Колонка редактора

Петр Чачин

Положение в области телекоммуникаций остается нестабильным (см. PC Week/RE, № 39/98, с. 17). Однако уже появились проблески надежды на выход из кризиса. Многие фирмы не только успели разработать антикризисные программы, но и начали их проводить. И некоторые из них даже получили первые результаты, свидетельствующие о возможности стабилизации.

Петр Чачин

Большинство пейджинговых операторов объявило о снижении тарифов, скидках и бонусах. Однако, несмотря на новые льготы, трафик практически всех компаний упал. Это вызвано снижением платежеспособности корпоративных и частных пользователей, а также оттоком клиентов - по сообщениям экспертов, некоторые компании потеряли до трети абонентов.

Впрочем, это скорее удел малых фирм. У крупных операторов другие возможности. “Впервые число абонентов нашей компании в Москве не растет, - сказал Лев Дайчик, генеральный директор "Мобил ТелеКом". - Но количество обслуживаемых городов и число региональных абонентов продолжает увеличиваться”.

Мощным аргументом в конкурентной борьбе является введение новых услуг. Например, “Астра Пейдж” внедрила услугу Internet Pager (возможность отправки сообщений на приемник персонального вызова посредством E-mail), а в антикризисном пакете “Мобил ТелеКом” всем абонентам бесплатно предлагается служба голосовой почты. Можно ожидать, что до конца года такие компании, как “Becco-Линк - Единая пейджинговая”, “Таском” и “Мобил ТелеКом”, смогут предоставить в массовом порядке совершенно новые услуги, реализуемые на основе стандарта FLEX, в том числе передачу графической информации.

Предприятия сотовой связи также столкнулись с потерей клиентов и меньшим потреблением услуг. Например, по сообщениям печати, число пользователей компании “Вымпелком” сократилось на 1,5 - 1,8%, а объем трафика - на 5 - 7%.

Как и пейджинговые операторы, сотовые компании пошли на снижение маржи и расширение спектра услуг для сохранения своих позиций на рынке.

По сведениям из регионов, местные компании мобильной связи практикуют расчеты за телекоммуникационные услуги по выгодному для абонентов курсу рубля к доллару; бесплатное повторное подключение к сети телефонов тех владельцев, которые ранее отказались от их услуг; премирование активных абонентов, в случае если они приводят к сотовым операторам новых клиентов (скажем, 100 минут трафика бесплатно) и т. д.

Весьма характерна для нынешних условий новая услуга “Вымпелкома” - предоплата разговоров с помощью специальных карт. Такая услуга позволит клиенту более четко планировать свои денежные расходы, а компании “Би Лайн” избежать издержек, связанных с переводом банковских счетов, так как карты будут продаваться в кассах компании и ее ближайших партнеров.

Региональные телекоммуникационные компании обременены большими товарными кредитами, полученными ранее у зарубежных фирм-поставщиков: к началу октября совокупный долг отраслевых предприятий западным партнерам составил около 1,5 млрд. долл. Эту сумму они намерены изыскать с помощью жестких мер экономии. В антикризисных программах региональных операторов предусмотрено уменьшение фонда оплаты труда, увеличение абонентной платы за пользование телефоном до уровня себестоимости обслуживания, задействование свободной номерной емкости, сокращение инвестиционных проектов.

Многие операторы отказались от заключения новых контрактов и даже заморозили работы по строительству телекоммуникационных сооружений. Например, по сообщению агентства “Интерфакс”, “Ростовэлектросвязь” уменьшила программу строительства объектов связи на 14,5 млн. руб., а “Уралсвязьинформ” приостановил контракты на поставку оборудования на общую сумму 15 млн. DM. Сокращение расходной части бюджета поможет многим компаниям достаточно быстро исправить ситуацию. В частности, “Хабаровскэлектросвязь” и “Уралсвязьинформ” рассчитывают уже к концу года стабилизировать свое экономическое положение.

Национальный оператор международной и междугородной связи “Ростелеком” по итогам первого полугодия имел долгосрочные пассивы на сумму 2,1 млрд. руб. и краткосрочные пассивы на сумму 3,1 млрд. руб. Компания провела первый раунд переговоров с западными банками-кредиторами о реструктурировании краткосрочных кредитов 1998 г. Из-за недобора доходов перед АО “Ростелеком” сейчас стоит нелегкая задача - выполнить текущие финансовые обязательства.

Похоже, что меньше всего от кризиса пострадали Интернет-провайдеры. Как отмечалось на конференции АДЭ “Развитие российского сегмента сети Интернет”, сейчас в стране около 400 компаний этой группы. По оценке АО “Ростелеком”, оборот российских ISP в прошлом году составил 300 млн. долл., а в нынешнем ожидается, что он достигнет 400 млн. долл. Отечественные поставщики услуг Интернета обошлись минимальным сокращением численности персонала, сохранили высокую коммерческую активность, стали намного заметнее на рекламном рынке. Кризисные явления в экономике еще больше подогревают интерес к сфере их деятельности, особенно к IP-телефонии.

Любопытную картину положения в стране дают кадровые агентства. По одному из прогнозов, приведенному в газете “Капитал”, пик роста безработицы у нас придется на ноябрь. После Нового года включатся все экономические процессы и произойдет всплеск деловой активности. Высказывается предположение, что уже в январе-феврале фирмы пересмотрят годовые планы, задумаются о будущем и начнут набирать людей. Не исключено, что так оно и будет, и определенная часть компаний компьютерно-телекоммуникационной сферы сумеет выправить свое положение уже в первом полугодии 1999 г. И, может быть, окажется прав Андреас Байерер, вице-президент ATI, который сказал: “Allied Telesyn верит, что кризис в России закончится в первом квартале 1999 года”.

С Петром Чачиным, научным обозревателем PC Week/RE, можно связаться по адресу: сhachin@pcweek.ru.

Версия для печати