Михаил Вольф

Чтобы выпрямить согнутую палку, ее надо снова согнуть, но уже в противоположном направлении. Не этой ли нехитрой жизненной мудростью руководствовалось французское правительство при разработке новых правил относительно шифрования передаваемых по электронным сетям данных? До сих пор во Франции действовал следующий порядок: после многих лет полного запрета на шифрование информации оно было-таки разрешено с июля 1996 г., но при условии передачи ключа шифрования определенным подчиненным правительству органам. В противном случае, т. е. при нежелании сообщать чиновникам столь щепетильную информацию, заинтересованная сторона была вынуждена довольствоваться 40-разрядным ключом, давно уже снискавшим печальную славу легко вскрываемого. Разумеется, сии драконовские меры объяснялись святыми целями борьбы с организованной преступностью и терроризмом - как и проводимые по судебному разрешению перлюстрация писем и подслушивание телефонных разговоров, существовавшие задолго до всякого Интернета.

Порядок этот сразу же после введения вызвал волну ожесточенной критики. Юристы, специализирующиеся на связанных с Интернетом правовых вопросах, сравнивали Францию с информационным ГУЛАГом, а требование по выдаче шифров к софтверным компаниям - с требованием к компании “Кока-Кола” рассекретить рецептуру фирменного напитка. От существовавшего порядка страдал и частный пользователь, на деле ограниченный в использовании возможностей Интернета: какой покупатель, например, согласится передавать в открытую сеть секретные банковские реквизиты? Суровые регламенты не только наносили урон имиджу страны; с ними связывалось и отставание Французской Республики - на фоне других развитых стран - в развитии Сети в целом и онлайновой торговли в частности. Так, по данным 1998 г., лишь 8% населения старше 18 лет познали сладость виртуальных путешествий - в сравнении с 10% в соседней Германии, не говоря уж о 37% граждан Америки. При этом только 36% пользователей-французов отваживались на онлайновые покупки - против 48% в той же ФРГ.

Теперь, как объявил министр экономики и финансов страны Доминик Страус-Кан (Dominique Strauss-Kahn), вступает в силу новое положение. Согласно ему допускается шифрование с использованием 128-разрядных ключей. Эти меры, фактически дающие зеленый свет неограниченному шифрованию данных, знаменуют поворот к новой политике правительства в использовании современных электронных средств. Полностью соответствующие рекомендациям комиссии ЕС, они должны способствовать взрывному росту онлайновой торговли в стране.