Эстер Шейн

 

Хранилища данных

 

Благодаря существенному сокращению жизненного цикла запроса организации могут улучшить качество обслуживания своих клиентов

 

Что такое “спасение от проблем с обработкой информации”? Для группы информационного обеспечения фирмы Tufts Health Plan (Уолтэм, шт. Массачусетс), которой пришлось столкнуться с требованием со стороны конечных пользователей о полной поддержке нестандартных запросов, это значит  -  “хранилище данных”.

Раньше Трайса Хьюз и Том Уолл из Tufts не знали, куда деваться от пользовательских требований на составление нерегламентированных запросов

 

При средней интенсивности обращений с запросами произвольного  -  в диапазоне от жалоб пациента до текущего графика работы врача  -  характера от 100 до 120 в месяц на составление нового запроса уходило два-три месяца, вспоминает Трайса Хьюз, являющаяся в HMO* Trufts директором по информационным ресурсам. Подобные темпы были очень далеки от удовлетворительных для столь конкурентной области, как здравоохранение, где “эпидемия слияний” заставляет поставщиков информационных услуг перекраивать массивы данных “хирургическим путем” в реальном масштабе времени  -  иначе им просто было бы не выжить.

 

“Это очень информационно зависимый бизнес, так что, если вы не знаете свои данные как собственные пять пальцев, вам придется очень тяжело в борьбе с конкурентами”,  -  сказала Хьюз.

 

По ее подсчетам, с момента построения в 1993 г. первоначального варианта хранилища данных количество обращений к службе информационного обеспечения упало почти на 70%  -  при том, что 240 пользователей обрабатывают в месяц свыше 4000 запросов, время отклика на каждое из которых составляет около шести минут. Эта система, построенная на основе ПО Red Brick фирмы Red Brick Systems, использует 84 Гб памяти, поделенной между шестью предметными областями, а общее количество таблиц в ней равняется 199, сообщил руководитель проекта Том Уолл. “Раньше нам приходилось держать по одному специалисту на каждый тип нерегламентированных запросов, и они целый рабочий день исключительно этим и занимались. А теперь мы высвободили их и перевели на другие важные участки”,  -  отметил он.

 

Помимо способности не отстать от конкурентов, хранилища данных могут помочь HMO и другим организациям здравоохранения выявлять симулянтов и мошенников, отметил Кевин Стрейндж, директор по исследованиям фирмы Gartner Group (Сан-Хосе, шт. Калифорния). Да еще вы получаете сведения о том, какие виды медицинского обслуживания пользуются спросом, почему некоторые из видов лечения оказались неэффективными в прошлом; вы можете повысить эффективность оказываемых услуг и снизить затраты”.

 

С Чего начать?

 

Рассмотрев и сравнив достоинства и недостатки продуктов компаний Ingres (теперь ставшей частью фирмы Computer Associates International), Oracle и Sybase, специалисты Tufts остановились на системе Red Brick с внешним интерфейсом Forest & Trees фирмы Platinum Technology. Основанное на ней хранилище данных функционирует на машине Hewlett-Packard 9000 под управлением ОС Unix  -  как пояснила Хьюз, в то время это была стандартная платформа для подобных приложений.

 

Пилотный проект было решено осуществить на базе подразделения Tufts, занимающегося маркетингом и вопросами страхования. В эту первую систему была введена информация о жалобах пациентов за предшествующие полтора года, а доступ к ней первоначально получили только пять пользователей. “Успех был настолько ошеломляющим, что системой немедленно заинтересовались в других подразделениях компании,  -  вспоминает Хьюз,  -  и нам не пришлось никого убеждать в необходимости изыскать время на обучение работе с нею”.

 

Объем хранения быстро увеличился, когда к системе подключился отдел, составляющий ежегодные отчеты по форме HEDIS (Health Employer Data Information Set  -  набор данных для потребителей услуг здравоохранения). Его работникам необходимо соблюдать жесткие сроки подготовки отчетов, так что выгоды быстрой обработки запросов с использованием хранилища данных были для них особенно ощутимы. Требования к таким отчетам составляются коалицией инициативных групп потребителей услуг здравоохранения с целью разработки на основе получаемой информации различных схем медицинского страхования.

 

В дальнейшем, используя средства реляционной СУБД Red Brick, специалисты Tufts структурировали свое хранилище данных, чтобы продвинуться еще на шаг вперед по избранному пути и организовать реляционную оперативную аналитическую обработку данных, или ROLAP. “Мы применяем термин OLAP в его широком толковании. С помощью нашей системы вы можете переходить от результатов обработки запросов к скрывающейся за ними детальной информации и выполнять многомерную либо реляционную аналитическую обработку,  -  пояснила Хьюз.  -  Все эти различия относятся к конкретной архитектуре системы, но главное  -  это чтобы пользователи исправно получали ответы на свои вопросы”.

 

Например, менеджеры подразделения Tufts, служащего связующим звеном между клиниками  -  участниками этой HMO, получают возможность анализировать информацию о том, какого вида медицинскую помощь оказывали их врачи за длительные промежутки времени, так что можно сформировать определенную картину потребления услуг. Еще одно подразделение HMO  -  группа повышения качества обслуживания, по словам Хьюз, с помощью хранилища данных проверяет, насколько активно клиники-участники проводят профилактические мероприятия, такие, как снятие маммограмм.

 

В сегодняшней повестке дня стоит дополнение хранилища данных поддержкой Web. Недавно подразделение информационного обеспечения Tufts приобрело три продукта фирмы MicroStrategy, предназначенных для выполнения оперативной аналитической обработки на базе Web. “Мы как компания считаем, что будущее за Web и поддержка этой системы в приложениях совершенно необходима, поскольку браузер вскоре станет универсальным средством доступа к любой информации”,  -  говорит Хьюз.

 

В новом году это подразделение планирует приступить к распространению своих стандартных отчетов по корпоративной интрасети. С использованием браузера Navigator корпорации Netscape Communications доступ к ним получат сотрудники внутренних подразделений и представители высшего руководства компании. Кроме того, рассматривается возможность предоставления доступа к этим отчетам по экстрасети для менеджеров внешних организаций, обеспечивающих своих сотрудников медицинскими льготами.

 

“Наше хранилище позволяет по-настоящему взять данные в свои руки тем конечным пользователям информационной системы, которые принимают решения,  -  утверждает Хьюз.  -  Его эксплуатация обеспечивает повышение эффективности и качества услуг, предоставляемых клиентам нашими сотрудниками”.* HMO  -  одна из разновидностей организации страховой медицины в США.  -  Прим. перев.

Tufts Health Plan

 

задачи: подразделению информационного обеспечения, погребенному под горой пользовательских требований о составлении все новых нерегламентированных запросов к БД, понадобился некоторый способ оперативного доступа к информации.

 

Решение: хранилище данных объемом 84 Гб с общим числом строк таблиц данных 273 млн. Количество обращений к сотрудникам подразделения информационного обеспечения сократилось почти на 70%; ежемесячно обрабатывается свыше 4000 запросов при среднем времени отклика около шести минут.

 

Оборудование/программные средства: ПО хранилища данных фирмы Red Brick Systems, исполняющееся на сервере HP 9000 460 под управлением ОС Unix. Внешний интерфейс Forest & Trees фирмы Platinum Technologies взаимодействует с СУБД Red Brick и обеспечивает генерацию запросов и отчетов. Продукты DSS Server и DSS Web фирмы MicroStrategy используются для организации ROLAP-обработки в корпоративной интрасети.

 

Текущее состояние: подразделение информационного обеспечения планирует в начале года развернуть систему Web-доступа и рассматривает перспективы создания экстрасети компании.

Версия для печати