Microsoft готовится к очередному броску: в июне должен выйти Office 2000, принципиальное отличие которого от предыдущих версий этого набора приложений заключается в еще большей ориентации на корпоративный рынок. В преддверии грядущего события в конце апреля Москву посетил вице-президент Microsoft Роберт Макдоуэлл, отвечающий за работу с крупными корпоративными клиентами. Под руководством этого специалиста, имеющего опыт работы в Ernst & Young, в начале 90-х годов в Microsoft была образована консалтинговая служба, насчитывающая сегодня более 1200 человек, работающих в разных уголках земного шара.
С г-ном Макдоуэллом - одним из главных выразителей стратегии Microsoft - довелось побеседовать заместителю главного редактора PC Week/RE Елене Монаховой.
Роберт Макдоуэлл: “В ИТ-бизнесе идет не
просто соревнование, а гонка на выживание”
PC Week: Мистер Макдоуэлл, охарактеризуйте, пожалуйста, основные перемены, которые произошли в мировом бизнесе за последние год-полтора, и то, как они повлияли на деятельность корпорации Microsoft и ее продукты.
Роберт Макдоуэлл: В последние 12 - 15 месяцев в мире действительно произошли потрясающие изменения, отразившиеся не только на развитии Microsoft, но и на всей индустрии высоких технологий. Два самых значительных по силе воздействия явления - Интернет и электронная коммерция. Конечно, степень популярности этих технологий в различных странах далеко не одинакова. По последним оценкам, в США постоянно работают в Сети примерно 25 - 27% населения, в Европе - около 5%, в остальных странах - менее 1%. Несмотря на столь значительную разницу в цифрах, сегодня уже можно однозначно говорить о том, что качественные изменения в стиле ведения бизнеса в связи с приходом этих технологий произошли повсеместно. Теперь уже никто не сомневается, что они распространятся по всему миру. Это просто вопрос времени.
Поэтому Microsoft рассматривает свои программные продукты не как “начинку”, без которой не способен работать компьютер, а как платформу, позволяющую воспользоваться всеми преимуществами электронной коммерции.
Второй важный момент: сегодня люди заново осмыслили, что такое персональный компьютер. Если пять лет назад большинство воспринимало ПК как некое устройство, стоящее на столе или лежащее в портфеле, то сегодня к нему относятся более уважительно, поскольку он затронул все сферы жизни человека. Сейчас, например, в специальной тестовой лаборатории Microsoft в США проходит испытание холодильник, в который встроен экран с Windows. Ну а про интеграцию ПК с телевизором я и не говорю - это уже привычно.
Корпорация Microsoft стремится создавать такое ПО, чтобы все перечисленные изменения, позволяющие многим устройствам взаимодействовать друг с другом, происходили быстро, безболезненно и эффективно по ценовым показателям.
Третий момент, который мне хотелось бы отметить, - недавно объявленная переориентация Microsoft, вылившаяся в серьезную реорганизацию корпорации. Ее основная цель - более строгое фокусирование на нуждах пользователей разных категорий. Совершенно очевидно, что дома мы хотим иметь одни возможности, а на работе - совсем другие. Сегодня Microsoft впервые стала строить свою политику, концентрируясь в большей степени на дифференцированных интересах групп пользователей, а не на технологиях. Это в конечном итоге должно привести к появлению разных версий продуктов, ориентированных на индивидуальные потребности пользователей.
В США сейчас все большее распространение получают домашние сети, объединяющие домашний сервер, принтер, факс, место для игр детей, имеющие выход в Интернет и т. п. Если к глобальным и локальным сетям все мы уже привыкли, то сейчас появляется новое понятие - крошечные сети (tiny network), требующие особого внимания и особого ПО. Ниш становится все больше, и у каждой из них своя специфика, которую необходимо уловить и по возможности быстро удовлетворить ее требования.
В этом большую помощь Microsoft оказывают партнеры, создающие на нашей платформе свои приложения. Поэтому еще один важный акцент в сегодняшней стратегии корпорации - развитие отношений с партнерами, обеспечение гладкой, “бесшовной” интеграции с их программными продуктами.
Я не устаю повторять: самая выдающаяся черта сегодняшнего бизнеса - высочайшая конкурентность, особенно проявляющаяся в ИТ-бизнесе. Это уже не просто традиционное соревнование, это гонки на выживание. При фантастической скорости изменения технологий от участников рынка требуется быстрая реакция и богатая фантазия. Приведу один забавный пример.
Вы, конечно, знаете, что Microsoft помимо программных продуктов выпускает еще и компьютерные аксессуары: клавиатуры и мыши. Причем мышей выпускается довольно много. (Одно время я любил шутить, что меня берут в Microsoft на должность вице-президента по мышам. А теперь в корпорации действительно есть такой вице-президент.) Так вот, сегодня это направление интенсивно развивается - создана новая оригинальная мышь, в которой нет такого привычного элемента, как позиционирующий шарик в основании. Как только эта модель получит заметное распространение, под угрозой выживания окажется целая индустрия, производящая коврики для мышей. В них просто отпадет необходимость.
Бизнес - очень неустойчивая штука: сегодня ты зарабатываешь на чем-то приличные деньги, а завтра твоя продукция вдруг становится никому не нужной. Чтобы удержаться на гребне, надо все время развиваться. Недаром Microsoft вкладывает огромные средства в исследовательские программы. Большое внимание сейчас уделяется распознаванию речи. Недавно Билл Гейтс объявил, что эта опция будет интегрирована в операционную систему, которая выйдет после Windows 2000.
PC Week: Какова нынешняя политика Microsoft в отношении поставщиков ERP-систем, таких, как SAP, Baan и другие?
Р. М.: Как я уже говорил, пользователю нужны сегодня не разрозненные программные продукты (ОС, СУБД, электронные таблицы), а готовое решение. Корпорация Microsoft, предоставляя платформы для интегрированных систем управления предприятием, однозначно заявляет, что сама она разрабатывать приложения такого класса никогда не будет.
С другой стороны, на рынке уже достаточно программных продуктов для построения корпоративных ИС, из которых решение фирмы SAP AG - самое популярное в мире среди ERP-систем для крупных предприятий. Microsoft, например, тоже использует R/3 в качестве корпоративной ИС. У SAP, как и у подавляющего большинства прочих ERP-поставщиков (PeopleSoft, J.D.Edwards, Baan и др.), есть версия системы и для Windows NT, следовательно, мы вынуждены идти по жизни вместе. Это обуславливает наши долговременные партнерские отношения как в технической сфере, так и в сфере услуг. Так, например, прежде чем новая версия продукта SAP выйдет на рынок, она проходит тщательное тестирование в тестовом центре Microsoft. Аналогично и Microsoft предоставляет SAP для исследования свои новые продукты задолго до их выпуска.
Что касается услуг, то в этой области наши консультанты часто работают вместе в крупных проектах и мы непременно будем продолжать такое сотрудничество.
PC Week: Расскажите, пожалуйста, кто обычно несет ответственность за конечный результат в корпоративных проектах, в которых участвуют несколько поставщиков программных продуктов?
Р. М.: Отличный вопрос. Его очень часто задают заказчики в разных странах. Традиционный ответ такой: ни Microsoft, ни SAP не являются системными интеграторами (и вряд ли когда-нибудь ими станут), а значит, роль генерального подрядчика они берут на себя редко. Эту функцию, как правило, выполняют консалтинговые фирмы из “большой пятерки” (Ernst & Young, PriceWaterhouse& Coopers, KPMG, Arthur Andersen, Deloite & Touche) или системные интеграторы с мировым именем (типа EDS). Последнее время стали появляться на американском рынке так называемые ERP-провайдеры - квалифицированные фирмы, отвечающие за достижение запланированного результата от внедрения ERP-системы. Наша же задача - предоставить им и нашим общим заказчикам качественные продукты и соответствующие услуги.