Когда речь заходит об автоматизации банка, обычно имеется в виду его внешняя деятельность как финансового института. В то же время банк - такой же хозяйствующий субъект, как и любая другая организация, и перед ним точно так же стоит задача автоматизации учета внутрихозяйственной деятельности. Однако данная сфера до недавнего времени ускользала от внимания фирм - разработчиков банковского ПО, так как не вызывала интереса у самих банков.

Кризис привел к тому, что работа в условиях жесткой экономии финансовых средств потребовала от банков более рационального использования имеющихся внутренних ресурсов, что невозможно без серьезной постановки и автоматизации внутренних учетных операций. А это означает, что нужны комплексные программные продукты, автоматизирующие все задачи хозяйственного учета и отражающие данные этого учета в основной бухгалтерии банка.

О большом интересе банков к продуктам для автоматизации учета внутрихозяйственной деятельности отчетливо свидетельствуют не только высокая активность участников второго семинара (первый состоялся в марте 1999 г.), посвященного разработанному в начале этого года фирмой R-Style Software Lab. (www.softlab.ru) комплексу подсистем “Учет хозяйственной деятельности банка”, но и то, что из-за большого числа желающих принять в нем участие его пришлось проводить в два приема (26 и 27 августа). А всего с последним выпуском этого продукта ознакомилось около 70 человек примерно из 40 банков.

Подсистемы комплекса, предназначенного для совместного использования только с версией 5.0 АБС RS-Bank, связаны между собой (предусмотрен обмен документами и объектами учета, а также реализованы единые интерфейс и справочная система). В их состав входят как усовершенствованные модули указанной АБС, так и абсолютно новые подсистемы, которые позволяют выполнять следующие учетные операции:

- по закупке материальных ценностей (ведение хозяйственных договоров, отслеживание расчетов с поставщиками и подрядчиками и передачи ценностей в подсистемы их учета);

- по учету основных фондов и “малоценки” (контроль за наличием, движением и сохранностью объектов, а также своевременный расчет амортизационных отчислений);

- по расчету заработной платы и налогов (гибкий учет действующего законодательства в области налогообложения, персонифицированный учет для Пенсионного Фонда и Налоговой инспекции с подготовкой отчетности на магнитных носителях, перечисления средств на лицевые счета сотрудников).

Автоматизирована и работа кадровой службы (ведение штатного расписания, личных карточек и персонифицированный учет рабочего времени).

Комплекс работает в трехуровневой системе клиент - сервер, что увеличивает защищенность данных и производительность и, по словам представителей фирмы, позволяет использовать его в удаленных подразделениях банка, а также совместно с АБС других разработчиков.

Признавая полезность рассматриваемого продукта, многие участники семинара тем не менее высказали ряд нареканий, в основном касающихся отсутствия в явном виде средств для ведения склада, что, на их взгляд, противоречит нынешней нормативной базе, а также ценовой политики фирмы (недоумение вызывает у них, например, исчисление стоимости подсистемы “Зарплата и кадры” исходя из общего числа личных карточек, заведенных в базе, тогда как во многих банках до сих пор проходят значительные сокращения численности персонала).

На семинаре также было объявлено, что R-Style Software Lab. с февраля 2000 г. перестанет поддерживать версию 4.35 АБС RS-Bank.

Версия для печати