транспортировкой автомобилей, из баз данных СУБД IMS и DB/2 корпорации IBM, установленных на мэйнфрейме, что занимало где-то от одной недели до месяца, в зависимости от сложности запроса, отмечает Кауфман. Поскольку операция извлечения данных зависела от распорядка работы программистов, люди, непосредственно занятые бизнесом, не могли напрямую манипулировать данными. “Мы тратили массу времени на ручную подборку данных и переустановку их ключей,  -  говорит она.  -  Процесс экстраполяции мог занимать до трех месяцев”.

 

TLS также нужна была система, поддерживающая разнообразные виды запросов, а не только заранее определенный их набор. Другое требование состояло в том, чтобы среднее время выполнения запроса не превышало одной минуты во избежание потерь рабочего времени.

 

Не менее важно было спроектировать хранилище данных так, чтобы оно поддерживало модель данных, которая описывается схемой звезды и состоит из центральной таблицы с базовой информацией и окружающего ее набора дескриптивных таблиц, что открывает возможность запросов по таким параметрам, как цвет, модель или год выпуска автомобиля. Например, в одной из таблиц мог бы содержаться идентификационный номер транспортного средства, а другие могли бы включать в себя более детальные признаки автомашин этого класса. Благодаря этому TLS могла бы, допустим, сделать запрос о том, сколько в определенном регионе продано шестицилиндровых автомобилей голубой окраски, а сколько четырехцилиндровых, а затем, углубляясь в детали, сравнить количество машин, проданных, скажем, во всем штате Калифорния, с тем, сколько продано в Лос-Анджелесе.

 

По словам Кауфман, основную работу по конструированию хранилища данных, обладающего этими специфическими возможностями, выполняла группа из четырех специалистов, которая разработала соответствующие модели данных и использовала для связывания таблиц продукт BrioQuery фирмы Brio Technologies, представляющий собой клиентское средство онлайновой аналитической обработки на базе языка SQL.

 

Хранилище данных TLS имеет сегодня объем в 20 Гб и содержит 103 таблицы строковых данных, организованных в 10 схем типа звезда, причем самая крупная звезда объединяет 28 таблиц.

 

Составление ежегодных отчетов о затратах на грузовые перевозки до создания этой системы занимало около трех месяцев; для этого TLS приходилось нанимать дополнительных сотрудников в помощь основному персоналу. После установки хранилища данных модельный аналитический отчет по предполагаемым затратам за 1998 г. занял три недели и помощи со стороны не потребовалось.

 

Производство американизированных “Тойот” продолжает расширяться, к концу 1998 г. должно войти в строй уже четвертое предприятие японской фирмы в Северной Америке, и это требует постоянного внимания к снижению затрат на транспортировку готовой продукции. Как считает Кауфман, это практически невозможно без обращения к информации прошлых лет, которая содержится в хранилище данных.

 

“Хранилище данных  -  это наше главное стратегическое приложение, которое в самое ближайшее время будет запущено в дело,  -  добавляет она.  -  Оно позволит TLS непрерывно улучшать результаты своей деятельности, сокращая затраты времени и повышая эффективность работы”.

TOYOTA LOGISTIC SERVICES

 

Задача: Хранилище данных TLS должно стать средством для принятия быстрых решений в сфере транспортировки готовой продукции. Кроме того, система должна обеспечить возможности планирования и улучшения деятельности фирмы.

 

Решение: Хранилище данных, первый вариант которого появился в середине 1996 г., поддерживает специальную модель данных, описываемую звездообразной схемой, реализуемой на основе связей между таблицами.

 

Оборудование/программные средства: Используется ПО Data Warehouse фирмы Red Brick System в среде Unix на базе IBM RS/6000 со средним временем выполнения запроса менее одной минуты.

 

Текущее состояние: TLS планирует к концу 1998 г. расширить область применения хранилища данных, включив в нее еще 10 предметных областей. Благодаря этому можно будет увеличить объем хранимых данных, относящихся к предыдущим годам, что позволит анализировать время и объемы денежных затрат на доукомплектование автомобилей и их доставку дилерам по железной дороге или грузовым автотранспортом.

Версия для печати