Михаил Вольф

Превратившись из чуда техники в бытовой прибор, компьютер “оброс” и всеми проблемами, которые сопутствуют окружающим нас предметам повседневного обихода. Без всякого преувеличения можно сказать, что главной является проблема промышленной утилизации отслуживших свое устройств. В этом смысле электроника с ее все более короткими циклами смены генераций и постоянно снижающейся себестоимостью конечного продукта крайне обостряет и без того напряженную ситуацию: чем возиться с модернизацией “старого железа”, потребителю теперь проще и даже дешевле заменить отставшее от текущих требований устройство на более современное.

Согласно немецкой статистике, свою службу в частной и деловой сферах несут примерно 26 млн. ПК. Очевидно, что в основной своей массе новые приборы приходят на смену старым, но только 0,3% всех компьютеров получают вторую жизнь. Как показал проведенный на CeBIT Home’98 опрос, количество отработавших свое ЭВМ, возвращаемых производителям для утилизации, осталось в 1998 г. на прежнем уровне. Иначе говоря, ставшие ненужными устройства идут прямым ходом на свалку. По оценкам Немецкого общества охраны природы (Bund fu..r Umwelt und Naturschutz Deutschland, BUND), к концу 1998 г. количество попадающей в мусор электроники составило 2 млн. тонн. Это телефоны и факсы, принтеры и копиры, телевизоры и радиоприемники, магнитофоны и микроволновые печки. И конечно же компьютеры. Если всю эту массу собрать на одной площадке, получится четыре пирамиды Хеопса. Определенная доля отходов складывается за счет заводского брака, неизбежного в таком массовом и одновременно высокочувствительном производстве, как изготовление микросхем. Правда, здесь оценить ситуацию значительно сложнее: фабриканты отказываются давать сведения об уровне брака. Тем не менее, по данным BUND, до 2005 г. следует ожидать удвоения объемов идущей на свалку электроники.

Природоохранные союзы и местные власти как-то пытаются бороться с этим “горообразованием”. Так, в Берлине в рамках проекта, получившего название ЕСО-РС, уже год действует небольшая мастерская по ремонту выброшенных ПК. Восстановленные компьютеры передаются в школы. Надо, однако, иметь в виду, что берлинское предприятие существует только за счет государственной финансовой поддержки и основной своей целью имеет решение проблем не столько экологических, сколько социальных: оно обеспечивает работой - пусть и очень скромно оплачиваемой - людей, до этого много лет пребывавших в положении безработных, поддерживая их таким образом на плаву в профессиональном и социальном смысле. В целом же, как показывает опыт, подобная деятельность не может быть рентабельной: в массе своей потребители не интересуются морально устаревшей вычислительной техникой либо готовы платить за нее чисто символическую цену.

По мнению членов природоохранных союзов, немалую долю вины за бездумное отношение к вопросам утилизации морально устаревшей электроники несут сами производители, подстегивающие растерянных потребителей как агрессивными рекламными кампаниями (только новые! только суперсовременные! только самые высокопроизводительные! - хотя использование устройств зачастую ограничивается весьма скромными целями), так и каруселью избыточного ассортимента с постоянно падающими ценами. В вину производителям ставится незрелое экологическое сознание. Не случайно же, считают представители BUND, в этом году добрый десяток компаний (из 20 опрошенных) отказались дать информацию об экологичности своей продукции, в том числе такие фирмы мирового уровня, как Canon, Comtech, HP, IBM, Olivetti, Sharp, Schadt и Toshiba. В качестве положительных примеров называются Acer, Fujitsu, Siemens Nixdorf, а также компания Apple, впервые в прошедшем году получившая оценку “хорошо” за выпуск компьютерных кожухов из огнезащитных искусственных материалов, которые в случае пожара выделяют несоизмеримо малое по сравнению с другими материалами количество канцерогенных газов.

Ситуация массового использования компьютеров заставляет обратить внимание еще на одну сторону их применения - энергетическую. В любом учреждении включенный с утра до вечера ПК - обычное явление. По расчетам Института системотехники и инновационных исследований (г. Карлсруэ), только четверть всей потребленной энергии уходит на рабочие цели, все прочее вылетает в трубу: 75% израсходованного электричества приходится на простои или эксплуатацию в режиме ожидания (stand-by)! Ежегодные суммарные потери в ФРГ оцениваются в 20 млрд. кВт.ч, несмотря на то что технологии эксплуатации все время совершенствуются. Впрочем, компьютеры не числятся здесь в главных энергопожирателях, гораздо большая доля принадлежит телевизорам и различным телеприставкам. Проведенное в рамках ЕС исследование показало, что если все немцы станут пользоваться цифровыми телевизионными приставками, потребляющими в режиме ожидания 20 - 30 Вт, то в ближайшие 13 лет стране потребуется построить 9 крупных электростанций.

В поиске путей выхода из создавшегося положения предлагаются различные решения. Так, многие защитники природы ратуют за модели совместного использования компьютеров (sharing) - ведь нередко к ЭВМ прибегают от случая к случаю, без нужды в непосредственном личном обладании. Уже сейчас пользуются популярностью Интернет-кафе, сервис-центры телекоммуникационных услуг и тому подобные фирмы. Вполне представим и прокат компьютеров. Другим направлением является усиление государственного давления на производителей, дабы заставить их обращать больше внимания на экологические аспекты своей деятельности. Основным инструментом тут могли бы стать специальные “экологические” налоги, побуждающие производителей к смещению акцентов с повышения производительности выпускаемых изделий (тем более что, по оценкам экспертов, в ближайшие 15 лет разработчики новых микросхем столкнутся с естественными физическими барьерами) в сторону бережного и продуманного использования материалов и энергии. Как хорошо было сказано на конгрессе “Информационное общество и непрекращающееся развитие”, проходившем в рамках форума info 2000, “...мы должны учиться жить на проценты от предоставленного нам природой капитала, а не разрушать его. А это возможно только в том случае, если политики, производители и потребители изменят свое сознание”.

Версия для печати