Алексей Максимов

Осенний COMDEX в Лас-Вегасе ежегодно привлекает десятки тысяч заокеанских ИТ-профессионалов, приезжающих на выставку с разными целями. Одни привозят собственные экспозиции, стремясь попасть в число поставщиков самого богатого в мире американского рынка. Другие, наоборот, ищут в Америке партнеров, готовых делать инвестиции в разработки и производство в Старом Свете, Азии или Африке. Третьи же посещают COMDEX, чтобы из первых рук получить информацию о намечающихся путях развития ИТ, сверить свои идеи и представления с позицией лидеров крупнейших мировых фирм и выработать оригинальные решения, которые помогут укрепить положение их компаний на национальном рынке.

К числу таких аналитиков-практиков, регулярно посещающих COMDEX, относится Борис Нуралиев, директор одного из флагманов отечественной ИТ-индустрии - компании “1С”. Воспользовавшись длительным трансконтинентальным перелетом Лос-Анджелес - Москва, я попросил его поделиться своими впечатлениями от прошедшей выставки.

PC Week: Что вам больше всего понравилось на нынешнем COMDEX’е, вызвало положительные эмоции?

Борис Нуралиев: COMDEX привлекает демонстрацией поступательного развития мировой компьютерной индустрии, частью которой мы являемся. Ведь участвовать в перспективном деле приятно и интересно. Честно говоря, радует, что в тех секторах, которыми занимается фирма “1С” - деловое ПО, мультимедиа и энтертеймент, дистрибуция, пока нет такого однозначного монополизма, как в области операционных систем или в сфере производства процессоров. А это значит, что фирмы типа нашей по-прежнему имеют хорошие шансы для развития.

Приятно порадовал ряд нововведений. Так, хотелось бы отметить, что традиционных главных докладчиков - KeyNotes - стало не три-четыре, а девять. Организаторам действительно удалось собрать наиболее влиятельных руководителей компьютерного бизнеса, и было достаточно интересно отметить различия в их позициях.

На выставке удалось получить подтверждение соответствия уровня своих разработок мировому и уточнить соответствие отдельных тенденций. В области делового ПО - это наличие явно выраженного инструментального слоя в системах автоматизации наиболее быстро развивающихся фирм, ориентация на лидирующие системные технологии, такие, как SQL. Например, в отличие от прошлых лет увидеть экраны DOS-приложений можно было лишь изредка и разве что на интеллектуальных кассовых аппаратах - дает себя знать активное сотрудничество Большого брата - Microsoft - с разработчиками больших и малых систем автоматизации бизнеса.

PC Week: Какие из ваших впечатлений можно отнести к разряду отрицательных?

Б. Н.: Традиционно огорчает отсутствие на выставке огромной России как государства. Очень много выходцев из нашей страны работает на стендах американских компаний, достаточно часто встречаешь руководителей и представителей российских фирм в качестве посетителей, ищущих заказы, изучающих состояние рынка или осуществляющих закупки. Но как страна Россия не представлена - небольшое количество фирм-экспонентов, имеющих отношение к нашей родине (например, зарубежная часть “ПараГрафа”), позиционирует себя как американские компании. Многие развивающиеся страны имеют на COMDEX’е национальные павильоны - там их фирмы, сбившись в стаю и при поддержке соответствующего правительственного органа (у одних - торговой палаты, у других - министерства экономики или науки), доказывают свою состоятельность как равноправных партнеров - открытых, надежных, стабильных.

Это относится не только к таким гигантам, как Индия или Египет, но и, например, к крошечной и довольно молодой Бангладеш, которая образовалась на памяти моего поколения (помните анекдот: “Василий Иванович! Бангладеш образовалась! - Ничего, Петька, главное - не расчесывай”?) и чей годовой объем производства программных продуктов сопоставим с объемами продаж фирмы “1С”. Россия же при ежедневно публикуемых клятвах о намерении поддерживать российских производителей официально выступает только как поставщик рабочей силы - от квалифицированных программистов и электронщиков до водителей такси и девушек в индустрию развлечений.

PC Week: Какие тенденции современной ИТ-индустрии наиболее ярко проявились на выставке?

Б. Н.: В целом мировая ИТ-индустрия все больше ориентируется на обычного, массового конечного пользователя. Это выражается, в частности, в том, что выступления ключевых фигур рынка, возглавляющих ведущие фирмы, становятся все проще и доступнее для понимания. Главным тезисом традиционного воскресного выступления перед открытием COMDEX’а самого влиятельного человека компьютерной индустрии Билла Гейтса был призыв к простоте. А руководитель Intel Крейг Барретт вообще вместо обычной пропаганды изделий своей фирмы посвятил отведенное ему время обсуждению гуманитарных околокомпьютерных проблем в беседе с хорошо известным у нас аналитиком рынка Эстер Дайсон и популярным американским телеведущим.

PC Week: Как изменилась выставка по сравнению с прошлым годом?

Б. Н.: В целом выставка вполне узнаваема и по-прежнему наиболее адекватно отражает состояние и тенденции мировой индустрии ИТ. Многие положительные и отрицательные стороны этого “главного технологического шоу года” кажутся совершенно неизменными. Стабильны большой наплыв людей и доисторический бумажный каталог (версию на CD-ROM можно купить отдельно “всего” за 199 долларов плюс налог штата Невада). Обычны ласковая теплая погода во второй половине ноября - приятно видеть людей в шортах и майках после заснеженной Москвы. Повсеместную чистоту, ковры и пальмы не сравнить с родными грязью, щербатым асфальтом и хвойными породами деревьев. Бестолково-хаотичное размещение экспонентов по удаленным друг от друга площадкам COMDEX’а контрастирует с тематическим принципом построения павильонов CeBIT’а, например.

В основном в этом году на стендах экспонировались не революционно новые продукты, а результаты развития известных идей. Многие аппаратные разработки за год из разряда прототипов переместились в категорию успешно продаваемых - плоские экраны и т. д. По ряду изделий существенно выросла производительность: если в прошлом году хорошими считались 4-скоростные дисководы для записи CD-R, то в этом году демонстрировались 8-скоростные.

Заметна была и “охота за мозгами” - на многих стендах имелись разделы, посвященные набору специалистов в фирмы, а в отдельном отсеке выставки развернулась ярмарка вакансий.

PC Week: Эпоха всеобщей доступности информации благодаря Интернету требует перемен от выставочной индустрии. Как это отразилось на нынешнем COMDEX’е?

Б. Н.: Развитие Интернета, делая рекламно-техническую информацию легкодоступной, снижает ценность научно-технических выставок для экспонентов, что особенно заметно в нашей индустрии. Очевидно, это привело к отказу от участия в COMDEX’е ряда серьезных компаний различного масштаба - от IBM и Apple до Visio и др. Появившиеся пустые пространства между стендами выглядели печально, но зато дали возможность присесть отдохнуть, поудобней расстелить каталог, сделать заметки.

Ну и приятно, что российские читатели компьютерной прессы, такой как PC Week/RE, с помощью Интернета легко дополнят информацию обозревателей и получат достаточно полное представление о выставке без дорогостоящих и утомительных поездок.

С Борисом Нуралиевым можно связаться по телефону: (095) 253-5902.

Версия для печати