Леонид Черняк

Московское представительство GartnerGroup (GG) провело семинар, посвященный проблеме 2000 года. C докладами “Сценарий событий 2000 года” и “Рекомендации к проекту 2000 года” выступил директор по исследованиям GG Энди Кайт (Andy Kyte). Он представил точку зрения экспертов GG на события, связанные с проблемой перехода в 2000 год, и прогноз их развития как на общемировом, так и на корпоративном уровне.

Три сценария развития событий в мире

Касаясь глобальных прогнозов, Э. Кайт изложил альтернативные варианты последствий кризиса, вызванного П2000. Достоверность того или иного сценария определяется по принятой в GG шкале экспертных оценок в диапазоне от 0 до 1, где 0 означает событие совершенно невероятное, а 1 - абсолютно вероятное. Важно подчеркнуть, что цифра отражает именно экспертные оценки, а не статистическую вероятность. Основные показатели вероятных сценариев сведены мною в таблицу.

Версии развития событий при переходе в 2000 год

Сценарий 1. Небо упадет на землю! Достоверность такого наихудшего исхода событий оценивается как чрезвычайно низкая, по шкале GG она равна 0,1, что считается маловероятным событием.

Сценарий 2. Овца в волчьей шкуре. Эта оптимистическая версия также рассматривается как маловероятная, но оценка ее достоверности несколько выше, она равна 0,2.

Сценарий 3. Вероятно, будет так. GG эту ситуацию расценивает как наиболее правдоподобную, ее достоверность составляет 0,7, что считается очень высокой вероятностью прогноза.

Задачи корпораций на пороге 2000 года

На корпоративном уровне наиболее важными GG считает три вопроса.

- Каковы наиболее вероятные результаты кризиса 2000 года?

- Как готовятся корпорации к преодолению краткосрочных и долгосрочных последствий кризиса 2000 года?

- Какие стратегии и средства могли бы принести наибольшую пользу корпорациям в решении проблемы 2000 года в оставшийся короткий промежуток времени?

Для оценки готовности корпорации к переходу в 2000 год разработана система COMPARE, которая позволяет проверить, что сделано, что еще предстоит сделать и в каком состоянии находится данная компания по отношению к другим. Следует подчеркнуть, что COMPARE ориентирована не только и не столько на собственно информационные технологии (ИТ) компании. Она охватывает целый ряд важных областей, где ИТ выполняют вспомогательную функцию, и с ее помощью можно оценить влияние П2000 на бизнес-процессы и риски.

Используя эту систему, GG сделала прогноз событий, связанных с П2000, по отраслям и в общественном секторе США, а также по различным регионам земного шара. Несмотря на значительный разброс значений (вероятность сбоев колеблется от 15% до 65%), в целом прогноз выглядит довольно оптимистично. В 90% случаев проблемы и остановки, связанные с 2000 годом, будут разрешены в течение 72 часов. Это справедливо для стран, и сильно, и слабо зависящих от ИТ. Исключение составляют, как это ни странно, Япония и Германия, где, несмотря на сильную зависимость от ИТ, темпы подготовки к 2000 году недостаточно высоки.

Зону наибольшей опасности представляют встроенные системы. По мнению экспертов GG, эти системы следует разделить на три группы:

- системы с непрограммируемыми микроконтроллерами;

- микропроцессорные системы с программируемыми ПЗУ;

- большие системы, имеющие встроенные диски (обычно на базе ПК).

Чувствительность к смене даты у первых двух групп систем невелика, но они требуют сложной инвентаризации. В третьей группе со всей полнотой проявятся ошибки, связанные с проблемами в BIOS. Для таких ПК эта проблема намного серьезнее, чем для офисных приложений, где используется ОС под Windows 95 и старше.

Непрерывность бизнес-процессов

Обеспечение непрерывности бизнес-процессов GG определяет как наиболее важную составляющую подготовки компании к 2000 году. Надо заметить, что “непрерывность бизнес-процессов” - уже закрепившийся, но крайне неудачный термин. Его стоило бы заменить таким: “обеспечение бесперебойности производственного цикла”, что подразумевает создание необходимых складских запасов, регламентный останов оборудования, поэтапную и осторожную модернизацию производства и т. д. Если критически посмотреть на многочленные методические рекомендации по составлению переходных мероприятий к 2000 году, то прежде всего в них можно увидеть апелляцию к здравому смыслу и знанию собственного производственного процесса, а порой и к пониманию мотивов поведения человека.

Сохранение работоспособности информационных систем, в том числе и при переходе в XXI век, представляет собой отдельную задачу из области обеспечения непрерывности бизнес-процессов. GG выступает с очень серьезным предупреждением: необходимо быть предельно осторожными при выполнении работ, связанных с заменой устаревших программных систем новыми, совместимыми с 2000 годом. Предупреждение вызвано целым рядом факторов, но прежде всего тем, что, как известно, ни один проект в области ИТ не заканчивается своевременно. GG настоятельно рекомендует свернуть все параллельные проекты и полностью сосредоточить внимание на тестировании существующих и обновленных систем. GG предупреждает, что при переориентации программистов с задач разработки на тестирование неизбежны сложности, связанные с тем, что тестирование есть рутинная и нетворческая работа, которая большинству программистов окажется несоответствующей их стремлениям.

Среди других практических рекомендаций стоит выделить две:

- создание специальных штабов и групп реагирования, которые должны находиться в тесной связи с исполнительным руководством;

- заблаговременное и буквально почасовое планирование действий на время рождественских каникул.

Период с 25 декабря по 7 января будет совершенно необычным в истории бизнеса. Уже сегодня 31 декабря называют “День копирования”, в его второй половине большинство информационных систем, неработающих в режиме реального времени, будет выведено из обслуживания, и они вновь вступят в строй 2 января. Никто из ответственных лиц не должен быть в отпуске, специальные штабы перейдут на круглосуточную работу. В общем, новогодние праздники многие проведут на своих рабочих местах.

Собственное наблюдение автора

Передо мной на столе лежат две стопки документов. Первая - разнообразные материалы GG, а вторая - “Типовой комплексный план и методика решения П2000 в информационных системах” (ВНИИПВТИ, 1999 г.) и ему подобные. Хотя материалы GG носят явно демонстрационный и отчасти рекламный характер, их несомненное достоинство заключается в том, что они дают образное видение проблемы, психологически настраивают на активные действия. Отечественные материалы по полноте не уступают гартнеровским, но выдержаны они в лучших традициях “инструкций по технике безопасности”.

В чем же здесь дело? Может быть, в том, что скепсис по отношению к чужому мнению и абсолютизация своего собственного в нашем обществе приобрели массовый характер. Вероятно, поэтому аналитическая деятельность компании GG, одного из столпов западного бизнеса, в России до сих пор еще малоизвестна, а если и известна, то весьма узкому кругу специалистов. Нередко доморощенные авторитеты говорят, мол, на что нам их чужой взгляд, да и знаем мы, на чью мельницу они воду льют. Действительно, ни для кого не секрет, что GG работает на крупных корпоративных заказчиков, ее отчеты стоят дорого и не учитывают российской специфики. Признавая это, нельзя не признать и другого, а именно того, что профессионализм и высочайшая культура аналитики, которые демонстрирует GG, порой важнее конкретных результатов и именно им и стоит поучиться прежде всего.

Московское представительство Market-Visio/GartnerGroup: (095) 937-9131.