ЛИЧНОСТЬ

Алексей Максимов

Тайваньский пресс-тур Acer предоставил уникальную возможность “вживую” пообщаться с легендарной фигурой азиатской ИТ-индустрии - председателем правления и исполнительным директором Acer Стеном Ши. Безусловно, г-н Ши относится к привлекающей всеобщее внимание категории первопроходцев, начинавших свое восхождение с нуля. Говорят, впервые его способности ярко проявились еще в детстве, когда деревенский парень, в трехлетнем возрасте потерявший отца, вынужден был рано начать зарабатывать на жизнь, торгуя вместе с мамой утиными яйцами. Тут он приобрел первичные навыки ведения бизнеса и показал незаурядные математические способности, легко справляясь с расчетами в местной и международной валютных системах.

Стен Ши - азиатская легенда

Возможно, именно этот опыт впоследствии, уже после окончания университета, привел его в компанию Qualitron Electronics, где в начале 70-х он возглавил разработку первого тайваньского калькулятора. А в 1976 г. Стен Ши вместе с женой Кэролайн и партнерами собрал 25 тыс. долл. и основал компанию Multitech, которая десять лет спустя была переименована в Acer. В прошлом году годовой доход компании, разросшейся в большую международную группу, достиг 5,9 млрд. долл., Acer стала третьим в мире производителем ПК и седьмым в мире поставщиком компьютеров под своей торговой маркой. Любопытно, что г-ну Ши, по его собственому признанию, принадлежит лишь 6 - 7% акций компании, а всего у Acer 240 тыс. акционеров.

Предшественник современных машин

Acer - первый компьютер Multitech

О Стене Ши сказано и написано немало интересного, поэтому встречи с ним я ожидал с нетерпением. И ожидания мои полностью оправдались. Г-н Ши предстал перед участниками пресс-тура бодрым, демократичным, откровенным и увлеченным новыми идеями, граничащими с фантазией, но в реализацию которых хочется верить. К сожалению, программа мероприятия была настолько плотной, что возможность взять индивидуальное интервью так и не представилась. Зато времени на общую дискуссию организаторы отвели с лихвой, поэтому получить ответы на некоторые интересовавшие меня вопросы все же удалось.

PC Week: В вашей книге “"Как все" - это не мой стиль” вы провозгласили свое кредо: “Бросать вызов трудностям, преодолевать барьеры и создавать новое качество”. В чем вы сейчас видите основные трудности, каким образом вы стремитесь их преодолеть и какова цель этого движения?

Стен Ши: Я всегда был поставщиком аппаратного обеспечения. Поскольку ни одно компьютерное устройство немыслимо без микросхем, десять лет назад я создал собственное производство полупроводников, чтобы снизить себестоимость конечной продукции. Будущее тайваньской ИТ-индустрии, залог ее конкурентоспособности я вижу в создании культуры программного обеспечения. Сегодня я практически ничего не знаю об индустрии ПО, но намерен стать лидером в этой сфере. Поэтому мне нужно найти путь развития индустрии ПО Тайваня, да и всей Азии. И в этом заключается нынешний этап преодоления, который принесет нам массу преимуществ и новое качество.

PC Week: Сегодня большинство компаний, занимающихся производством ПК, озабочены снижением прибыльности этого бизнеса и ищут пути повышения его эффективности. Большинство моделей хорошо известно: сборка в каналах, сборка на заказ, прямые продажи. Какой модели придерживается Acer?

С. Ш.: В первую очередь хочу отметить, что мы занимаемся не только бизнесом ПК. Так, значительную часть доходов компании приносит производство компонентов с высоким содержанием интеллектуальной составляющей. Что касается бизнеса ПК, то наша модель существенно отличается от схем, принятых в американских и японских фирмах, поскольку 95% нашей продукции идет на экспорт. Бизнес Acer невозможен без каналов различных типов, в первую очередь ОЕМ-партнеров. Мы предоставляем нашим ОЕМ-партнерам компоненты, технологии и даже помогаем в сфере логистики. Поскольку продвижение торговой марки Acer требует развития моделей сборки на заказ и сборки в канале, которые применяют другие производители ПК, мы будем этим заниматься, но лишь с учетом того, что у нас сборку машин под маркой Acer осуществляют локальные партнеры во многих странах.

PC Week: После приобретения производственных мощностей Siemens Nixdorf в Германии каков будет следующий шаг по расширению деятельности Acer в европейском регионе?

С. Ш.: Сразу хочу подчеркнуть, что мы не планируем поглощения каких-либо компаний. Это вообще не наша стратегия. Сделка с Siemens состоялась после совместного обсуждения, когда мы пришли к обоюдному выводу, что так будет лучше и для Siemens, и для Acer. Что же касается производства, то мы уже внедрились практически во все регионы. Сегодня наше производственные мощности размещены в Мексике, Великобритании, Германии, Финляндии, Тайване, Малайзии, на Филиппинах, в КНР. Везде мы имеем возможности расширения существующих мощностей, поэтому нет необходимости строить новые заводы в новых местах. Мы, конечно, заинтересованы в увеличении продаж своих продуктов, но добиваться этого будем, развивая кооперацию с местными партнерами. Эта кооперация затронет и новые технологии, например ХС*1.

-----

*1 Концепция XC - недорогих однофункциональных потребительских компьютеров - была предложена Стеном Ши в конце 1997 г. (см. PC Week/RE, № 1/98, с. 44).

PC Week: Сегодня мы видим растущую сегрегацию индустрии ПК, когда две компании - Microsoft и Intel - становятся монополистами в программном и аппаратном обеспечении соответственно. Представляет ли эта тенденция угрозу развитию всей индустрии, или ее можно считать положительной?

С. Ш.: В истории высоких технологий бизнес ПК сыграл огромную роль. ПК развивались очень быстро и произвели колоссальное воздействие как на индустрию, так и на пользователей. И я думаю, что такая модель бизнеса будет продолжать развиваться. Но здесь появились проблемы. Многие поняли, что Microsoft и Intel достается львиная доля прибыли. Занимаясь производством полупроводников, ПО да и собственно ПК, вы имеете весьма ограниченную маржу. Но в быстро растущем сегменте дешевых ПК Microsoft и особенно Intel уже не удается получить столь высокую прибыль. К тому же рынок растет все медленней, что создает неблагоприятные условия для инноваций в отрасли ПК.

PC Week: В чем же вы видите выход?

С. Ш.: Позвольте теперь объяснить, как наш новый подход под названием ХС может изменить эту ситуацию. ХС - это компьютер, нет, лучше сказать, цифровой инструмент будущего. Мы считаем, что эволюционный путь развития лучше, чем революционный. Oracle, например, выбрала революцию. В своем NC они предлагают кардинально поменять и процессор, и операционную систему. Но у них мало что получается. Путь ХС - эволюционный, он основан на использовании современных массовых технологий для ПК и имеет два основных преимущества. Первое - то, что риск минимален, второе - что этот путь несет в себе наилучший способ быстрого и недорогого создания для новой технологии критической массы. Это вовсе не означает, что в долговременной перспективе ХС будут ограничены платформой Wintel. Для них существуют различные аппаратные альтернативы, и архитектура х86 не является обязательной. Что касается ОС, то интерфейс ХС должен стать гораздо проще, чем нынешняя Windows, и мы готовим собственную разработку такого браузера-интерфейса. С развитием ХС альянс Wintel будет лишен полного контроля над компьютерами. Но что самое важное, от реализации этого подхода выиграют все. Конечный пользователь получит удобное и простое в управлении устройство. Для сервис-провайдеров Интернета и других онлайновых служб распространение ХС создаст новые возможности расширения бизнеса. И наконец, выиграет производитель аппаратного обеспечения, поскольку станет выпускать новый высокоприбыльный продукт, что позволит вкладывать часть средств в инновации и развитие индустрии.

Версия для печати