КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Эдуард Пройдаков    

Первый же день на Комтеке поразил меня агрессивной активностью экспонентов. По меткому замечанию Дмитрия Лебединского (Dell Systems), “все вдруг поняли, что нужно заниматься public relations, но только не все знают, как это делать”.

Эдуард Пройдаков

Тем не менее выставка показалась мне очень интересной. По активности участников можно было судить о многом в их бизнесе: изменилось ли позиционирование фирмы (как, например, у Hewlett-Packard и Software AG), как идут ее дела на рынке (явно оживились Informix, ИВК), выжидает ли фирма улучшения рыночной ситуации или готова к броску. Не секрет, что результаты так хорошо начавшегося в январе квартала в марте оказались для многих участников рынка плачевными. Среди основных причин называют: падение мировых цен на нефть, проволочки с утверждением государственного бюджета, политическую нестабильность, падение розничных продаж. После длительного периода быстрого роста для российских фирм наступил этап, когда требуется всерьез заняться вопросами эффективности бизнеса и планирования, внедрять новые технологии, глубже изучать спрос. Начали сказываться сделанные ранее маркетинговые ошибки. Кроме того, обостряется конкуренция из-за все более активного проникновения на российский рынок западных дистрибьюторов и системных интеграторов.

Нельзя сказать, чтобы на выставке было что-то, как говорят школьники, “супер-пупер”, но при внимательном рассмотрении обнаружилась масса интересных вещей, таких, как телевизионная приставка, которую выпустила фирма ИВК, уникальный по качеству проектор стоимостью в 100 тыс. долл. на стенде Delight 2000 или система обучения английскому языку Talk to me на стенде фирмы MultiSoft.

На выставке произошло множество разных по значимости событий: от совсем неожиданных, таких, как слияние компаний “Парус” и “Галактика” (см. с. 1), до курьезных, когда выброшенный в урну пищащий ИБП, украденный со стенда APC, был принят охраной за взрывной механизм. Выставка оказалась, на мой взгляд, рекордной (точную статистику, к сожалению, никто не ведет) по числу посетивших ее президентов и вице-президентов иностранных компаний, по обилию красивых девушек на стендах и около них, по количеству выступивших там артистов.

С российской стороны вели переговоры и осматривали экспозиции многочисленные делегации заводов, государственных учреждений и банков. Встретив знакомого начальника отдела информационных систем одного из крупнейших банков, я спросил о его впечатлениях от выставки. По его мнению, она очень деловая, ему понравилось то, что на ней можно увидеться и переговорить со всеми нужными людьми. Более деловой характер выставки подтвердил и президент томской фирмы “Стек” Игорь Иткин.

Конечно же, следует отметить высокую активность компьютерной прессы. Объявление о выходе в сентябре российского издания американского журнала Byte, выпуск к Комтеку первого номера журнала Data communications, интерес к российскому рынку редакции журнала “CHIP-Украина”, высокая продуктивность книжных издательств - все это показатель того, что нашу тихую гавань тоже начали продувать ветры конкуренции.

Номер нашего еженедельника, приуроченный к Комтеку, вышел объемом 116 стр. и стал рекордным по толщине за все три года нашего существования, и я не помню, чтобы кто-то за пять дней сделал номер больше, так что это еще и своеобразный рекорд страны. Однако если раньше толстые еженедельники были на выставке событием, то сейчас этим уже никого не удивишь.

Из других впечатлений отмечу, что, несмотря на достаточно высокую стоимость билета (40 руб.), посетителей было больше, чем нужно. Бойкая торговля приглашениями, предназначенными для сотрудников фирм, велась с рук от станции метро до входа на выставку по цене в два раза ниже. Возможно, поэтому пройти павильоны из конца в конец было значительно труднее, чем на CeBIT’e. Как обычно на Комтеке, кроме секции САПР, расположение стендов оказалось тематически неструктурированным, иногда это приводило к довольно странному соседству фирм из совершенно разных секторов рынка, что не способствовало нормальной работе на стенде.

Кстати, о самих стендах. Можно было бы провести конкурс стендов и написать по материалам Комтека целый труд о современных тенденциях в области стендостроительства. Следует признать, что безликих стендов на наших выставках становится все меньше. Подходы к выбору архитектурного решения сильно различаются в зависимости от закладываемой в него функциональности. Я разделил бы стенды на открытые, замкнутые и комбинированные. Открытые дают возможность пропустить через стенд максимальное количество посетителей (например, стенды компаний Samsung, Lexmark). По оценке Михаила Петрова, президента фирмы Delight 2000, через открытую часть его стенда в день проходило до пяти тысяч посетителей. Закрытые стенды в основном предназначены для интенсивных переговоров с клиентами. Оригинальным было решение Dell Systems: ее стенд, оформленный в стиле египетской пирамиды, внутреннюю часть которой занимал обширный офис, украшал фонтан в виде водяного столба. Удачного сочетания открытости и в то же время полной звукоизолированности добилась на своем стенде компания OCS. Это по достоинству смогли оценить участники проводившихся на нем газетой CRN/RE круглых столов по дистрибуции. Нужно отдать должное интересному замыслу конструкторов стенда “Белый ветер - ДВМ”. Многие фирмы постарались сделать свои стенды интересными и привлекательными. У меня нет возможности упомянуть всех, просто выставочная культура российского Комтека поднялась еще на одну ступень. И пока это происходит, пока перед входом на выставку выстраивается очередь жаждущих на нее попасть, значит она нужна.

С Эдуардом Пройдаковым, главным редактором еженедельника, можно связаться по телефону: (095) 237-8901 или по адресу: chief@pcweek.ru.

Версия для печати