С. Б.

 

События

Индия планирует к 2004 г. построить с помощью России свою первую (из пяти) атомную подводную лодку (АПЛ), способную нести ядерное оружие. Такая лодка может месяцами не показываться на поверхности и считается одним из наиболее опасных средств размещения ядерного оружия. Ранее в России было начато создание АПЛ пятого поколения “Северодвинск”, которая выдерживает прямые попадания торпед и глубинных бомб и имеет уровень шумности - один из ключевых критериев, влияющий на возможность обнаружения АПЛ, - меньший, чем у любой лодки США. Уникальность соответствующих отечественных технологий подтвердила известная операция “Атрина”, проведенная в 1987 г. Пять советских АПЛ, уйдя в европейских водах от кораблей, самолетов и спутников США, внезапно объявились у берегов Америки.

Ранее Пентагон заявлял, что проведение Индией ядерных испытаний стало для него полной неожиданностью. Учитывая возможности современных систем сбора информации о ядерных исследованиях, это маловероятно. Подобные испытания были США на руку, так как служили неплохим поводом отказаться от ранее подписанных соглашений об ограничении стратегических вооружений с другими странами из-за возникновения новой угрозы, тем более что индийские ракеты пока не способны доносить ядерные заряды до Америки. Однако создание Индией в содружестве с Россией АПЛ нового поколения может кардинально изменить соотношение сил в мире.

***

Фирма Boeing приступила к производству систем высокоточного наведения на цель JDAM (Joint Direct Attack Munition). JDAM планируется использовать для превращения обычных бомб в управляемые. Координаты мишени закладываются в модуль JDAM с помощью бортового компьютера на самолете, а после сброса бомбы окончательное наведение на цель происходит на базе системы спутниковой навигации GPS. JDAM помогает осуществлять автономное пилотирование бомбы на расстояние до 25 км от точки сброса до цели в любую погоду.

Каждый устанавливаемый на бомбе модуль стоит 40 тыс. долл. Общая стоимость проекта JDAM - 2 млрд. долл. Комплекты JDAM в первую очередь будут использоваться на самолетах B-1, B-2, F-16, F/A-18, а в дальнейшем - на F-117, F-22 и др.

***

Компания Orbital Sciences приступила к выпуску небольшого устройства хранения и обработки информации Data Transfer Equipment (DTE), подключаемого к компьютерам и бортовому оборудованию большинства самолетов ВВС США. При подготовке к выполнению летного задания в DTE закладывается планируемый маршрут, опасные зоны и т. д., а в воздухе в DTE записывается информация о ходе полета. DTE содержит встроенный RISC-процессор и 80 Мб ОЗУ, расширяемого до 1 Гб.

***

Американское военное научное агентство DARPA активизирует исследования по молекулярной электронике. Оно планирует разработать технологии, на базе которых удастся создать новые высокопроизводительные процессоры и компактные устройства хранения больших объемов информации с низким потреблением энергии, для производства которых не потребуется строить дорогие заводы стоимостью в миллиарды долл.

***

Немецкий концерн Daimler-Benz Aerospace AG (Dasa) заключил соглашение с Sun и HP о совместной разработке военных систем контроля и управления (C4IR).

***

МО США продолжает расширять сотрудничество с Netscape. После подписания в декабре 1997 г. контракта на поставку 2 млн. клиентских программ Netscape Communicator для пользователей министерства в июне был подписан новый контракт на обновление этого ПО до Netscape Communicator Pro и лицензированы модули обеспечения безопасности Netscape Security Services.

***

Компания Defence Data открыла сайт http://defence-directory.com, где работает поисковая система по компаниям, работающим на мировом рынке вооружений, и их продуктам. Эта система предназначена для установления деловых контактов и поддерживает 7 языков, в том числе русский.    

Автономные машины

По оценкам экспертов, к 2004 г. рынок беспилотных самолетов вырастет с 2,3 млрд. долл. до 4,3 млрд. долл.

***

Авиационное предприятие в башкирском городе Кумертау готовится к производству нового беспилотного самолета-разведчика “Рейс-Д”. Он имеет радиус действия 150 км, скорость от 800 до 1000 км/ч и управляется с передвижного командного пункта. “Рейс-Д” разработан в вертолетостроительном КБ “Камов”.

***

29 июня стратегический беспилотный самолет DarkStar успешно выполнил первый испытательный полет. Он взлетел с военно-воздушной базы в Калифорнии, провел в воздухе 44 мин, выполнил все заложенные в бортовой компьютер маневры, используя навигационную систему GPS, и самостоятельно приземлился. Полет проходил на высоте около 2 км. DarkStar способен находиться в воздухе 8 часов, передвигаясь на высотах до 15 км.

Предыдущая модель DarkStar оказалась неудачной и потерпела аварию в 1996 г. С тех пор все ПО управления полетом было полностью переписано.

***

Lockheed Martin готовится к производству 15-сантиметрового радиоуправляемого самолета MicroSTAR. Это совместный проект с DARPA, на который Пентагон выделил 42 млн. долл. MicroSTAR будет использоваться для сбора информации, поиска целей и в качестве устройства поддержки мобильной радиосвязи. Для него разрабатываются различные миниатюрные датчики, системы передачи изображений в темноте в реальном масштабе времени и т. д.

Вес MicroSTAR - 85 г., дальность полета - 5 км, длительность полета - 20 мин, скорость - 50 км/ч. По словам руководителя программы Джеффа Харриса, в MicroSTAR воплощены наиболее передовые достижения микроэлектроники и аэродинамики. 

Контракты

(фирма, сумма контракта, вид деятельности)

ITT, Litton Systems. 368 млн. долл. Создание устройств ночного видения 3-го поколения.

Booz-Allen & Hamilton, Science Applications. 166,7 млн. долл. Разработка технологий стратегического прогнозирования и планирования, анализа событий, поддержки принятия глобальных решений и ситуационного моделирования.

5 компаний ВПК США. 160 млн. долл. Создание по заказу Центра космических и военно-морских систем сети передачи мультимедийной информации с открытой архитектурой.

Bell, Lockheed Martin. 150 млн. долл. Разработка системы Target Sight System высокоточного обнаружения, распознавания и идентификации целей для вертолета AH-1Z.

Harris. 90 млн. долл. Обновление системы спутниковой связи.

Raytheon. 70 млн. долл. Выпуск 20 комплексов ALR-67(V)3 для истребителя F/A-18. ALR предназначаются для защиты от оружия, управляемого радарными системами.

Science Applications. 24,2 млн. долл. Разработка ПО для систем борьбы с подводными лодками.

Veda. 16 млн. долл. Инструментальный комплекс создания систем автоматического распознавания целей.

Omnitech Robotics. 15,2 млн. долл. Производство систем удаленного управления передвижной военной техникой.

Sikorsky Aircraft. 12,3 млн. долл. Обновление интегрированной системы ведения электронной войны для ряда военных самолетов.

Hunt Valley. 10,6 млн. долл. Выпуск 15 беспилотных самолетов Pioneer.

ITT, Raytheon. По 10 млн. долл. Реализация второго этапа программы Situation Awareness System, позволяющей координировать действия солдат и небольших машин на нижних уровнях управления.

Lockheed Martin. 10 млн. долл. Разработка программы анализа и моделирования воздушных угроз PMITTS.

WorldCom. 9,3 млн. долл. Совершенствование военной сети Defense Information System Network на базе технологий ATM.

NAVMAR Applied Sciences. 9 млн. долл. Проведение исследований в области компьютерной навигации.

Raytheon, Lockheed Martin, TRW. По 7,6 млн. долл. Создание бортового телекоммуникационного узла, устанавливаемого на самолетах ВВС США для расширения возможностей авиасвязи.

MDP Construction. 6,9 млн. долл. Совершенствование тактического тренажера Close Combat.

Boeing. 5,2 млн. долл. Дополнение бортовой системы контроля и предупреждения AWACS для самолета E-3 комплексом радиоразведки, способным обрабатывать цифровые данные, получаемые от различных военных сетей, в реальном масштабе времени. (По сообщениям www.vpk.ru и зарубежных Web-узлов)

Версия для печати