Игорь Лапинский

Еще недавно у традиционной фотографии не было альтернативы, и даже в тех случаях, когда требовалась максимальная оперативность, приходилось мириться с задержками, вызванными необходимостью последовательного выполнения всех технологических этапов. Один из наиболее существенных недостатков технологии - невозможность проконтролировать результат в процессе съемки - и сегодня вынуждает любителей и профессионалов дублировать кадры, снимая объект в разных ракурсах, с разной экспозицией.

С появлением цифровых камер, многократно сокративших временну/ю дистанцию от щелчка затвора до получения готового снимка, можно было предположить, что дни традиционной фотографии сочтены, однако новая технология, сняв с повестки дня одни проблемы, породила другие, на решение которых, видимо, уйдет еще немало лет. Проигрывая аналоговым камерам в разрешении, цифровые аппараты и сегодня стоят заметно дороже. Тем не менее они вызывают неизменный интерес у профессионалов и любителей фотосъемки, а в целом ряде областей профессиональной деятельности стали инструментом первой необходимости.

Протестированные в редакции PC Week/RE четыре камеры фирм Olympus и Kodak принадлежат к среднему классу устройств, занимающему нишу между профессиональными камерами и простейшими аппаратами класса “наведи и снимай”. Опробовав камеры в разных режимах, мы убедились в том, что с их помощью сегодня можно решать самые разнообразные задачи.

Olympus: удобство и простота

Аппараты C-1000L и С-1400L, впервые представленные на рынке фирмой Olympus более года назад, по внешнему дизайну как близнецы-братья похожи на аналоговые 35-миллиметровые SLR-модели популярной серии IS той же фирмы и могут служить примером плавной трансформации стандартной технологии фотосъемки в цифровую. Камеры оснащены светосильным (F2.8) объективом с изменяемым фокусным расстоянием. Фокусировка и выбор экспозиции выполняются автоматически многоточечным способом или по контрольному пятну. Для фотографирования с близкого расстояния можно воспользоваться режимом макросъемки, а встроенная фотовспышка с функцией устранения эффекта красных глаз позволяет снимать в условиях недостаточной освещенности. Для кадрирования изображения, как и в обычных камерах, используется оптический видоискатель, настраиваемый в зависимости от остроты зрения оператора. Довольно крупный 1,9-дюймовый цветной ЖК-экран служит для группового и индивидуального просмотра отснятых кадров, а также для настройки некоторых параметров камеры (разрешения, даты) и корректировки экспозиции. Связь с компьютером осуществляется через последовательный интерфейс и поддерживается поставляемой с аппаратами программной утилитой и TWAIN-драйвером.

В аппаратах C-1400L и C-1000L фирма Olympus

максимально использовала опыт, накопленный

при создании традиционных SLR-камер

Схожие по функциональным возможностям и органам управления камеры C-1000L и С-1400L различаются числом элементов в CCD-матрице и, следовательно, максимальным разрешением. Отпечатки, сделанные в режиме наилучшего качества, на фотопринтере Mitsubishi CP 700D (разрешение - 260 точек на дюйм) получались размером 7,5х10 и 10х12,5 см соответственно и были практически неотличимы от настоящих фотографий. При печати на широкоформатном принтере с более низким разрешением и, стало быть, увеличенным размером точки (таком, например, как модель CP1500 компании Mitsubishi) фотографии могут быть увеличены почти вдвое.

Камеры C-1000L и C-1400L просты и удобны в обращении, но, к сожалению, применяемые в них сменные карты флэш-памяти SmartMedia (ранее именовавшиеся SSFDC) имеют небольшую емкость, которой хватает лишь на несколько кадров наилучшего качества. Кроме того, при интенсивной съемке с применением вспышки быстро расходуется энергия батарей (четыре элемента АА). Поэтому, чтобы иметь возможность снимать столько, сколько нужно, в отсутствие компьютера и источника сетевого напряжения, вам придется приобрести достаточное количество запасных карт памяти (они легко уместятся в портмоне) и элементов питания. Наиболее емкая 8 Мб карта стоит около 80 долл.

Учтите также, что в штатный комплект поставки не входит адаптер переменного тока. Его можно приобрести за отдельную плату, так же, как кожаный чехол и зарядное устройство для никель-металлгидридных аккумуляторов, пригодных для использования вместо обычных батарей.

Kodak: современный подход

Выпущенные совсем недавно фирмой Kodak цифровые камеры Digital Science DC220 Zoom Camera и Digital Science DC260 Zoom Camera - пример внедрения технологии Digita, предложенной компанией FlashPoint Technology для унификации операционной среды цифровых аппаратов, обеспечения их совместимости, стандартизации интерфейсов связи с компьютером и фотопринтерами.

Уступая аппаратам Olympus в светосиле объектива, камеры Kodak несколько превосходят их по числу элементов в CCD-матрице (а следовательно, и в разрешении). Но, пожалуй, главное преимущество моделей фирмы Kodak - в широте функциональных и коммуникационных возможностей.

Модели DC220 и DC260 оснащены всеми “обязательными” на сегодняшний день компонентами: встроенной вспышкой, жидкокристаллической индикаторной панелью, отражающей текущий режим функционирования камеры, 2-дюймовым цветным TFT-экраном, используемым не только для просмотра отснятых кадров, но и в качестве видоискателя. Возможность изменения фокусного расстояния объектива дополнена цифровой zoom-функцией, позволяющей снять объект более крупным планом, хотя и без улучшения детализации изображения.

Цифровые камеры DC220 и DC260 фирмы Kodak реализуют

технологию Digita, предложенную компанией FlashPoint Technology

Управление камерами, частично продублированное кнопками, наиболее полно реализовано через систему экранных меню, оформленных в виде закладок. Помимо автоматических режимов выбора экспозиции и балансировки цветов в нем предусмотрена возможность ручной настройки камеры (профессионалы это оценят), а также целый ряд режимов, отсутствующих у камер Olympus. Отснятый материал, в частности, можно дополнить звуковыми комментариями (аппараты имеют встроенный микрофон), текстовыми и графическими водяными знаками. Для фотографирования движущихся объектов предусмотрен режим пакетной (burst) съемки с минимальным циклом ввода изображений или с фиксацией кадров через заданный в меню интервал времени (такой режим удобен для фотографирования медленно меняющихся сцен). Снятые таким образом кадры при просмотре на TFT-экране воспроизводятся в ускоренном виде, как картинки в мультфильме, и впоследствии могут быть использованы в анимированных иллюстрациях для Web-страниц.

В качестве сменной памяти в обеих камерах применены карты CompactFlash, и это также можно отнести к достоинствам аппаратов. Диапазон номиналов (от 4 до 48 Мб) у этих карт шире, чем у SmartMedia, а удельная стоимость в пересчете на 1 Мб ниже.

Другое несомненное достоинство моделей - развитые средства коммуникации. К компьютеру их можно подключить через стандартный последовательный интерфейс, шину USB, существенно ускоряющую ввод изображений в память компьютера, или инфракрасный порт IrDA, который также служит для передачи изображений на фотопринтер или в другую совместимую камеру. Кроме того, аппараты снабжены видеовыходом и поэтому могут быть использованы для демонстрации снимков на экране телевизора.

Обилие реализованных в моделях Kodak режимов съемки, просмотра и передачи кадров несколько усложняет работу с камерами. Чтобы автоматизировать и тем самым упростить выполнение стандратных процедур, Kodak реализовала удобный инструмент Digita-технологии - сценарии. После вызова того или иного сценария (их можно будет загружать с Web-узла фирмы) ему передается управление камерой, а оператору остается только произвести съемку после выдачи соответствующего сообщения на TFT-экране.

Обладая рядом общих свойств, модели DC220 и DC260 имеют и различия. У более продвинутой камеры DC260 выше разрешение и три режима фокусировки: одноточечный, многоточечный и ручной. Кроме того, в DC260 расширены функции управления изображениями (их можно группировать в альбомы) и предусмотрена возможность подключения внешней вспышки.

Обе камеры отлично показали себя во время испытаний, позволив получить четкие, сбалансированные по цвету снимки. Нарекание вызвало лишь невысокое качество записи звука, а также слишком быстрая реакция аппаратов на нажатие кнопки масштабирования изображения, несколько затрудняющая кадрирование снимка.

В помощь профессионалу

Хотя представленные в обзоре аппараты, возможно, заинтересуют и фотолюбителей, основная сфера их применения, как нам представляется, лежит в области различного рода профессиональной деятельности. Цифровые камеры - отличный инструмент оперативной съемки для подготовки презентаций, каталогов продукции, реестров недвижимости, статичных и анимированных фотоизображений для Web-страниц. Безусловно, они найдут применение и в редакциях периодических изданий. Кстати, все иллюстрации к данной статье были сделаны с помощью описанных аппаратов.

Дополнительную информацию по цифровым камерам фирм Olympus и Kodak можно получить в компании “Портативные системы” по телефону: (095) 362-7101 или на Web-узле: www.portsys.ru.

Принтер вместо фотоувеличителя

Наиболее высокое качество цветной фотопечати на сегодняшний день демонстрируют термосублимационные принтеры, поэтому при тестировании цифровых камер для печати снимков мы использовали принтер CP700D, предоставленный редакции российским представительством корпорации Mitsubishi Electric.

Модель CP700D имеет разрешение 260 точек на дюйм и воспроизводит изображения с числом пикселов до 1280х1024. Таким образом, она полностью перекрывает возможности протестированных цифровых камер за исключением аппарата DC260, имеющего чуть более высокое разрешение.

Принтер снабжен параллельным интерфейсом и в отличие от многих других термосублимационных моделей использует рулонную бумагу. Это позволяет повысить производительность устройства, снизить стоимость отпечатка и существенно уменьшить вероятность заминания бумаги. Одного рулона хватает на 200 фотографий формата S (100х75 мм) или на 125 формата L (130х98 мм). Ламинирование отпечатков на заключительном этапе печати способствует повышению их устойчивости к воздействию внешней среды.

При установках, принятых по умолчанию, на отпечатках снимков, полученных с помощью цифровых камер, мы отметили некоторое сгущение тонов на темных участках изображения, однако этот эффект может быть устранен корректировкой в драйвере кривых цветопередачи по основным цветовым составляющим. Кроме того, в драйвере предусмотрена возможность повышения четкости или, наоборот, смягчения деталей изображения.

Принтер исключительно прост в обращении, однако из-за высокой цены вряд ли подойдет домашним пользователям. В то же время это отличное решение для учреждений, где есть необходимость в оперативной печати цифровых изображений.

Характеристики цифровых фотокамер

Версия для печати