Проекты

Михаил Вольф

В конце ноября со стапелей голландской верфи Royal Huisman Shipyard после более чем трех лет конструкторских и строительных работ в свое первое плавание отправится очередное судно. Правда, скромное слово “очередное” - это, пожалуй, не совсем то, а точнее, совсем не то определение, которое уместно в применении к новой парусной яхте, даже если принять во внимание, что давшая ей жизнь кораблестроительная фирма специализируется исключительно на шикарных “эксклюзивных” яхтах, изготавливаемых по заказам богатейших из богатых; среди ее клиентов - семейство Ротшильдов, клан шинопроизводителей Пирелли, мультимиллионеры из США и Германии.

Вот и в этот раз заказчик прилетел из США. Правда, золотые краны и мраморные унитазы его не интересовали. Но требования, которые выдвинул 54-летний Джим Кларк, основатель всемирно известных компаний Silicon Graphics и Netscape, заставили инженеров Royal Huisman, казалось бы уже давно научившихся потакать самым экстравагантным причудам своих клиентов, усомниться в своих возможностях. И дело тут не столько во впечатляющих размерах судна, обещающего стать одной из крупнейших парусных яхт мира: длина от кормы до носа - 47,4 м, площадь паруса - 1200 кв. м, высота фибергласовой мачты - 59 м (от первоначального желания иметь мачту более 60 м Кларку пришлось отказаться, так как это сделало бы невозможным проход под мостами Панамского канала). Внутренняя оснастка судна - вот что привело опытных кораблестроителей в состояние замешательства: с таким предельно нашпигованным электроникой творением им еще не приходилось сталкиваться - со стапелей Huisman, впервые более чем за 100 лет существования фирмы, должен сойти компьютер в форме яхты.

На капитанском мостике, кроме штурвала и рычага управления скоростью, нет никаких привычных морских приборов: кругом мерцают лишь фирменные (от Silicon Graphics) ЖК-экраны, сообщающие рулевому всю необходимую информацию. Управление происходит посредством тыкания пальцем в тот или иной дисплей, а также с помощью джойстиков. Данные, высвечиваемые на мониторах в рубке, поступают с 40 тыс. датчиков, установленных на борту, парусах, на днище, в топливных баках и даже в холодильной камере. Разумеется, главную роль играет информация о силе и направлении ветра и волн, а также последние отчеты о погоде, получаемые через спутниковую антенну из Интернета в реальном времени. Кроме того, еще 9 камер, установленных на мачте, на носу и корме, благодаря встроенным приборам ночного видения предоставляют путешественникам четкие изображения даже в темное время суток.

Всего на яхте размещено 28 экранов, а за обработку данных отвечают 20 мощных компьютеров - естественно, от Silicon Graphics. Благодаря связи судна с Интернетом его владелец может получать информацию о нем в любой точке земного шара, где только есть выход в Сеть, то есть практически отовсюду. Правда, в первоначальных планах было еще и дистанционное управление яхтой, но от этого “элемента меню” пришлось отказаться, по крайней мере в “первой версии”.

Компьютерные программы отвечают не только за безопасность судна. Заказать музыкальный фон, отрегулировать отопление в полотенцедержателях, получить справку о запасах вин, установить освещение в любой каюте (от “рабочего” до “очень романтического”, - впрочем, есть и просто “романтическое”) - все это можно сделать с помощью компьютера.

Кстати, в разработке ПО далеко не последняя роль принадлежит самому Кларку. По его собственному признанию, ему никогда в жизни не приходилось еще так напряженно работать - только для того, чтобы лично наблюдать за строительством яхты, он 35 раз прилетал на верфь из Кремниевой долины. Программистские успехи Кларка уже нашли выражение в основании фирмы Seascape Communications, занятой дальнейшей шлифовкой программы управления судном и доведением ее до состояния коммерческого продукта. Похоже, у рынка яхтового ПО большое будущее: ежегодно в мире закладывается порядка 45 суперъяхт длиной более 30 м.

Для справки: по оценкам специалистов, стоимость “Гипериона” (так по имени греческого бога назвал свою яхту Джим Кларк) - примерно 50 млн. немецких марок, годовые эксплуатационные расходы составят минимум 1 млн. марок.

Версия для печати