Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

ВГТРК берет “Аккорд”

Об успешном проекте автоматизации Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) и о своем взгляде на российский рынок КИС обозревателю PC Week/RE Сергею Бобровскому рассказывают сотрудники фирмы “Атлант-Информ” - коммерческий директор Владимир Ефимов и руководитель проекта Валерий Селезнев.

Валерий Селезнев: В конце 1997 г. мы заключили с ВГТРК договор о поставке нашей комплексной системы учета и управления предприятием “Аккорд” и ее внедрении в головной организации ВГТРК. Все работы были разбиты на этапы. Первоначально мы перенесли в “Аккорд” данные из используемых в ВГТРК старых систем, выверили их, провели сравнительные расчеты, а затем приступили к вводу новой системы в эксплуатацию. Прежде всего были внедрены модули “Кадры” и “Зарплата” как наиболее важные. С июля ВГТРК полностью перешла на нашу систему расчета зарплаты.

В ВГТРК работает несколько тысяч человек. Надо было внести в систему все текущие данные, тщательно их проверить, это очень большая работа. Она осложнялась еще и тем, что подразделения заказчика территориально разбросаны по Москве и считали зарплату на местах, сводя все вместе в головном офисе, и этот процесс тоже требовалось автоматизировать. Интересно, что перенос данных позволил выявить неожиданные ошибки в расчетах при использовании старых программ.

Первый этап совместно со специалистами ВГТРК мы закончили за три месяца упорной работы. Некоторые компании утверждают, что способны за такой период целиком внедрить свою систему автоматизации на большом предприятии. Но это, мягко говоря, вызывает сомнения. В крупной организации за три месяца можно только понять, что надо делать.

Вторая большая часть проекта - автоматизация учета основных средств и материалов, расчетов с контрагентами и подотчетными лицами, отслеживания дебиторско-кредиторской задолженности, валютные операции и т. д. Номенклатура ТМЦ в ВГТРК очень велика - около 20 тыс. позиций, требуется постоянно контролировать движение материальных ценностей и без применения системы автоматизации выполнить это практически невозможно. Видя сгенерированные программой толстые отчеты по движению материалов, невозможно себе представить, как же все делалось вручную.

Успешной реализации проекта очень помогает поддержка руководства компании. Они заплатили деньги и хотят получить от системы реальную отдачу. Профессионально организовал работу с персоналом ВГТРК администратор системы. Иногда предприятие пытается сэкономить на хорошем администраторе, но потери в таких случаях будут больше.

PC Week: Почему ВГТРК решила внедрить у себя новую систему автоматизации?

Владимир Ефимов: ВГТРК очень крупная компания. Информационные потоки насыщенны и сложны. Без средств автоматизации управлять ими невозможно. Существовавшая в ВГТРК фрагментарная автоматизация отдельных участков учета проблемы не снимала. Поэтому и было принято решение об установке комплексной системы учета, базирующейся на единой базе данных. Для выбора подходящей системы автоматизации руководством ВГТРК был проведен тендер, в котором наряду с нашим “Аккордом” участвовали “Галактика”, “Парус”, “Абакус”, Platinum и системы других фирм. Тендер проходил полтора месяца. У заказчика было из чего выбирать и с чем сравнивать нашу систему.

PC Week: И почему они остановились на “Аккорде”?

В. С.: Просто система хорошая (смеется).

Все свойства и модули “Аккорда” сотрудниками ВГТРК изучались очень тщательно, а внимательнее всего - “Управление кадрами” и “Зарплата”: возможности их применения в бюджетных организациях, наличие модулей, позволяющих отслеживать дебиторско-кредиторскую задолженность, модулей планирования финансовой деятельности, финансового анализа. Подробно исследовались настройки системы без изменения кода программы и возможности встроенных генераторов отчетов. Так как была выбрана именно наша система, можно сделать вывод о том, что эти задачи у нас решены на высоком уровне.

В. Е.: Сыграл свою роль, конечно, весь комплекс наших услуг по внедрению и сопровождению, гарантийному и постгарантийному обслуживанию и его стоимость. Мы говорили с ВГТРК о реальных сроках, не обещали, что поставим систему за две недели и все будет здорово. План внедрения “Аккорда” был детально расписан по дням и нашим ресурсам - кто конкретно, когда и чем будет заниматься.

PC Week: Вы проводили предпроектное обследование?

В. С.: Нет, хотя обычно мы рекомендуем это заказчику, но ВГТРК от него отказалась. Правда, вскоре после начала работ администратор системы сознался, что отказ от обследования был ошибкой, но ВГТРК - бюджетная организация, они должны экономить деньги. Было, конечно, и непонимание важности этого этапа, и определенная самоуверенность заказчика, мол, у нас есть свои специалисты, они во всем разберутся.

В. Е.: При обследовании мы анализируем, как эффективнее всего внедрить “Аккорд”. Не надо это путать с реинжинирингом, его цели совсем другие и им занимаются консалтинговые компании. Наша задача при внедрении - понять, что и как надо делать, определить оптимальную тактику и составить подробный план работ.

В. С.: Но и в случае отказа от обследования у нас существуют обкатанные варианты внедрения. На ВГТРК мы начали с наиболее объемных частей проекта (анализ форматов данных, конвертация и выверка информации) и параллельно внедряли модули, которые хорошо формализованы и требуют только настройки на типовые операции.

На заключительном этапе внедряется модуль финансового анализа. Он позволяет рассчитать любой финансовый показатель - стандартный или свой собственный - по данным бухучета и по истории работы компании.

PC Week: Вы готовите новую версию “Аккорда”?

В. С.: В настоящее время заканчивается тестирование версии “Аккорда” на платформе Sybase Adaptive Server. Она демонстрировалась в сентябре на выставке SofTool’98. В ней появились дополнительные модули, много новых пользовательских функций, отчетов. Значительно увеличена скорость выполнения операций.

PC Week: Чем вызван переход на новую технологическую базу и насколько он оправдан?

В.С.: Необходимость перехода вызвана прежде всего тем, что надо работать на перспективу. Рынку требуются промышленные системы, использующие мощные СУБД, способные функционировать 365 дней в году по 24 часа в сутки и обрабатывать сотни гигабайт информации, позволяющие получать доступ к базе данных из любой точки мира и т. д. Поэтому мы пересмотрели архитектуру нашей системы, начав с самого важного - выбора новой СУБД.

Мы полностью перепроектировали весь “Аккорд”. Можно было бы просто написать шлюз к разным СУБД, но это профанация самой идеи развития системы. Бизнес-логика программы обязательно должна быть выделяемой, чтобы в дальнейшем систему можно было реализовывать в трехзвенной архитектуре и легко масштабировать.

В новой версии “Аккорда” предусмотрены компоненты удаленного доступа на базе технологии Baikonour российской фирмы Epsilon Technologies. У одного из наших заказчиков - крупной торгово-промышленной компании - склад расположен в открытом поле. Чтобы передавать информацию в центральную базу, они купили сотовый телефон. С внедрением новых ИТ объемы передаваемых данных на единицу времени должны заметно увеличиться, а затраты - существенно снизиться.

PC Week: Как долго создавалась новая версия системы?

В.С.: Новая версия разрабатывалась год. Для подобного проекта это очень малый срок.

PC Week: Как вы оцениваете “долгоживучесть” новой версии?

В.С.: Все зависит от темпов развития информационных технологий. Думаем, что это будет не менее пяти лет. Ближайший год уйдет на доводку системы, чтобы она по всем параметрам превосходила существующий “Аккорд”. Ну и в перспективе - реализация в системе новых технологий, создание Java-клиентов для удаленного доступа, переход на трехзвенную архитектуру и т. д.

PC Week: На какое число рабочих мест она рассчитана?

В. С.: С DOS-версией системы на платформе Btrieve в одной компании реально работает 350 пользователей. А верхний уровень нового “Аккорда” будет ограничивается только характеристиками сетевой среды и финансовыми возможностями заказчика.

PC Week: А что будет со старой версией системы?

В. С.: Мы ни в коем случае не прекратим ее поддержку. Она будет развиваться и далее.

В частности, мы недавно выпустили новый модуль взаимозачетов, который создавался по заказу Конаковской ГРЭС. Он позволяет фиксировать заключаемые договоры по взаимозачетам и отслеживать их исполнение с предоставлением самых разных отчетов.

В систему войдет также новый модуль, позволяющий формировать бюджет предприятия и контролировать исполнение его доходной и расходной составляющих. Основой для такого контроля будут данные бухгалтерского и управленческого учетов.

PC Week: Ощущается на нашем рынке КИС конкуренция?

В. С.: Безусловно. Однако это конкуренция скорее рекламных кампаний фирм-производителей, чем самих систем. Здесь, на мой взгляд, больше шума. КИС некоторых фирм разрекламированы очень хорошо и профессионально, названы чуть ли не панацеей от всех финансовых и управленческих бед. Приводятся фантастические цифры о скорости внедрения и эффективности этих систем. Но если оценивать системы по их функциональным характеристикам, то реально соперничать могут только три российские КИС: это “Абакус”, “Аккорд” и “Галактика”. Каждая из этих систем имеет свои достоинства и недостатки. При этом системы, которая на голову превосходила бы другие, нет. И эффект от внедрения КИС зависит в первую очередь от квалификации тех, кто использует их в своей работе.

PC Week: А зарубежные КИС?

В. С.: У них очень высока ценовая планка, но в маркетинговом отношении иностранные фирмы действуют хорошо, и это позволяет продавать им свои системы. По тому, что я видел, и по отзывам наших клиентов, западные системы недостаточно приспособлены к российской специфике. Они не знают, что такое, например, перерасчет подоходного налога задним числом, и т. д. Они не гибкие, они не для России. Хотя в некоторых организациях эти КИС и работают, но лучше купить российскую систему с аналогичными возможностями, к тому же на порядок дешевле.

В. Е.: Это не значит, что мы такие крутые, что нам никто не конкурент. Просто не надо обольщаться зарубежными КИС, красивым интерфейсом, возможностями визуализации потоков данных, сведениями о встроенных в систему CASE-средствах и т. д. Надо оценивать систему применительно к конкретным требованиям заказчика, по способности обеспечить выполнение задач учета в условиях переходной экономики и нестабильного законодательства, что требует высокой степени настраиваемости систем и обеспечения фирмой-поставщиком небольших сроков внедрения своей КИС.

PC Week: Почему вы назвали именно эти три продукта?

В. С.: Я оцениваю их по набору функциональных возможностей, по времени работы фирм на рынке, по профессионализму людей, которые в этих фирмах являются постановщиками задач и генераторами идей, и по эффективности работы предприятий, которые уже внедрили эти КИС (но не по числу проданных копий!).

PC Week: Посоветуйте нашим читателям, как правильно выбрать КИС.

В. С.: Я назову пять критериев выбора.

1. Технологичность. Отдел АСУ должен отобрать системы, в которых реализованы современные ИТ, учитывая при этом перспективы развития этих ИТ.

2. Личное знакомство с системой. Не следует читать никакой рекламы, никаких статей, дабы избежать чисто эмоционального восприятия КИС, надо объехать фирмы и посмотреть каждую из отобранных КИС кропотливо и въедливо. Причем изучать не 1 - 2 часа, а несколько дней.

При выборе торопиться не надо. Некоторые заказчики выбирали “Аккорд” из других систем по полгода. Это серьезное вложение денег, и работать с КИС предстоит не один год. Поэтому выбирать систему должны не один-два сотрудника, а большее число специалистов. На данном этапе также не рекомендую прислушиваться к мнению программистов и тех, кто с системой реально не работал.

3. Услуги по внедрению. Надо понять, что разработчик готов предоставить - “систему под ключ” или “коробку”. Если вам не предлагают услуг по внедрению системы, это настораживающий фактор. А хорошие услуги - не только обучение. Это изучение внутренней структуры компании, общение с конкретными людьми по конкретной задаче, доработка системы под специфику заказчика, конвертация данных, помощь при их вводе и выверке (кстати, самый трудоемкий этап). Система заполняется большим объемом информации, и при выверке фактически проводится аудит компании. В старых расчетах в 99% случаев находятся бухгалтерские ошибки, неточности в формах учета и т. д.

4. Продолжительность внедрения. Без предварительного обследования ее трудно определить, но учитывать все равно надо.

5. Цена. Она не может быть решающим фактором и не должна быть как очень высокой, так и подозрительно низкой.

В. Е.: Заставить работать можно любую КИС. По функциональным возможностям все они в настоящее время достаточно близки, и надо смотреть, как реализована та или иная функция внутри, в глубинах системы, как она настраивается на конкретные условия расчета. Для этого нужно, чтобы систему изучили разные специалисты заказчика. Бухгалтер вряд ли оценит реализацию генератора отчетов на основе компилятора, а не интерпретатора. А для администратора системы такая характеристика при выборе КИС может стать решающей.

PC Week: А будут ли жить заказные системы?

В. С.: Если компания этим занимается и если ей платят деньги, то, конечно, это хорошо. И конкурентам, производителям тиражного продукта, выгодно - фирма уходит с рынка. Но без конкуренции заказная система вряд ли будет улучшаться и развиваться. Что же касается самой фирмы, разрабатывающей и сопровождающей заказную систему, то у нее должно быть достаточное число клиентов, чтобы отделы сопровождения, внедрения, да и разработки, не теряли квалификации.

PC Week: Как вы оцениваете перспективы российского рынка КИС?

В. Е.: Рынок КИС вплотную связан с общей ситуацией в стране. Были бы деньги у предприятий. Коммерческие фирмы будут вкладывать деньги в ПО, если политическая и экономическая ситуация в стране будет стабильной.

В. С.: Этот бизнес гибкий, хотя и не “оборотистый”. Появятся деньги в бюджете, будут деньги у всех.

В. Е.: А вообще-то большинство софтверных фирм достаточно закалены и устойчивы. Дело в том, что практически все фирмы-разработчики вышли из небольших коллективов энтузиастов-программистов, развивались и становились на ноги без начального капитала. Поэтому работа в условиях ограниченных финансовых ресурсов нас не пугает.

В. С.: А из крупных компаний-разработчиков различных КИС останется фирм 10 - 15, не больше.

PC Week: Надеюсь, что читатели PC Week/RE еще не раз услышат о ваших новых успешных проектах.

Телефон фирмы “Атлант-Информ”: (095) 459-1412.

Версия для печати