О CeBIT’е и о себе

Колонка редактора

     Лучшее мерило благосостояния: количество уникальных

событий вашей жизни, добавивших вам опыта.                   

     Эстер Дайсон. “Жизнь в эпоху Интернета”

Эдуард Пройдаков

Каждый год по всему миру проходит волна миграции специалистов, которые, влекомые, словно лемминги, каким-то шестым или седьмым чувством, сходятся в одной точке земного шара со ставшим привычным всем и каждому названием CeBIT. Не пугайтесь, я не собираюсь занудно петь дифирамбы “самой, самой, самой”.

Эдуард Пройдаков

И тем не менее... Каждая выставка по-своему неповторима, и один ее год не похож на другой. В полной мере это относится и к CeBIT’99, открывшей 18 марта свой 28-й сезон.

Проблема 2000 года (П2000, Y2K) здесь проявилась несколько необычно. В Германии давно уже готовятся к выставке Hannover 2000 Expo. Под нее выделены большие средства, и каждый год с немецкой пунктуальностью эти средства осваиваются: расширяется аэропорт, улучшаются дороги и т. д. Так, к нынешнему CeBIT’у были построены новый громадный павильон, многоэтажная автостоянка, внедрены разного рода усовершенствования. Например, в большом количестве снаружи и внутри павильонов появились большие плоские экраны, используемые и как информационные табло, и как телевизоры.

Интересна система стимулирования посещения выставки специалистами. Разовый входной билет снова подорожал и теперь стоит 60 марок. Билет на все дни ее работы - от 120 до 140 марок. Кроме того, новинка этого года - возможность проезда по входному билету на любом городском транспорте, кроме такси.

Отмечу, что все из-за той же 2000 Expo (1 июня - 31 октября) в следующем году CeBIT’2000 пройдет не во второй половине марта, как обычно, а с 24 февраля по 1 марта. (вот пример Y2K: написать CeBIT’00 рука не подымается, а CeBIT’2000 смотрится уж очень непривычно. Что-то мне это напоминает.) В очередной раз, число участников, приехавших из 63 стран, снова возросло и достигло 7500.

Заметен рост активности российских фирм. по сравнению с прошлым годом увеличилось количество экспонентов из нашей страны. К традиционному стенду Миннауки добавились стенды фирм Санкт-Петербурга и институтов РАН. По отзывам российских участников, после отделения CeBIT Home в отдельную выставку основной CeBIT стал более деловым. Его посетителей можно разделить на три основные группы:

- специалисты, для которых выставка - место профессиональной тусовки и обмена информацией, отсутствующей в Интернете;

- IT-менеджеры, желающие получить общую картину развития технологий;

- наконец, дилеры и дистрибьюторы, ищущие перспективные продукты и партнеров.

И если здесь эти группы по численности примерно равны, то на российских выставках среди посетителей пока перевешивают специалисты. В целом ясно, что с развитием Интернета характер выставок должен измениться. WWW их не отменит, просто они, эволюционируя, станут другими.

Среди тем, доминирующих на CeBIT’99: электронная коммерция, конвергенция и Linux. Электронная коммерция у нас по известным причинам пока развивается вяло, конвергенцию же сетей связи, которые становятся все более цифровыми, необходимо учитывать не только на корпоративном, но и в первую очередь на государственном уровне. (конечно, это несбыточная мечта. В действительности мы наблюдаем полное отсутствие государственной политики в области высоких технологий.) Рост популярности Linux, занявшей уже 12% рынка серверных ОС, заставил, по примеру производителей СУБД, присоединиться к этой платформе и разработчиков систем масштаба предприятия. Так, о поддержке под Linux системы R/3 на выставке заявили компания SAP и ее партнер Siemens.

Много внимания уделяется также проблеме 2000 года. По словам вице-президента APC Филиппа Д’Аргента, 70% малых и средних предприятий в Европе еще не приступали к ее решению. Поэтому осенью он ожидает всплеска продаж оборудования и ПО, обусловленного тем, что часть оборудования производители рекомендуют просто заменить на новое. В этих рекомендациях есть известная доля лукавства, поскольку во многих случаях достаточно лишь переписать содержимое ПЗУ. Но такой путь, выгодный потребителю, в организационном плане достаточно тяжел и дорогостоящ для производителей. Эту нишу должны занять небольшие фирмы и отдельные консультанты.

Опыт проведенного в середине марта нашим еженедельником круглого стола с участием пяти коммерческих центров компетенции и журналистов общей прессы показал, что П2000, превратившаяся из проблемы технической в проблему социальную, плохо осознается обществом. Лучше всего к ней подготовились правительственные чиновники, создав государственную комиссию, выпустив комплект инструкций и определив ответственных, которым в худшем случае грозит лишь отправка на пенсию. Слова об отсутствии у государства средств на решение П2000 не означают, что их действительно нет, просто они тратятся не туда, куда надо, либо совершенно откровенно разворовываются. И в том и в другом случае надо понимать, что это наши с вами деньги, и пора требовать наведения в стране порядка и жестче лоббировать интересы индустрии. Например, кто страдает от закона, устанавливающего двухпроцентный уровень расходов на рекламу и маркетинг? Прежде всего российские фирмы. У разработчиков ПО на эти цели тратится от 10 до 30% бюджета. Если действовать по закону, то все, что расходуется сверх 2%, идет из прибыли, а какая может быть прибыль на этапе вывода продукта на рынок? Во всех странах такие расходы относят к основным затратам. И это правильно. Доходит до смешного: наше издательство хотело бесплатно передать часть продукции библиотекам. Оказалось, что по российским законам мы не можем этого сделать, так как тоже должны заплатить за свой дар соответствующий налог из прибыли.

Но не все так грустно в этом мире. Мне приятно сообщить вам, что неделю назад нашему еженедельнику исполнилось четыре года. У каждой сущности своя скорость бега времени. Если один год у собаки считается за семь лет человеческих, то компьютерным журналам я бы засчитывал, как на фронте, каждый год за три, а еженедельникам, чья жизнь - что-то среднее между фронтовой и собачьей, - за пять. Это шутка, конечно. Важно другое: выпуск каждого номера - событие, добавляющее нам опыта, и самый большой капитал, нажитый PC Week/RE за это время, - внимание наших читателей. Спасибо!

Со мной можно связаться по адресу: chief@pcweek.ru.

Версия для печати