ГЛЯДЯ ВПЕРЕД

Марк Л. Ван Нейм, Билл Кэтчингс

Неполадки с ПО, на первый взгляд кажущиеся незначительными, часто отнимают больше времени и сил, чем серьезные проблемы, о которых вы знали заранее. И как бы мы ни желали, чтобы разработки для Web и intranet были исключением из этого правила, приходится признать, что они таковыми не являются. Современные инструменты позволяют легко создавать вполне прилично работающие несложные узлы, но на этом вся простота и заканчивается.

Как только дело доходит до поддержки и расширения узла, вы вступаете на минное поле скрытых трудностей. В условиях постоянного дефицита времени, свойственного этому периоду, единственный выход из положения - найти некий компромиссный, приемлемый для пользователей вариант на тот период, пока вы ищете пути устранения проблем.

Наши группы около года обслуживали узел интрасети с ограниченным доступом. Мы специально делали этот узел простым: статические страницы, немного места для конференций и несколько экранных бланков. На главной машине узла под управлением Windows NT работал IIS корпорации Microsoft, а большинство страниц было изготовлено с помощью FrontPage 97.

Первая проблема возникла перед нашими разработчиками, когда они создавали реестр доступа. Мы намеревались ограничиться только именами пользователей и паролями. Нам были совершенно не нужны никакие изыски, связанные с синхронизацией каталогов. Первоначальная настройка была делом весьма несложным, поскольку ограничение доступа - стандартная функция, которую напрямую поддерживает IIS.

Однако создатели IIS, по всей видимости, не предполагали, что пользователи могут однажды захотеть изменить пароль. А может, они решили не баловать их возможностью сделать это легко. Но мы-то знали, что наши пользователи захотят менять пароли. Это было непросто, но в конце концов мы такую функцию встроили. К несчастью, она перестала действовать после того, как мы модернизировали IIS. Мы до сих пор продолжаем работать с Microsoft над решением этой проблемы.

Еще наш узел содержал несколько формуляров. Мы старались избегать ненужной вычурности: просто хотели сделать так, чтобы пользователи вносили в эти формуляры некоторые данные, которые затем автоматически пересылались бы по электронной почте в наш список адресов. Мы не собирались пользоваться какой бы то ни было СУБД, полагая, что это лишнее.

Мы, разумеется, ошибались. Попытки использовать электронную почту при отсутствии СУБД привели к новым осложнениям. Вначале мы боролись с трудностями с помощью бесплатно распространяемых сценариев, написанных на языке Perl, считая это временной мерой, но затем оказалось, что дальнейшему решению проблемы мешают все остальные наши установки, а также IIS. Дело в том, что нужные нам возможности электронной почты есть во FrontPage 98, но его применение создает столько других проблем, что в такой модернизации нет никакого смысла.

Сейчас специалисты, ответственные за поддержку узла, склоняются к использованию экранных бланков в форме отдельного пакета. Но даже при таком подходе могут возникнуть сложности, поскольку отсутствие в Windows NT встроенных функций электронной почты вынудит нас пользоваться протоколом SMTP, который может плохо сочетаться с нашей корпоративной почтовой системой на базе Lotus Notes.

Ни одну из этих проблем нельзя назвать фатальной. Но они раздражают и отнимают время. И при этом обе они связаны с такими функциями и возможностями, которые нередко требуются пользователям, и, на наш взгляд, могли бы быть предусмотрены корпорацией Microsoft.

Перед тем как создавать узел, определите, какие возможности вам необходимы. Затем убедитесь в том, что выбранные вами инструменты предоставляют такие возможности. И обязательно сделайте это снова перед обновлением ПО.

Но даже следуя нашим советам, вы не будете застрахованы от сложностей при разработке, поскольку зачастую большее значение имеет не само присутствие нужной функции, а способ ее реализации. Тем не менее следование им все же может уберечь вас от скрытых проблем, по крайней мере на первое время.

С Марком Л. Ван Неймом и Биллом Кэтчингсом можно связаться через Интернет по адресам: mark_van_name@zd.com и bill_catchings@zd.com.

Версия для печати