С.Б.

В январе 1998 г. Багдад обвинил США в том, что среди американских наблюдателей имеются агенты ЦРУ (как оказалось год спустя, это были агенты военной разведки) и депортировал всю группу наблюдателей из Ирака. Министр обороны США Уильям Коэн в обращении к Конгрессу заявил о возможности вооруженного решения конфликта. 24 февраля Ирак согласился допустить инспекторов на свои объекты, но в ноябре окончательно отказался выполнить резолюцию ООН.

К декабрю в районе Персидского залива были сосредоточены 37 кораблей, 30 тыс. солдат и 348 самолетов - истребители F-117, F-15, F-16, бомбардировщики B-52 и B-1B, разведывательные E3-B, оборудованные бортовым комплексом управления боем, интегрированным с системой контроля и идентификации AWACS, самолеты ведения электронной войны EA-6B с устройствами подавления вражеских РЛС и сетей связи, вертолеты SH-60 Seahawk, используемые для обнаружения подводных лодок и один E-8 с бортовой системой Joint STARS, предназначенной для слежения за наземными целями в любую погоду в радиусе 200 км. Joint STARS способна различать колесную и гусеничную технику и применяется для наведения высокоточного оружия на цель. Производительность встроенного процессора системы - 600 млн. операций в секунду. Joint STARS стоит 225 млн. долл. Для ее обслуживания требуется 150 человек.

В Кувейте, в 100 км от границы с Ираком, были приведены в боевую готовность 3 тыс. солдат, танки и бронетехника. Вдоль границы были развернуты инфракрасные датчики движения WSTI. Начались полеты разведывательных самолетов U-2 в стратосфере.

С 16 по 20 декабря Пентагон провел операцию “Лиса в пустыне”, целью которой было уничтожение иракских заводов по производству оружия массового поражения (ОМП) и военных объектов. За 70 часов с самолетов и кораблей США было выпущено 650 ракет и интеллектуальных бомб по 66 целям и 19 объектам. 64 цели были поражены с эффективностью 85%. Среди уничтоженных объектов оказались также теле- и радиостанции, несколько вертолетов и один беспилотный самолет.

В декабре Пентагон испытал на практике новое высокоточное оружие - интеллектуальные бомбы GBU-12, 24 и 27 весом от 150 до 600 кг, снабженные системой автоматической навигации, способной прокладывать маршрут к цели при любых погодных условиях. Эти бомбы сбрасывались с самолетов-невидимок F-117, с впервые испытывавшихся в военной операции сверхзвуковых бомбардировщиков B1-B, оснащенных программируемой системой ведения электронной войны, и с бомбардировщиков B-52, принятых на вооружение армией США в 1954 г.

Никаких других новых видов вооружений в Ираке не применялось. Качественно новые военные комплексы появятся в США не ранее 2005 г. Сверхзвуковые самонаводящиеся всепогодные ракеты AMRAAM с бортовым компьютером стоимостью 390 тыс. долл., которыми были оборудованы F-16, серьезно модифицировались в последний раз в 1991 г.

Заметные изменения произошли в другой области. Пентагон существенно повысил скорость развертывания своих сил. Если в 1991 г. возникало немало проблем со своевременной доставкой людей и грузов в Персидский залив, то теперь в ряде случаев контрольные нормативы были заметно перевыполнены. Этому способствовала система поддержки развертывания сил TALCE, которую сопровождало 180 человек. Базовый элемент TALCE - система тактической связи MARC. Каждый модуль MARC размером 6х9 метров питается от двух переносных 30 кВт генераторов. В него входят три радиостанции, антенны СВЧ- и спутниковой связи, устройства, обеспечивающие шифрование разговоров, и компоненты телефонной и компьютерной связи. На встроенном мониторе демонстрируются маршруты движения самолетов с грузами. Переносной компьютер можно подключить через контроллер TALCE к системе глобального принятия решений GDSS, которая следит за ходом выполнения миссий грузовыми самолетами Пентагона во всем мире и сообщает, какие самолеты и с каким грузом прибудут в ту или иную точку планеты. GDSS постоянно проводит мониторинг состояния самолетов и выдает рекомендации экипажам при изменении обстановки.

Ключевую роль в операции сыграло новое подразделение воздушно-космических сил США AFSPC. С помощью спутниковых систем военные могли предварительно планировать миссии на компьютерных картах и затем анализировать масштабы разрушений, быстро и точно определять координаты дружественных и вражеских объектов, оперативно обмениваться информацией, проводить разведку из космоса и т. д. В 1991 г. время предупреждения о запуске иракской ракеты Scud составляло 7 минут, и военные булавками прокладывали курс Scud на бумажной карте. В 1995 г. была введена в строй система ALERT, благодаря ей время предупреждения значительно снизилось, а маршрут ракеты стал прогнозироваться автоматически.

Вся военная техника США была оборудована приемниками GPS. Пентагон использовал для своих целей также метеорологическую сеть и спутники, предназначенные для военной системы инфракрасного наблюдения космического базирования, которая будет введена в строй в 2001 г. Усилиями AFSPC впервые удалось эффективно координировать действия всех родов войск армий двух стран (США и Англии).

Насколько успешной была “Лиса”? Один из главных критериев успеха операции, по мнению американской стороны, - то, что США не потеряли ни одного солдата. Хотя B-52 бомбили Ирак, находясь над территорией Кувейта, риск потерять тактические самолеты все же существовал - в 1991 г. пятью иракскими МиГами-25 были уничтожены восемь самолетов F-15, F-16 и F/A-18.

На протяжении всего 1998 г. пилоты патрульных F-15 и F-16 при своем обнаружении иракскими ПВО или бортовыми радарными системами иракских МиГов неоднократно отвечали залпами сверхзвуковых ракет HARM (каждая стоимостью 200 тыс. долл.). Несмотря на заверения военных об эффективности сверхточного оружия - когда пилотам не надо следить, попала ли выпущенная ракета в цель, скрытую в темноте или тумане, достаточно “выстрелить и забыть”, - США не смогли привести ни одного официального подтверждения поражения цели ракетами HARM, оборудованными устройством самонаведения на радарные установки. Не помогли и спутниковые системы, которые должны видеть “все при любых погодных условиях”. Показательно также соотношение числа выпущенных ракет (650) и пораженных целей (64), при том что иракская сторона не смогла оказать сопротивление.

Независимые эксперты в США убеждены, что нет ни одного шанса силовыми методами заставить Ирак прекратить разработку ОМП. А иракская армия по своей боеспособности отброшена назад не более чем на два года.

“Лиса в пустыне” обошлась США в 502 млн. долл. Эта сумма была выделена Клинтоном в особую статью расходов и не вошла в бюджет Пентагона, составляющий 280 млрд. долл.

Версия для печати