Наталья Шестопалова

11 марта в Центральном доме литераторов в Москве состоялась ежегодная конференция, организованная информационным агентством “Ламинфо” при содействии компании “Аладдин”. Тема ее - анализ состояния российского рынка делового программного обеспечения (ПО) за кризисный 1998 г., поставивший всех в новые условия жизни, а подчас и на грань выживания. Проведенный агентством “Ламинфо” опрос 50 российских фирм-разработчиков лег в основу исследования, результаты которого частично были представлены на конференции. Они отражают изменение ценовой политики компаний в результате кризиса, динамику бизнеса отечественных производителей ПО во втором полугодии 1998 г., а также дают прогноз на первое полугодие 1999 г.

Обусловленный потребностями информатизации предприятий и автоматизации процессов управления сектор делового ПО в настоящее время объединяет усилия трех основных групп: разработчиков, потребителей (клиентов) и консультантов-аналитиков. Специфика российского рынка, проблемы сотрудничества, роль прессы - свое мнение по этим вопросам высказали как устроители конференции, так и известные эксперты и специалисты. Генеральный директор “Ламинфо” Игорь Аглицкий отметил, что на рынке преобладают частные компании, причем в основном мелкие (численностью до 100 человек), что наряду с разрозненностью и изолированностью их друг от друга усугубляет проблему выживания в нынешних условиях. Большая часть потребительского рынка, считает он, является нецивилизованной, заполненной самоделками и продуктами “чудо-людей”. Автоматизация по-прежнему играет на предприятиях второстепенную роль, а число аналитиков на рынке хоть и велико, но среди них мало внешних, независимых.

Генеральный директор “Ламинфо” Игорь Аглицкий

Генеральный директор фирмы “Бизнес Программы Сервис” Николай Комлев полагает, что никто даже приблизительно не знает, что такое наш рынок делового ПО, поскольку нет четкого классификатора и “измерителя” его продуктов. Часто руководители компаний-разработчиков не имеют информации не только о конкурентах и их программах, но и о качественном составе своих клиентов и их количестве, а также о собственных изделиях. Компьютерная пресса, отметил он, не дает объективного видения рынка. Из нее можно понять маркетинговые возможности фирм и узнать, что они говорят о себе сами. Растущие фирмы стали использовать блочный способ подачи информации: прямая реклама плюс постоянная рубрика, освещающая изменения версий программ, плюс проблемная тематика. Такая форма работы с прессой, подразумевающая долгосрочные контракты, ведет к возникновению зависимости и “привыканию” изданий к долговременному финансированию и, как следствие, к потере объективности.

О клубке противоречий и антагонизме на рынке автоматизации отечественного бизнеса рассказал вице-президент Нижегородской гильдии профессиональных консультантов Игорь Альтшулер. Так, коммерческие структуры, средний возраст которых 3 - 5 лет, многое решают путем проб и ошибок. Молодому бизнесу нужны помощники, он готов платить, но не сотрудничать, покупать, но не зависеть. Серьезная же автоматизация не пристегивается к бизнесу, а вживляется в него. Бывшие госструктуры намного старше, но по уровню понимания проблемы ушли недалеко. В них по-прежнему преобладает административно-командная организация, но уже при отсутствии команд сверху. И те и другие смотрят свысока на производителей ПО для бизнеса, считая, что они не могут предложить ничего внятного, на что им отвечают взаимностью, приговаривая: “Сами не знают, чего хотят”. При этом каждый использует свой собственный понятийный аппарат. Ситуация на рынке делового ПО сегодня характеризуется тем, что серьезные разработчики предлагают не только программы, но и наборы организационных, технических, психологических решений, отработка которых возможна лишь в услових доверительных партнерских отношений между заказчиком и исполнителем.

Среди актуальных проблем г-н Альтшулер назвал невысокие темпы развития компаний в силу их изначально самостоятельного продвижения на рынке, без инвесторской поддержки, отсутствие котировок и обращения акций фирм, неликвидность программ, нетехнологичность существующей системы управления производством, слабость технической базы и т. д. Трудно выбрать подходящую информационную систему и развивать ее в рамках действующего предприятия. И, наконец, руководители предприятий боятся делегировать полномочия вниз - не хотят терять власть, а управленцы более низкого уровня боятся ответственности. В результате, считает Игорь Альтшулер, в России до сих пор нет ни одной нормально работающей информационной системы, обслуживающей высшее руководство предприятий.

Об эволюции роли консультанта и разделении им сферы взаимодействия и ответственности с исполнителем и заказчиком повела речь в своем выступлении Людмила Власова (АКДИ “Экономика и жизнь”). Традиционно консультант воспринимался как советчик, посредник, не несущий ответственности за принятое решение. Наиболее удачно эту роль играли определенные структуры самой компании-разработчика. Однако с появлением программ-конструкторов, являющихся скорее инструментом для построения информационной системы и требующих конкретного наполнения, эту функцию стали брать на себя консалтинговые компании.

На конференции были названы признанные агентством “Ламинфо” лучшими 30 российских компаний - производителей ПО для бизнеса. Три из них: “1С”, “Парус”, “Интеллект-Сервис” - награждены призами. Как наиболее динамично развивающаяся в 1998 г. отмечена компания “Омега”. Лучшей выставкой по тематике делового ПО объявлена SofTool’98.

“Ламинфо”: (095) 284-1646.

Версия для печати