Послесловие к Комтеку-99
Игорь Альтшулер
Выставки скоротечны. Особенно для посетителей. Погулял несколько часов (пусть даже дней) - и вернулся в обычную свою жизнь с запасом визиток, дискеток, буклетов и - самое главное - впечатлений. Дискеты с буклетами потом пылятся по разным углам в квартирах и офисах, визитки имеют обыкновение теряться, и только впечатления, даже мимолетные, остаются и живут долго (по меньшей мере до следующей выставки). Эхо живет. Как в старой песне: “Мы - долгое эхо друг друга”.
Для того, чтобы это эхо звучало, вовсе не обязательно бушевать и безобразничать. Мне кажется, что фирмы, которые пришли на рынок всерьез и надолго, не будут устраивать непрерывные шумные шоу, мешая жить и работать людям на соседних стендах, многочисленным посетителям выставки. Шоу заканчиваются, мыльные пузыри лопаются, остаются нормальные человеческие отношения. А где гарантия, что фирма, столь мало уважающая соседей по выставке и стремящаяся во что бы то ни стало что-то срочно продать, будет хорошо относиться к покупателям своей продукции (особенно после того, как денежки они уже выложат)?
Что и говорить, кризис - не лучшее время для юбилеев. Но Комтек - не новичок и наверняка уже успел привыкнуть к особенностям “страны пребывания” (“Мы долго опускались и наконец достигли дна. Снизу постучали”). Количество специалистов, студентов и любознательных в нашей стране является инвариантой и с кризисами никак не связано, посетителей выставки меньше не стало. А поскольку сама выставка изрядно похудела, плотность посетителей на 1 м^2 существенно возросла. Вероятность что-то посмотреть или с кем-то поговорить (как гласит корпоративный девиз компании “Эрикссон”, ”Главное - общение. Остальное дело техники”), естественно, уменьшилась. К тому же Комтек явно помолодел - студентов там и раньше хватало, теперь они начинают доминировать. Интересно, что они ищут, - мечту, работу, новые знакомства или просто сувениры?
Организаторы явно хотели любой ценой создать впечатление, что Комтек, несмотря на происки недоброжелателей, жив и полон сил, поэтому к демонстрации “мощи информационных технологий” были привлечены не только ксероксы или принтеры, но и чуть ли не бумагоделательные машины. Жаль, правда, что наряду с официальным каталогом выставки не был издан каталог фирм, отказавшихся от участия в выставке, с комментариями, - я думаю, он был бы не менее интересен для анализа состояния и тенденций развития отечественного рынка.
Для меня кризис 10-го Комтека - вовсе не в сокращении числа павильонов и фирм-экспонентов, он - в малом количестве новых идей (нет новых “конфеток” - покажите хоть новые обертки!). Друзья-архитекторы рассказывали мне, что создатель павильона “Форум” (это один из двух павильонов, в которых разместился юбилейный Комтек) Владимир Сиеклоча из Югославии проявил в свое время чудеса изобретательности и отказался от дорогих и трудоемких стандартных строительных лесов, придумав красивую конструкцию, которую собрали на земле, а потом мощными кранами взметнули вверх. В итоге павильон был возведен не за два года, а в несколько раз быстрее. И обошелся, кстати, существенно дешевле.
Если воспользоваться этой идеей как метафорой, “лесов” на выставке было много, а вот красивых конструкций и “подъемных кранов” явно не хватало. Что мне запомнилось на Комтеке? Только прорывы в человеческое измерение. Так, “Лаборатория Касперского” предлагала презервативы с полезными советами (“внутри упаковки находится демонстрационное изделие, НЕ входящее в состав AVP. Применяя его по своему усмотрению, помните, что ваши компьютеры также нуждаются в адекватной защите”), аккуратные аптечки и прочие важные для жизни вещи. Видимо, гендиректор “Лаборатории” Наталья Касперская понимает, что сначала нужно защищать хозяев, а потом уже их технику.
Много фантазии было вложено в маленький стенд “Сетевой академии ЛАНИТ” - древние колонны и амфоры напоминали о том, что кроме скоропортящихся продуктов - жестких (hard) и помягче (soft) - есть еще вечные ценности, образование к примеру. Впрочем, хорошая идея не была доведена до логического конца. Надо было бы директору “Сетевой академии” Ольге Владимировой и ее сотрудникам надеть туники и сандалии на босу ногу и в таком виде дефилировать по Комтеку, агитируя за то, что “ученье - свет”.
Энергичный Михаил Вахтеров (“Аурамедиа”) вовсю рекламировал “электронные визитки” XXI века (на каждой можно разместить до 22 Мб информации, только где ж ее столько о себе, любимом, набрать?), а также раздавал обычные свои визитки с фотографией в полковничьей форме. Связано ли это с балканским кризисом, следующим тысячелетием, или просто вспомнил Михаил славное боевое прошлое - сказать трудно. Но видно, что думал человек, старался, готовился.
А перед теми, кто заходил в гости к Б. Г. Нуралиеву (он, как всегда, был гостеприимен), со второго этажа стенда “1С” открывалась интересная картина: большой желтый плакат “1С:Предприятие”, а прямо под ним - маленький голубенький плакатик “Epson” (так обычно обозначают филиалы или дочерние структуры). Остается снова вспомнить поэта Леонида Мартынова - “туча накатывается на солнце или солнце закатывается за тучи, это смотря с какой стороны приглядеться”.
Подведем итог: мне кажется, что прожившему две пятилетки Комтеку пора как-то меняться. Памятуя о том, что экспоненты и посетители приходят и уходят, а эхо остается. Со временем превращаясь (или не превращаясь) в репутацию.