Стройность управлению предприятием придаст сбалансированная диета из инструментария специалистов и процессов

Стефани Нэйл

Том Хантер страшно устал от непрерывных поездок. Ему, директору информационной службы регионального медицинского центра Charleston Area Medical Center (Чарлстон, шт. Южная Каролина), безумно надоело бесконечное обновление программного обеспечения на двух тысячах персональных компьютеров. Ведь они размещаются в трех центральных госпиталях и нескольких больничных филиалах, находящихся от них в сотне с лишним километров.

Чтобы облегчить свою участь, Хантер решил воспользоваться инструментарием управления предприятиями. С помощью этих средств он намеревался предоставить своей команде из 106 сотрудников возможность централизованного распространения ПО и дистанционного управления настольными системами непосредственно из главного офиса.

Как ни парадоксально, снижение эксплуатационных расходов прежде всего потребовало существенных капиталовложений. Медицинский центр начал с того, что перевел свою региональную сеть на АТМ-магистраль, а затем приступил к развертыванию ПО Unicenter TNG фирмы Computer Associates International. Правда, расходы Хантера не тревожат. Он чувствует, что вносимые изменения позволят гораздо эффективнее использовать современные информационные технологии, упростят обновление ПО, дадут возможность обнаруживать неисправности в маршрутизаторах еще до того, как они вызовут дорогостоящий простой сети.

“Сегодня, пока мы не используем Unicenter, управление предприятием обходится нам в 2,6 млн. долл., - рассказывает Хантер. - Новая технология должна дать нам экономию 58%, т. е., 1,5 млн. долл., а то и больше”.

Однако далеко не все организации убеждены, что OpenView компании Hewlett-Packard, Tivoli ТМЕ 10 корпорации IBM, Pro Vision фирмы Platinum Technology, уже упоминавшийся Unicenter и другие подобные средства управления сетями предприятий сулят только выигрыш. Конечно, эти пакеты упрощают дистанционное управление и повышают уровень обслуживания, но их нельзя рассматривать как панацею от всех зол. Эксперты постоянно напоминают, что для успешного применения таких инструментов необходимо тщательное планирование процессов, технологий и работы пользователей. Более того, когда дело доходит до развертывания новых средств, руководителям информационных технологий не следует разбрасываться, они должны сосредоточить все свои усилия на достижении одной цели.

Хантер сокращает издержки в медицинском

центре с помощью Unicenter TNG

“Программные средства управления предприятием не универсальны. Одни из них предназначены для снижения вероятности серьезных сбоев в работе, другие - для повышения качества обслуживания или снижения общей стоимости владения, - подчеркивает Рей Пэкет, директор по исследованиям фирмы Gartner Group (Берлингтон, шт. Массачусетс). - Мы посоветовали бы [компаниям] добиваться этих целей последовательно. Попытка охватить все сразу - прямой путь к провалу”.

Универсальные средства

Хантер поставил во главу угла качество обслуживания. Он был готов пожертвовать частью бюджета информационных технологий, если это позволит ускорить выполнение заявок конечных пользователей. “На установку нового ПО в одной из наших больниц порой мог уйти целый день, - вспоминает он. - Ведь специалисту приходилось добираться до нее на машине”.

Хантер высоко оценивает 50 с лишним функций управления Unicenter, среди которых - доставка ПО, дистанционное управление и автоматизированный справочный стол. Используя их, служащие отдела смогут работать намного эффективнее, обеспечивая управление в масштабе всего предприятия с одной центральной консоли. “Похоже, что Unicenter предоставляет нам все необходимое”, - отмечает Хантер.

Но как ни важна тесная интеграция модулей в пакете, эксперты все же предупреждают, что полностью полагаться при управлении всем предприятием на продукт одного производителя весьма рискованно, а порой и слишком дорого. “Могу поспорить, - говорит Пэкет из Gartner Groups, - что инструментарий управления предприятием слишком дорог, чтобы его использовать для экономии средств. Львиная доля затрат приходится на его развертывание. Стоимость этой операции можно снизить, приобретая более дешевые программы, которые намного проще [в развертывании], хотя решают те же задачи”.

В связи с этим Пэкет рекомендует индивидуальный подход. Вместо того чтобы вкладывать миллион долларов, а то и больше, в универсальное средство наподобие Unicenter, компания вполне может воспользоваться функциями управления, которые предлагают другие пакеты. Скажем, пользователи Windows NT версии 4.0 могут бесплатно получить Zero Administration Kit корпорации Microsoft, предоставляющий сходные возможности, а в пятой версии этой ОС, выпуск которой намечен на конец нынешнего года, он будет встроенным. Приобретая же сервер ProLiant корпорации Compaq Computers, пользователь бесплатно получает и ПО системного управления Insight Manager.

И все же перед тем, как сделать окончательный выбор инструментария, эксперты советуют обратиться к независимым консультантам, которые помогут разработать процесс внедрения ПО. Использование передового опыта при развертывании программ помогает существенно снизить финансовые издержки.

“Предварительная подготовка всех процессов ускоряет внедрение ПО и позволяет [компании] быстрее воспользоваться всеми преимуществами нового продукта”, - уверен Эрик Ри, директор по консультациям в области информационных технологий фирмы Keane (Бостон, шт. Массачусетс).

В поддержку многокомпонентного подхода к средствам управления предприятием высказывается и Аарон Ченг, директор по информационным технологиям фирмы Ontario Hydro (Торонто, Канада). С целью экономии средств он решил свести несколько оперативных центров воедино и наладить централизованное управление всеми технологиями. Для этого под его руководством была развернута интегрированная инфраструктура управления Command/ Post фирмы Boole & Babbage, а в ее рамках - несколько приложений различных производителей. В этой объединенной структуре Command/ Post обеспечивает общий интерфейс, OpenView компании Hewlett-Packard отвечает за управление сетью, а Action Request System корпорации Remedy предлагает пользователям автоматизированный справочный стол.

После того как проект был завершен, Ченг смог повысить производительность своего отдела и при этом сократить его штат. “Всего за один год эффективность работы возросла на 350%, а издержки увеличились лишь на 30%, - рассказывает он. - Основная часть затрат приходится на оплату труда или ресурсов, необходимых для управления предприятием”.

От использования управленческого ПО Ченг отказался лишь в одной области - на настольных системах. По его мнению, кратчайший путь к управлению индивидуальными ПК и снижению общей стоимости владения ими пролегает через стандартизацию операционной среды и приложений.    

Жизнь на колесах

Для Джуди Хейс, сетевого инженера независимого школьного округа Плейно (шт. Техас), вопрос управления настольными системами имеет особое значение. Семерым служащим ее отдела приходится управлять пятнадцатью тысячами компьютеров под Windows 3.1 и двумястами серверами с ОС NetWare 4.11 фирмы Novell. Еще больше усложняет ситуацию то, что на Хейс возложено управление мобильными пользователями. “Учителя переезжают из одного городка в другой, а студент в течение одного дня может подключиться к сети с шести различных компьютеров”, - говорит она.

Контроль за индивидуальными пользователями мог бы превратиться в сущий кошмар, но, как считает Хейс, ей удалось найти средство для решения этой проблемы. Пакет ZENworks фирмы Novell стоит сравнительно недорого (всего $39 на один узел) и отличается высокой гибкостью в применении. Он создает “цифровую персону” по спецификации Службы каталога Novell, на основе которой в каждом случае формируется профиль пользователя, учитывающий разрешения для рабочей станции и сети. Благодаря этому все пользователи получают доступ ко всем инструментальным программам и данным, которые им необходимы. Еще большие возможности, как подчеркивает Хейс, открывают перед пользователем функции автоматизации, заложенные в пакет, и, в частности, утилита Snapshot. “Вместо того, чтобы выезжать для инсталляции нового приложения к месту расположения каждой рабочей станции, теперь достаточно просто щелкнуть на нужной пиктограмме, - рассказывает она. - Весь остальной процесс установки идет автоматически”.

Впоследствии Хейс намерена включить в свою модель управления предприятием серверный инструментарий ManageWise фирмы Novell или Unicenter фирмы Computer Associates International. Но сколь эффективными ни оказались бы все эти средства, Хейс твердо уверена, что снижение общей стоимости владения нельзя получить от какого-нибудь производителя на блюдечке с голубой каемочкой. Тут она полагается в первую очередь на семерых своих специалистов.

Ей вторит и Пэкет из Gartner Group, который дает такой совет: “Успех [в снижении общей стоимости владения] не зависит от применяемых продуктов. В его основе лежат четкая организационная структура, хорошо отработанные процессы и знания опытных специалистов”.

Продолжение. Начало см. в PC Week № 18/98 с. 22 и № 19/98 с. 22.

Версия для печати