Системы класса ERP на российском рынке: востребованность возможностей, тенденции и перспективы

Сегодня много говорят (а на Западе - не только говорят) о системах уровня ERP. Как известно, подобные системы предполагают управление всеми ресурсами предприятия (трудовыми, финансовыми, материальными и пр.), координацию потоков каждого из них со всеми остальными. Так, звенья в товарной цепочке “план продаж - календарь отгрузок товара - план выпуска производимой продукции - план запуска продукции в производство - план закупок материалов и комплектующих” должны быть точно увязаны между собой и с другими бизнес-процессами предприятия. Каждая транзакция в товарной цепочке порождает финансовую и наоборот. То есть “товарный календарь” по мере формирования создает финансовый. Автоматизированная система (если она претендует на звание ERP) должна помогать составлять такие календари, синхронизировать их, контролировать исполнение и при необходимости корректировать, иными словами, служить поддержкой в управлении предприятием. ERP-системы после внедрения становятся основополагающим средством принятия управленческих решений на всех уровнях управления.

В рай на аркане ERP-систем?

Что из концепции ERP можно и что нельзя реализовать на российских предприятиях? По мнению специалистов фирмы “Галактика”, ERP-система призвана помочь предприятию сделать рывок вперед; однако такой рывок должен быть реальным - если мы обгоним мышление и потребности клиента на десятилетие, это не значит, что мы его осчастливим. Иными словами, слишком сильное опережение требований рынка не всегда однозначно хорошо, как для самого рынка, так и для финансового состояния предприятия-разработчика.

Приведем простой пример. Концепция Just-In-Time уже не первый год является одним из принципов деятельности многих западных предприятий, зафиксированным в контрактах с партнерами и имеющемся среди функциональных возможностей западных ERP-систем. В России же почасовой график поставок вряд ли приживется в ближайшее время. Однако отказаться от товарных и финансовых календарей как основы управляемости предприятия мы не можем (и в версии 5.5 системы “Галактика” такие календари работают с точностью до дня). Еще пример: в системе Baan великолепно реализованы сложные схемы, которые позволяют управлять производством на основании схем календарно-сетевого планирования и оперативного учета (до станка и детале-операции), однако эти феерические возможности при существующей в России организации производства слабо востребованы.

Филигранный менеджмент на уровне календарно-сетевых графиков управления производством, вероятно, имеет смысл, когда оборудование загружено на 90 - 95%. Если же половина оборудования простаивает, то какой толк в календарно-сетевом планировании? И даже при его наличии, кто помешает иному смекалистому производственнику, нарушая технологические нормы, выдать план на 20 - 30% выше производственных мощностей - ведь стандарты ISO 9000 еще не стали у нас нормой жизни?

Имеется и еще один аспект, на который следует обратить внимание при решении вопроса об автоматизации управления с помощью западных систем класса ERP. Стандартные функции, которые входят в костяк ERP-систем, очень часто называются так же, как у российских разработчиков, но имеют совершенно другую идеологию построения и абсолютно не могут быть внедрены у нас. Например, бухгалтерский учет по западным стандартам необходим сегодня российскому предприятию, однако такой модуль предполагает не использование соответствующей системы счетоводства, а скорее возможность трансформации отечественного баланса в западный.

Другой пример - модуль “Управление ремонтами”. Он имеется в большинстве западных систем (в частности, в R/3), есть он и в “Галактике”. Однако если вспомнить, что процесс управления ремонтами в России в корне отличается от такового за рубежом, то становится понятно, что эти модули не будут даже аналогичными. Так, на Западе за весь жизненный цикл оборудования отвечает фирма-поставщик, а отделы главного механика и главного энергетика на предприятии осуществляют только диагностические функции - формируют “карту диагностики”, на основании которой проводятся планово-предупредительные ремонты. В нашей же стране технологии планирования и организации ремонтов этого не предусматривают, мы вынуждены обеспечивать совсем другие бизнес-процессы. Об обслуживании изделия на протяжении всего жизненного цикла чаще всего и речи не идет.

Надо внимательно смотреть вокруг, соотносить возможности систем с окружающей действительностью и помнить о том, что сегодня неполнота ERP-функций отечественных систем связана не с ограничением возможностей разработчиков, а с реальными потребностями конкретных заказчиков по реализации тех или иных бизнес-процессов.

Поучиться у иностранцев не зазорно

Вопросы принятия управленческих решений необходимо решать, и здесь опыт “заграницы” нам поможет. В первую очередь надо обратить внимание на такое замечательное достижение мысли, как классическая схема учета себестоимости direct costing (управление себестоимостью по методу прямых затрат). Эта схема обеспечивает: управленческую прозрачность; сквозное финансовое планирование (с 13 разделами, проработанными от плана продаж до плана закупок, от смет до операционного плана и прогностического баланса); четкую логистику. Иными словами, есть вещи, которых мы по объективным причинам прежде не знали, но их можно и нужно использовать в наших сегодняшних условиях.

Исходя из разнообразия этих самых условий, наиболее рациональным подходом к системам ERP-класса в России является следующий. Они должны быть не “золотой рыбкой”, исполняющей все желания, а представлять собой единую информационную магистраль, цельный управленческий каркас, регулирующий движение ресурсов, изменение себестоимости и другие параметры. На основе такого каркаса предприятие силами собственных отделов АСУ сможет реализовать любую управленческую задачу, создать полноценное решение, адаптированное к особенностям данного предприятия. Тем более что в системах такого класса, как “Галактика”, имеются и наработки, которых нет даже в западных системах высокого уровня (речь идет прежде всего о концепции динамического управления, предполагающей план-фактный анализ, динамическую коррекцию финансовых и товарных планов и динамическое управление себестоимостью). В перспективе такой подход значительно облегчит переход к CSRP-системам (Customer Synchronized Resource Planning).

А в голубой дали - радужные перспективы

Помимо CSRP-систем, ориентированных на автоматизацию управления заказами и регулирование взаимоотношений с клиентом, у отечественных разработчиков есть и ряд форвардных идей. Одна из них связана с таким явлением, как глобализация экономики. На следующем этапе экономического развития бизнеса российских предприятий основной задачей, по нашему мнению, будет синхронизация финансовых и товарных потоков ряда субъектов хозяйствования (между несколькими предприятиями-смежниками, партнерами) и обеспечение взаимной прозрачности бизнеса. Причем эти перспективы не так уж отдаленны.

В российском бизнесе в ряде случаев влияние политических факторов на субъекты хозяйствования могут оказаться существеннее объективных экономических законов. Формирование моделей для такой ситуации - еще одно из важных стратегических направлений деятельности корпорации “Галактика”.

Владимир Мицкевич - к. э. н., вице-президент корпорации “Галактика”. К нему можно обратиться по телефону: (095) 158-0216.