Алексей Максимов

Известно, что в каждой стране предостаточно местных сборщиков компьютеров, которые, как, например, в России, в состоянии составить достойную конкуренцию ведущим мировым производителям. Однако в сфере производства необходимых спутников компьютеров - мониторов - ситуация совершенно иная: локальные рынки делят между собой только общепризнанные торговые марки, им же принадлежит и местная сборка. В чем причина такого положения дел? Неужели сборка мониторов настолько технологически сложна, что местным производителям самим ее не осилить? Или главная проблема в том, чтобы разработать современный монитор, а собрать его не представляет труда? А может быть, корни монополизма десятка-другого мировых brand name кроются в каких-то маркетинговых ноу-хау? Надеюсь, репортаж о майской поездке на фабрику мониторов Nokia в венгерском городе Пече поможет внести некоторую ясность в эти вопросы.

Рейо Ланто: “Политическая стабильность

в Венгрии - немаловажный фактор для

размещения здесь производства”

Сборка мониторов в винном раю

Печ расположен на юге Венгрии, в красивой холмистой местности, которая славится красными винами, сопоставимыми по качеству с лучшими французскими сортами, но мало известными в нашей стране, поскольку основная их часть идет на экспорт в Западную Европу. Президент Nokia Display Products (NDP) Рейо Ланто пошутил, что дегустационные туры в долину Виллани привлекают гостей фабрики не меньше, чем сами мониторы.

Город насчитывает 170 тыс. жителей и известен одним из самых старых в Европе университетов - он был основан в 1367 г. Как рассказал г-н Ланто, фабрика Nokia возникла в Пече не с нуля: еще в 1991 г. итальянская фирма “Антарекс” переоборудовала для сборки мониторов цеха бывшего завода военной электроники, построенного в конце 60-х. В 1995 г. банкротство заставило компанию свернуть производство мониторов в Пече. Но бедствовать без работы персоналу фабрики долго не пришлось: NDP приобрела заводские площади, оснастила их собственным оборудованием, сделанным в финском городе Сало (здесь размещается штаб-квартира NDP и ее главная исследовательская и производственная база), и в декабре 1995 г. мощности вступили в строй. Как и положено для современного производства, фабрика имеет сертификаты ISO 9002 и ISO 14001, а также внедрила автоматизированную информационную систему (компания остановила свой выбор на SAP R/3).

Сегодня в Пече на NDP работает около 1300 человек, собирают они главным образом 17-дюймовые ЭЛТ-мониторы. Перспективы увеличения численности персонала зависят в первую очередь от динамики мирового рынка (об этом чуть ниже), а также от собственной политики Nokia, переводящей сюда из Сало производство массовых моделей для Европы (70%) и Северной Америки (30%). В 1998 г. фабрика вышла на уровень выпуска 800 - 900 тыс. мониторов в год. Президент NDP сообщил о предполагаемом увеличении мощности предприятия до 1 млн. устройств в этом году и 1,5 млн. в следующем, а также о расширении ассортимента продукции: в этом году должен быть налажен выпуск большеэкранных ЭЛТ-дисплеев и ЖК-мониторов.

Идет настройка монитора

Производственный цикл фабрики выглядит как хорошо организованный (здесь работают 19 финских менеджеров и технических специалистов) технологический процесс. С автоматизированного шестиярусного склада комплектующие попадают в большой светлый цех, где проходит набивка, пайка и тестирование печатных плат, сборка дисплеев, их настройка и окончательная проверка. Замечу, что жесткому контролю на виброударостойкость продукция подвергается выборочно - в тотальной проверке, как заявил вице-президент NDP Сэппо Сутела, нет необходимости, поскольку дизайн устройств предполагает изрядный запас прочности.

В собираемых мониторах используются ЭЛТ фирм Sony, Hitachi и Philips, но многие компоненты, включая печатные платы, пластмассовые и металлические части корпуса, не импортируются, а производятся непосредственно в Венгрии. Благодатные условия свободной экономической зоны привели к тому, что фабрика Nokia буквально обросла подрядными производствами, многие из которых принадлежат финским компаниям.

Выбирая Печ как базу для производства мониторов, компания руководствовалась прежде всего тем, что город с вековыми университетскими традициями и многолетним опытом электронного производства располагает необходимыми квалифицированными кадрами. Специализированное обучение новичков занимает ровно месяц. Пройдя входной тест, медицинскую проверку и собеседование, они направляются на базовую трехдневную подготовку, которую правильнее было бы назвать политическим тренингом. Здесь кандидаты в рабочие должны в полной мере проникнуться корпоративным духом Nokia. Собственно производственная подготовка занимает еще три недели. Обучение заканчивается процедурой сертификации. Уровень зарплаты не раскрывается, но, по словам г-на Ланто, желающих работать на фабрике хоть отбавляй.

Среди производителей мониторов выживет самый гибкий

Резкое падение цен на ЭЛТ- и ЖК-мониторы в прошлом году, расширение доступности коммерческих технологий и выход на рынок ряда поставщиков дешевой продукции снизили до минимума прибыльность мониторного бизнеса и заставили всех ведущих производителей переосмыслить свои тактические и стратегические планы. По словам г-на Сутелы, сегодня все производители дисплеев теряют деньги, но Nokia попала в число тех немногих, кто прошлый год закончил с прибылью. Во многом этому способствовала гибкая маркетинговая политика: соотношение продаж продукции под собственной торговой маркой и по ОЕМ-контрактам составило 40/60 (я своими глазами видел на конвейерах фабрики сборку мониторов Nokia под марками четырех известных мировых поставщиков ПК). Оказывается, в прошлом году на рынке мониторов преуспели как раз самые активные производители ПК, поставляющие дисплеи в комплекте с настольными машинами. Поэтому неудивительно, что г-н Сутела назвал Compaq, Dell, HP, IBM и другие ПК-компании в числе самых сильных конкурентов производителям мониторов. По его словам, устоять на рынке Nokia должна помочь, с одной стороны, кооперация с лидерами рынка ПК, а с другой - партнерство с производителями современных компонентов, поскольку без этого невозможно оперативно выступать с предложением новых моделей. Однако г-н Ланто считает оптимальным соотношение brand/OEM-продаж как 50/50, поскольку при ОЕМ-поставках невозможен контакт с конечными пользователями.

Что касается глобального маркетинга, то сейчас Nokia концентрирует внимание на потребительском сегменте рынка и ЖК-дисплеях на тонкопленочных транзисторах (TFT). Ссылаясь на данные IDC, г-н Сутела отметил, что западные корпорации затормозили обновление своих компьютерных парков и на первый план вышел частный покупатель. Именно для него предназначен новый недорогой 15-дюймовый ЭЛТ-монитор 449ZA.

Известно, что после 50-процентного падения цен на ЖК-дисплеи в прошлом году сейчас эти устройства дорожают из-за нехватки TFT-панелей: цены на них уже выросли на 20 - 30%. А по оценкам Тимо Эллила, директора NDP по новым продуктам, в 2004 г. мировой бизнес ЖК-мониторов догонит по обороту бизнес ЭЛТ-дисплеев. И Nokia уже сейчас готовится к этому переломному для всей индустрии моменту, фокусируя свое исследовательское подразделение в Сало на новых ЖК-моделях, не забывая при этом о разработках и для других растущих сегментов рынка, к которым руководители компании относят 19- и 21-дюймовые ЭЛТ-дисплеи.

NDP в Москве: (095) 795-0500, Web-адрес: www.nokia.com/monitors.

Новые мониторы Nokia

А. М.

В мае фирма Nokia Display Products (NDP) представила новые модели мониторов 449ZA и 800Pro, а также сообщила об оснащении линейки мультимедийных дисплеев DTC встроенной поддержкой USB-аудио и видео.

15-дюймовый ЭЛТ-монитор Nokia 449ZA предназначен для массовых пользователей недорогих домашних и офисных ПК. Устройство обеспечивает частоту обновления 87 Гц при максимальном разрешении XGA (1024х768 точек), оснащено системой динамической фокусировки на всей площади экрана и отвечает требованиям спецификации ТСО’99. Кроме того, монитор оборудован встроенными стереодинамиками.

В отличие от модели 449ZA ЖК-дисплей Nokia 800Pro рассчитан на профессиональных потребителей, которым необходим сверхкомпактный монитор с достаточно большим экраном. Устройство имеет 18,1-дюймовый экран на тонкопленочных транзисторах, воспроизводящий 16,7 млн. цветовых оттенков; угол обзора - 160 градусов, яркость - 235 кд/м^2, контраст - 300:1. По площади изображения этот дисплей адекватен 20,1-дюймовому ЭЛТ-монитору. 800Pro обеспечивает разрешение SXGA (1280х1024 точки); специальное ПО позволяет масштабировать на полный экран изображения с разрешениями VGA, SVGA и XGA. Монитор оснащен двумя интерфейсами ввода, позволяющими одновременно принимать два аналоговых либо один аналоговый и один цифровой сигналы.

Версия для печати