Рецензия

Александр Чубуков

Дэн Оузьер, Стив Гробман, Стив Батсон. Delphi 3. Освой самостоятельно. Пер. с англ. М., Бином, 1998. - 560 с.

Российским издательством “Бином”, специализирующимся на компьютерной литературе, выпущено очередное руководство для программистов, которые стремятся освоить непростую, но эффективную инструментальную среду.

Заглавие в оригинале (Teach yourself Delphi 3 for 14 days) предлагает изучать ее совершенно немыслимыми (даже для “сверхжелающих” и “сверхталантливых” людей) темпами - за две недели и, видимо, полностью. В переводе эта чересчур смелая рекомендация изъята, но указано, что издание претендует на роль “полного руководства для самостоятельного обучения”, что сразу же вызывает сомнения.

В определенной мере книга, вышедшая из-под пера известных американских компьютерных писателей, может быть использована для освоения этой инструментальной среды. Но круг представленных тем столь широк, что, на мой взгляд, не только фундаментально изучить, но мало-мальски осмыслить и подготовиться к практическому использованию и малой части множества рекомендаций даже для опытного программиста, приступающего к погружению в эту нетривиальную инструментальную среду, сравнимую разве что с “дельфийским океаном”, не представляется возможным.

Авторы затронули (именно затронули, так как для проникновения в глубину большинства тем требуется, быть может, не одна дополнительная сотня страниц и не один десяток книг) многие вопросы, зная ответы на которые можно приступать к освоению множества примеров, приведенных в издании, и конечно же к программированию.

Интересно методическое построение учебного пособия. Каждая глава сопровождается заключением, составленным в виде резюме, приводятся задачи с ответами, в дополнение даются контрольные вопросы и упражнения - все эти методические ухищрения авторов, вроде бы замедляя процесс изучения непростых тем, на самом деле способствуют более полноценному их усвоению.

Первая половина книги рассчитана на тех, кто только приступает к изучению Delphi 3. Здесь можно познакомиться с основами языка программирования Object Pascal, получить представление о визуальной среде разработки и о принципах объектно-ориентированного программирования, узнать, из каких компонентов состоит приложение, разработанное в Delphi, научиться пользоваться редактором и интегрированным отладчиком. Предоставив читателю основную информацию по программированию, авторы знакомят его с практической методикой проектирования графического интерфейса пользователя. Основная мысль, которую они стремятся донести до программиста в этом разделе, состоит в том, что такой интерфейс должен разрабатываться для пользователя с учетом исключительно его интересов. Здесь не забыты наглядность и единообразие, эстетика и простота и даже терпимость к пользователю при проектировании для него интерфейса. После этого рассматриваются многочисленные средства и методы реализации пользовательского интерфейса: пиктограммы и текст заголовков, всевозможные кнопки и оформление различного вида окон, всплывающие и каскадные меню, ползунки, подсказки, индикаторы, инструментальные панели и т. п.

Другая половина книги посвящена более сложным темам. Наибольший интерес эта часть издания может представить для профессионалов, которые среди многочисленных примеров, советов и рекомендаций авторов смогут найти, на мой взгляд, немало полезного для использования в своих разработках.

Однако впечатляет, что достаточно сложные темы авторы советуют изучать еще более ускоренными темпами - в течение одной недели (!), видимо, полагая, что профессионалы ощущают острый дефицит времени. Так, всего лишь за один день предлагается постичь архитектуру баз данных, а за другой одолеть ни больше ни меньше как графику, мультимедиа и анимацию - все в один присест, с тем чтобы не терять время! Так же быстро предлагается пройтись по визуальной библиотеке компонентов VCL, научиться создавать собственные визуальные компоненты, а заодно и компоненты ActiveX одновременно с использованием их в Web-странице. Особый интерес, на мой взгляд, представляет раздел, в котором в доступной манере рассказывается, как создавать отчеты с помощью генератора QuickReport и диаграммы с помощью компонентов TeeChart и Decision Cube. В заключительных разделах авторы затрагивают не менее важные аспекты построения приложений для Internet - и опять с помощью дельфийских средств; даже приведен пример разработки реального Web-приложения с использованием транзакционной модели и событийно управляемым интерфейсом. Наконец, даны рекомендации по развертыванию разработанных 32-разрядных приложений.

Серьезность, полезность и качество изложения представленного материала не вызывает сомнения, но требуемая от читателя скорость (думается, что это требование все-таки обусловлено лишь рекламными целями) для его освоения по меньшей мере настораживает - так и хочется посоветовать читателю, взявшему в руки эту в общем-то весьма ценную книгу: не спешите, толку, несомненно, будет больше, если вы снизите темп обучения.

Телефон издательства “Бином”: (095) 973-9062.

Версия для печати