Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

ИТ-менеджеры стремятся упростить структуру телекоммуникаций и снизить расходы путем сужения круга провайдеров

В начале прошлого года, пересмотрев перечень телекоммуникационных операторов, услугами которых пользуется его компания, Бард Херланд отчетливо понял одну важную вещь: когда имеешь дело с доброй сотней провайдеров, разбросанных по всему земному шару, стратегия компании в области коммуникаций невероятно запутывается и усложняется, а это неизбежно ведет к финансовым потерям.

Вот почему Херланд, вице-президент по международным телекоммуникациям корпорации Unisys (Блю-Белл, шт. Пенсильвания), составил план наведения порядка. Крупные операторы дальней связи уже начали рекламировать достоинства перехода к использованию услуг по передаче данных, речевых сообщений и видеоинформации, а также к предоставлению доступа в Интернет через интегрированную сеть одного провайдера. И Херланд решил опробовать эту идею, опубликовав заявку на услуги оператора, который смог бы удовлетворить всем требованиям Unisys на международном уровне. Учитывая, что поиск такого оператора мог оказаться безуспешным, он подготовил еще и резервную заявку, предусматривающую по крайней мере уменьшение числа задействованных телекоммуникационных компаний. “Мы не знали, можно ли реализовать то, к чему мы стремились, и поэтому нам пришлось пустить в ход оба варианта, - пояснил Херланд. - Увы, нельзя получить сразу все и повсеместно и притом за приемлемую цену”.

Оценивая провайдеров

Поиск провайдера, способного обеспечить полный набор услуг, пока не завершился успехом, но, получив несколько предложений интегрированных служб крупных операторов, Unisys все-таки начала распутывать телекоммуникационный клубок. Заключив в январе трехлетний контракт с корпорацией AT&T на сумму 85 млн. долл., компания передала под ее опеку 70% трафика речевых сообщений и данных. Благодаря этой сделке число собственных коммуникационных провайдеров Unisys было сокращено наполовину, что, по подсчетам Херланда, только на телекоммуникациях даст за три года экономию около 30 млн. долл.

Через пятнадцать лет после разделения империи Bell, которое по замыслу должно было стимулировать конкуренцию и расширить для заказчиков возможности выбора, многие ИТ-менеджеры и менеджеры по телекоммуникациям подобно Херланду пришли к выводу, что в итоге дело только запуталось. Теперь они стремятся к упрощению инфраструктуры и экономии средств за счет максимальной консолидации голосового, информационного и Интернет-трафика в интегрированной сети одного провайдера. И такие компании, как Sprint, AT&T и MCI WorldCom, идут им навстречу, расширяя свои сети путем внешних приобретений и сделок с сервис-провайдерами Интернета, местными телефонными операторами, провайдерами услуг широкополосной связи и международными телекоммуникационными компаниями. Они создают и комбинированные службы, подобные ION (Integrated On-Demand Network) корпорации Sprint, Integrated Network Connection корпорации AT&T или On-Net фирмы MCI WorldCom.

Первые корпоративные пользователи таких служб заявляют, что им действительно удалось снизить расходы на телекоммуникации, так как появилась возможность сократить административный персонал и более разумно тратить средства. Эксперты, однако, считают, что к конвергенции следует относиться с осторожностью. Сегодня лишь немногие провайдеры, настойчиво рекламирующие конвергенцию телекоммуникационных услуг, способны предложить достаточно полный их набор. По мнению экспертов, с увеличением числа таких провайдеров на рынке произойдут серьезные изменения. Поэтому ИТ-менеджерам лучше воздержаться от долгосрочных контрактов, поскольку они могут помешать в использовании вновь открывающихся возможностей.

Пробуя заново

Аналитики полагают, что, несмотря на определенный риск, конвергенция несет в себе перспективу упрощения задействованной предприятием телекоммуникационной структуры. “Мы пытались извлечь из этой идеи все возможное, но поначалу она показалась бесполезной затеей и нам пришлось отказаться от нее”, - рассказал Питер Мид, аналитик из Cahners In-Stat Group (Карлсбад, шт. Калифорния). Однако он отмечает, что теперь ИТ-менеджеры не прочь вернуться к этой технологии. Все они говорят, что это было бы замечательно, и хотят узнать, где можно получить сразу все услуги.

К сожалению, ответа пока нет. Крупные операторы дальней связи пока не могут охватить все регионы, особенно сельские районы США, где господствуют местные телефонные монополии. В то же время компании группы RBOC (Regional Bell Operating Companies), также предлагающие сервис на региональных рынках, в своей деятельности сталкиваются с административными ограничениями, препятствующими развитию служб дальней связи.

Запутанность сети телекоммуникационных провайдеров Unisys

побудила Барда Херланда к поиску универсального оператора

За пределами же США, во многих странах, где телекоммуникационные монополии поддерживаются государством, партнерство с глобальными операторами не снимает необходимости контактов с местными телефонными компаниями. Например, Unisys, заметно продвинувшаяся в сторону консолидации своего телекоммуникационного трафика, по словам Херланда, продолжает работать с полусотней различных операторов и компаний. Во многом это связано с ее деловой активностью в таких удаленных местах, как Зимбабве и Барбадос. Хотя контрактом с AT&T предусмотрено обслуживание всего трафика речевых сообщений и данных в США, Западной Европе и Южной Африке, компании приходится заключать отдельные контракты с зарубежными провайдерами вроде австралийской корпорации Telstra, предоставляющими связь со странами Азиатского и Тихоокеанского регионов. Unisys продолжает пользоваться и услугами многочисленных операторов местных телефонных служб США. “Существует определенный внешний барьер, - говорит Херланд. - Все, кому нужна глобальная среда, неизбежно сталкиваются с операторами-монополистами из очень многих стран”.

И все же в Unisys считают, что уже достигнутая частичная консолидация трафика даст значительную экономию. В определенной мере это обусловлено тем, что компании удалось договориться о более выгодных тарифах на передачу голоса и данных. Кроме того, сократились затраты времени сотрудников телекоммуникационного отдела (там работает 180 человек) на организацию взаимодействия с множеством операторов.

Высвобожденные ресурсы Unisys может использовать для разработки более эффективных коммуникационных проектов. Например, обсуждается возможность перехода на сеть с протоколом IP и организации видеосвязи с удаленными филиалами.

“Все, что упрощает работу, идет на пользу дела, - считает Херланд. - Чем сложнее мир, тем больше сил приходится тратить, чтобы управлять им”.

Более выгодные договоры с операторами и снижение административных расходов на анализ и обработку многочисленных счетов и отслеживание множества контрактов позволят сэкономить до трети всех средств, выделяемых на телекоммуникации. Таково мнение аналитика фирмы Meta Group (Сан-Диего) Майка Кинга. К экономии ведет и сокращение числа линий связи с операторами. Как правило, с каждой службой, обслуживающей, например, речевую связь или передачу данных, корпорации связываются по отдельной линии T-1, используя лишь часть пропускной способности канала. Ограничившись одним провайдером и сконцентрировав трафик в небольшом количестве линий T-1, компания, по убеждению Кинга, сможет серьезно уменьшить свои расходы.

Примеры из жизни

К упрощению телекоммуникационной структуры и сужению круга провайдеров стремится и компания Saint Luke’s-Shawnee Mission Health System (Канзас-Сити, шт. Миссури), которая рассчитывает ежегодно экономить до 800 тыс. долл. главным образом благодаря снижению административных расходов. Недавно компания заключила пятилетний контракт на пользование службами ION корпорации Sprint для дальней передачи голоса и данных. Руководитель информационных служб Saint Luke’s Джон Уэйд полагает, что опора на интегрированные возможности ION и уменьшение числа провайдеров позволят компании обойтись без расширения штата, занятого управлением телекоммуникациями.

По словам Уэйда, в результате роста их медицинской организации, насчитывающей в своей сети восемь больниц (три года назад их было только пять) и свыше тридцати врачебных кабинетов, возникла необходимость удвоить количество менеджеров по телекоммуникациям. Однако благодаря переходу на единую службу передачи речевых сообщений и данных удалось сохранить штат в прежнем составе (10 человек).

Переориентация на службы ION - лишь последний этап в плане мероприятий по упрощению телекоммуникационной инфраструктуры. Компания сотрудничает с корпорацией Sprint, также базирующейся в Канзас-Сити, уже около трех лет, пользуясь всем набором ее телекоммуникационных услуг - дальней связью, передачей данных, доступом в Интернет, доставкой видеоинформации, конференц-связью и т. д. Хотя местные телефонные линии пока обслуживает корпорация Southwest Bell (входящая в RBOC), уже в следующем году часть локального трафика планируется перевести в виртуальную частную сеть, поддерживаемую Sprint в рамках служб ION.

Упрощение взаимоотношений с операторами телекоммуникаций позволяет ИТ-персоналу Saint Luke’s освободиться от будничных забот и сосредоточить силы на новых проектах. Например, уже завершается работа по созданию приложений для двусторонней видеосвязи, благодаря которой медперсонал сможет оказать пациентам, страдающим диабетом, помощь в освоении методов самотестирования.

Объединение служб под крышей одного провайдера обещает корпоративным пользователям немалую экономию, но в то же время связано с определенным риском. Начнем с того, что далеко не все предложения по предоставлению интегрированных телекоммуникационных услуг равноценны. И дело не только в том, что охватываемая ими географическая зона зачастую ограничена, но еще и в том, что ряд существующих вариантов интегрированных служб - это не более чем механическое соединение отдельных сервисов с разной инфраструктурой сетей, нередко зависящих от других компаний. И это очень влияет на качество и надежность телекоммуникаций. Так что эксперты советуют ИТ-менеджерам при заключении договоров об использовании объединенных телекоммуникаций точно оговаривать требуемый уровень сервиса.

При заключении контрактов нелишне также помнить, как быстро все меняется. Рынок интегрированных служб регулярно пополняется новыми участниками вроде фирмы Qwest Communications International, недавно объявившей о намерении приобрести компанию US West. Как отмечает аналитик Aberdeen Group (Бостон) Джордж Пибоди, новые действующие лица и инициативные фирмы, как правило, приносят на рынок новые технологии, такие, как DSL и другие виды высокоскоростного доступа в Интернет. ИТ-менеджерам лучше не замыкаться на единственном провайдере, особенно если он проявляет медлительность. Поначалу, по мнению Пибоди, можно остановиться на операторе, который объединит базовые службы, а затем перейти к поиску тех, кто способен предложить что-то более современное.

Во избежание застоя корпоративным пользователям не стоит заключать контракты на слишком долгий срок. Кинг из Meta Group считает, что длительность телекоммуникационных контрактов не должна превышать двух-трех лет. При заключении договора с новым оператором разумно установить трехлетний срок, поскольку переход к новому провайдеру требует времени и определенных затрат. Даже если все складывается удачно, на это, по подсчетам Кинга, обычно уходит примерно десятая часть всех телекоммуникационных расходов. Продлевая прежний контракт, лучше ограничиться двухлетним сроком.

Меры, направленные на сохранение свободы выбора, не исчерпываются ограничением срока контракта. В нем должны быть предусмотрены пункты, оговаривающие обновление служб по мере появления новых технологий. Кинг также советует избегать любых эксклюзивных соглашений. Очень важно, чтобы контракт был достаточно гибким. “Современный рынок развивается с поразительной быстротой, и люди плохо разбираются в том, какие контракты действительно выгодны”, - утверждает он.

В то время как компании типа Unisys и Saint Luke’s ориентируются на одного поставщика интегрированных услуг в расчете на экономию средств и упрощение телекоммуникационной инфраструктуры, другие продолжают использовать многочисленных провайдеров, надеясь на фактор конкуренции. “Вряд ли правильно убеждение, будто единственный оператор всегда окажется лучшим вариантом, - говорит тот же Кинг. - Это ослабляет конкурентные стимулы и стремление операторов совершенствовать свои службы”.

Какие-то клиенты Кинга предпочитают пользоваться службами передачи голоса и данных одного провайдера, другие хотят иметь несколько операторов. К числу приверженцев стратегии, рассчитанной на множество поставщиков, относится корпорация Federal Express (Мемфис, шт. Пенсильвания). Компания объединяет голосовые сообщения и данные в собственной сети и ищет операторов, предлагающих наиболее выгодные условия. Как отмечает главный технолог и вице-президент вышестоящей корпорации FDX Роберт Картер, сделав акцент на создании своей внутрикорпоративной интегрированной сети и заключив договоры с рядом операторов, FedEx сможет обеспечить себе практически неограниченную полосу пропускания. Ее главные провайдеры - AT&T, MCI WorldCom и корпорация Bell South.

“Очень выгодно, если провайдеры вступают в конкуренцию, - высказал свое мнение Картер. - А интеграция служб внутри компании создает для этого подходящую почву”.

FedEx строит свою стратегию вокруг новой магистральной ATM-сети, которая сможет поддерживать трафики речевых сообщений и данных внутри компании. В магистральную сеть вливается порядка 1100 линий доступа типа frame relay, объединяющих местные филиалы FedEx в США. По словам руководителя группы сетевой архитектуры ИТ-отдела FedEx Рэнди Роя, компания внедряет функции передачи речевых сообщений через ATM-магистраль постепенно, причем в первую очередь там, где это экономически оправданно. Таким образом, например, осуществляется связь между сельскими пунктами, чьи потребности в полосе пропускания невелики. ATM-магистраль уже передает голос и данные из 25 центров обработки вызовов, доставляя их в наиболее активные коммуникационные узлы FedEx. Персонал службы численностью около 4000 человек обрабатывает порядка 350 000 звонков в день.

Данные забивают голос

В FedEx интеграцию инфраструктур передачи голоса и данных стимулировал гигантский рост трафика данных. С этого года данные заняли основное место в объеме информации, передаваемой по сети FedEx, что вызвано ростом числа пользователей, применяющих в работе Интернет и другие электронные методы обмена информацией. Около 67% пользовательских транзакций автоматизировано.

Равноправная интеграция трафиков голоса и данных во внутрикорпоративной сети FedEx удешевит и упростит использование полосы пропускания внешних провайдеров. При таком подходе, считают в компании, выгоднее покупать услуги у ряда провайдеров, заставляя их конкурировать между собой. По словам Картера, FedEx намерена следовать этой линии, хотя в принципе могла бы работать и с меньшим числом провайдеров. Например, если говорить о локальных службах на местах, то здесь FedEx в силу своего географического разброса имеет контракты с 40 - 50 провайдерами вместо того, чтобы объединить этот сервис с другими службами.

Если FedEx идет по пути конвергенции внутри собственной сети и ищет выгоду, заключая сделки со многими провайдерами, то другие корпоративные пользователи стремятся свести большинство своих служб под крышу одного провайдера. В обозримом будущем, пока не появятся широкомасштабные интегрированные службы крупных операторов, последний вариант всегда подразумевает определенный компромисс.

Хотя в Unisys полагают, что достигли разумного баланса, компания продолжает ориентироваться на более тесную консолидацию своих служб у одного оператора. Херланд не исключает появления новых возможностей и намерен следить за глобальными коммерческими соглашениями типа сделки между AT&T и British Telecom и развитием локального рынка.

“Идея создания глобальной службы сегодня вполне реализуема, - считает он. - Операторы идут вперед, и организация подобных служб, похоже, станет тем направлением, на котором сконцентрируются наиболее крупные компании”.

Телекоммуникационные операторы соревнуются в создании объединенных сетей для интегрированных служб

Телекоммуникационные компании США включились в состязание по созданию интегрированных сетей и организации соответствующих служб. Однако многие из подобных предложений страдают явными недоработками.

Различные провайдеры, включая операторов международного класса, поставщиков беспроводных коммуникаций и операторов дальней связи, стремятся заполнить эти пробелы путем слияния, приобретения других компаний и заключения соглашений о партнерстве.

И этой игре не видно конца. В ближайшие годы компании RBOC смогут предложить услуги дальней связи, что даст им возможность более серьезно конкурировать в роли единого провайдера. В то же время такие крупные операторы дальней связи, как корпорация AT&T, делают крупные инвестиции в кабельные компании, предполагая таким образом восполнить недостающие звенья на местном уровне и обеспечить высокоскоростные каналы для передачи голоса и данных и предоставления доступа в Интернет.

Сегодня, как считают аналитики, наиболее выгодные позиции на рынке объединенных служб и интегрированных сетей имеют три главных американских оператора дальней связи - корпорация Sprint (Канзас-Сити, шт. Миссури), AT&T (Нью-Йорк) и фирма MCI WorldCom (Джексон, шт. Миссисипи).

Все они могут претендовать на роль единого провайдера, но у каждой есть свои недостатки. Попробуем присмотреться к главным игрокам и оценить их предложения.

Хотя AT&T еще в январе объявила о создании службы Integrated Network Connection, работа над ней еще не завершена. AT&T планирует постепенно развернуть службу во втором полугодии. Вначале она объединит передачу речевых сообщений, frame relay и трафик IP, а впоследствии введет в действие виртуальные частные сети, ATM и видео.

Ряд аналитиков, и в частности Дж. Халлер из фирмы Current Analysis (Вашингтон), занимающейся исследованиями рынка, критикует AT&T за неспособность четко сформулировать стратегию интегрированных служб. Однако Халлер отмечает и положительные моменты. AT&T выделяется масштабами своей сети и служб начиная со службы национальной и международной дальней связи и кончая передачей данных и беспроводными коммуникациями. Расширяются и ее локальные возможности благодаря приобретению таких фирм, как Communication Group. Тем не менее аналитики находят, что AT&T отстает от конкурентов, например от MCI, в сфере услуг по предоставлению доступа в Интернет.

Службы On-Net фирмы MCI WorldCom включают в себя интегрированную сеть, охватывающую окрестности 89 городов. Пользователи могут подключиться к On-Net “по месту жительства” и консолидировать в одном соединении трафик голоса и данных и доступ в Интернет. Эта служба введена в действие в сентябре 1998 г. - через две недели после объединения MCI и WorldCom.

Но другие предложения фирмы, по мнению Халлера, не предоставляют всей полноты возможностей.Так, у нее нет собственных беспроводных коммуникаций и она перепродает услуги других операторов.

В свое время корпорация Sprint была первым оператором, предложившим интегрированную службу, но к ее сети ION (Integrated On-Demand Network) до сих пор нет повсеместного доступа, и компания продолжает над этим работать. ION появилась в декабре 1998 г., охватив окрестности семи городов, и этим летом Sprint собирается расширить сферу ее действия.

Наиболее слабым звеном ION остается местное обслуживание. Хотя в некоторых частях страны на Sprint возложены функции местного провайдера, она тяготеет к небольшим населенным пунктам. К концу года локальные службы ION распространятся на несколько крупных рынков. Но на сегодняшний день возможности компании в интеграции дальней связи, видео, данных и доступа в Интернет остаются территориально ограниченными.

Подпись к рисунку 1.

Подпись к рисунку 2.

Версия для печати