Джим Лаудербек

 

Компьютерную индустрию нередко сравнивают с производством автомобилей. Попробуем воспользоваться этой аналогией, чтобы разобраться в сути претензий американского правительства к корпорации Intel.

Вообразим себе, что Intel изготовляет автомобильные двигатели. А такие компании, как Ford, Chrysler и General Motors, используют только двигатели Intel. Есть и другие производители, которые делают моторы специально для автобусов и грузовиков, но рынок легковых машин целиком принадлежит Intel.

Чтобы сделать автомобиль, вам необходим эффективный “интерфейс” между двигателем и механизмом силовой передачи. Допустим, что все производители автомобилей в этом вопросе целиком полагаются на Intel, считая, что использование спецификаций Intel гарантирует, что их системы передачи будут оптимально согласованы с ее новыми двигателями. Но вот у фирмы International Harvester (IH), производящей грузовики и автобусы, возникло желание проникнуть на рынок легковых машин. Ее спортивная машина Scout похожа на легковой автомобиль, но в ней используется двигатель школьного автобуса, поставляемый другой компанией. Однако Intel хотела бы, чтобы ее моторы приводили в действие и школьные автобусы.

Intel стала продавать свои двигатели фирме International Harvester, но не проинформировала ее, насколько они подходят к передаточному механизму этой фирмы. В результате новая линия машин последней на основе двигателя Intel оказалась морально устаревшей и недостаточно мощной.

Другой изготовитель автомашин, допустим Mazda, разработал альтернативный двигатель под названием Wankel Rotary. Mazda хотела продавать автомобили на базе обоих двигателей - и Wankel, и Pentium. Кроме того, она стремилась заинтересовать своим двигателем других производителей автомобилей. И снова Intel не сочла нужным сообщить важные сведения о совместимости своих двигателей с системой передачи Mazda. Двигатель Wankel был мощнее Pentium, но его производство оказалось нерентабельным. И фирме Mazda тоже пришлось продавать машины на базе Pentium, которым недостает мощности и производительности.

Поставьте Digital на место Mazda и Intergraph на место IH, и вы поймете суть иска к Intel со стороны Федеральной торговой комиссии (FTC). А теперь представьте себе, что Intel решила захватить рынок передаточных механизмов. Создавая двигатели, она могла бы разработать хорошие варианты комбинаций двигатель - система передачи и, имея от этого большие доходы, субсидировать производство систем передачи и продавать все вместе по невысокой цене. Автомобилестроители дружно закупают комплекты изделий Intel. Все другие производители систем передачи теряют позиции и сходят со сцены. Затем Intel решает изготавливать и другие компоненты автомобилей. Она начинает производить всю ходовую часть, включая оси, тормоза, ободья колес и амортизаторы. Этим достигается еще больший выигрыш в цене, поскольку ходовая часть, система передачи и мотор поставляются в полных комплектах. Через небольшое время практически все продаваемые в Америке автомобили приобретают одинаковые технические и эксплуатационные характеристики. А остальные производители деталей ходовой части, за исключением субподрядчиков у Intel, выталкиваются с рынка.

Тем временем Mazda предлагает лучший вариант двигателя - Wankel-K6. Этот мотор во всяком случае не хуже выпускаемых Intel двигателей Pentium II, а стоит дешевле. Но поскольку все производители систем передачи и деталей ходовой части вытеснены с рынка, Mazda вынуждена использовать продукты Intel. Однако Intel успела разработать свой фирменный интерфейс между двигателем и передаточным механизмом, и Mazda не имеет права его использовать. В результате Mazda приходится конструировать и создавать собственные детали, что приводит к удорожанию ее системы и делает проблематичной способность этой фирмы соревноваться с Intel.

Завладев монополией в сфере “двигателей”, Intel может распространять ее и на иные области. Поставьте на место механизма передачи системную шину компьютера, на место ходовой части - системную плату и на место Mazda - фирму AMD, и вам станет понятно, почему FTC и надзорные органы штатов внимательно присматриваются к Intel.

Джим Лаудербек - главный редактор ZDTV, а также редактор и автор статей в PC Week. С ним можно связаться по адресу: jim_louderback@zd.com.

Версия для печати