О телекоммуникациях, “Связи” и Госкомсвязи

Колонка обозревателя

Петр Чачин

В Москве завершила свою работу международная выставка систем и средств связи, компьютеров и оргтехники “Связь-Экспокомм’99”. Организаторам, в числе которых ЗАО “Экспоцентр” (www.expocenter.ru), фирма E. J. Krause & Associates (США), Госкомсвязи (www.ptti.gov.ru) и Минэкономики России, удалось сохранить большинство участников прежних форумов и привлечь значительное число новых. Можно считать, что мероприятие проведено на редкость успешно: количество экспонентов выросло с 500 в прошлом году до 700 в нынешнем.

Петр Чачин

Выставки “Связь” проводятся уже около четверти века и за это время успели в значительной мере изменить свою первоначальную направленность. Сейчас здесь уже не встретишь оборудование почтовой связи, стенды радиолюбителей и филателистов. Зато широко представлены информационные технологии. В результате тематически эти выставки уже давно пересекаются с компьютерными экспозициями и не удивительно, что в этом году в составе “новичков” оказалась значительная группа системных интеграторов и поставщиков сетевого оборудования.

Если посмотреть на выставки, как на средство отражения процессов, которые происходят в экономике, то можно сказать, что компьютерным экспозициям в нашей стране долгое время уделялось несколько гипертрофированное внимание - не так уж велик у нас реальный объем этого рынка. Кризис внес свои коррективы: спад интереса потенциальных экспонентов и посетителей к “Комтеку” и рост популярности выставок “Связь-Экспокомм” объективны по своей сути. Рынок телекоммуникаций превосходит компьютерный не только у нас, но и во всем мире. Он более инерционен, так как телекоммуникационные проекты растягиваются на годы, и потому менее подвержен конъюнктурным скачкам спроса. Наконец, этот рынок опирается на реальный сектор экономики и мало зависит от процветания “виртуальных” компаний, расплодившихся на постсоветском пространстве.

Как и предыдущая выставка, “Связь-Экспокомм’99” была представительной, содержательной, многолюдной и деловой. Она полностью сохранила статус крупнейшей телекоммуникационной выставки СНГ и заметно приблизилась по уровню организации и проведения к таким европейским форумам, как берлинская радиовыставка IFA.

Среди экспонентов “Связь-Экспокомма’99” большинство составляли российские компании - их было порядка 450. Основная же часть продукции, представленной в качестве экспонатов, была, увы, зарубежного производства, что свидетельствует о продолжающейся деградации отечественной промышленности средств связи (ПСС) и явном засилье на телекоммуникационном рынке иностранных компаний.

Производство средств связи остается одним из центральных направлений деятельности предприятий оборонной промышленности. Именно здесь выпускается около 70% отечественной телекоммуникационной продукции. Поэтому не удивительно, что на выставке “Связь-Экспокомм’99” имели свои стенды 30 компаний оборонного сектора. Но это лишь капля в море - под эгидой Департамента радиопромышленности и промышленности средств связи Минэкономики работает свыше 150 предприятий ПСС. Для большинства других подобных фирм даже самое скромное участие в выставке могло оказаться непосильной задачей из чисто финансовых соображений.

Например, впервые с 1975 г. не имел самостоятельного стенда на выставке такой флагман российской индустрии телекоммуникаций, как НПО “Дальняя связь” (ДАЛС) из С.-Петербурга. Экономическое положение этого ведущего предприятия отрасли по выпуску систем передачи информации серьезно ухудшилось, заработная плата сотрудникам здесь не выплачивается с прошлого года.

В разное время на базе этого НПО было создано несколько малых предприятий. И хотя два из них, “ТехноДАЛС” и “Супертел ДАЛС”, были представлены на выставке, фактический уход с рынка прославленного предприятия все же можно рассматривать и как определенный признак деиндустриализации страны и негативных последствий нынешних реформ.

Как и ДАЛС, большинство предприятий традиционной промышленности средств связи уже давно не выходят из кризисного состояния. В прошлом году общий объем производства в ПСС, по данным Минэкономики, снизился на 14% (в 1997 г. спад составил 16,5%, в 1996 г. - 27,8%).

Несмотря на то, что выставка была организована при участии таких серьезных ведомств, как Минэкономики России и Госкомсвязи РФ, получить представление об основных направлениях государственной политики в сфере телекоммуникаций и о важнейших национальных приоритетах в этой области оказалось достаточно сложно. Да и о каком прогрессе может идти речь, если в фонд НИОКР Госкомсвязи в 1998 г. поступило всего 72 млн. руб. Можно ли на эти средства осуществлять разработку концепций, поиск путей и принципов внедрения современных услуг связи с использованием новых технологий, совершенствование управления отраслью? Ответ очевиден.

Есть немало способов регулирования рынка, и очень важно, чтобы это делалось в первую очередь в интересах отечественного потребителя, с пользой для российского бизнеса и с учетом требований национальной безопасности. Многие аспекты такой деятельности закреплены за Госкомсвязи РФ. И от того, будут ли последовательно проводиться серьезная техническая и обоснованная лицензионная политика, продуманная сертификация, зависят качество, стоимость и доступность услуг связи, процветание или разорение отечественных предприятий. Немаловажно и то, куда это ведомство будет направлять наши инвестиции: на поддержание производителей в Калифорнии и Баварии или все же на создание рабочих мест в С.-Петербурге и Воронеже? Пока же льготные условия созданы не для отечественных, а для зарубежных производителей и российская ПСС вынуждена бороться за равноправие с ними на собственном же рынке.

С Петром Чачиным, научным обозревателем PC Week/RE, можно связаться по телефону: (095) 237-9109 или по адресу: chachin@pcweek.ru.

Версия для печати