Продолжаем разговор

Татьяна Богатова         

С наступлением первого сентября неизменно срабатывает выработанный за долгие годы рефлекс - неодолимо тянет учиться. Мне же, компьютерному журналисту, суждено было предаваться “учебной ностальгии” внутри профессионального сообщества. И сегодня речь снова пойдет об учебных центрах. Первая статья на эту тему, увидевшая свет в начале августа (см. PC Week/RE, № 26-27/99), показала ряд сегодняшних особенностей и проблем развития ифраструктуры подготовки ИТ-специалистов и подвигла к дальнейшему экскурсу в эту сферу.

Итак, сентябрь 1999-го. Чем он отличается от сентября прошлого года? Такой вопрос мы задавали всем, и ответ был почти единодушным: по многим параметрам, и существенно. Августовский кризис привел к тому, что в сентябре, октябре и частично в ноябре 1998 г. в учебных центрах был почти полный штиль - сегодня об этом уже не смущаясь говорят почти в каждом УЦ (занимались лишь группы, оплатившие занятия до 17 августа 1998 г.). Не смущаясь - потому, что уже с октября-ноября начался медленный подъем (в некоторых УЦ в декабре даже наблюдался определенный “бум”), а в нынешнем году кривая, отражающая состояние учебного процесса, постоянно идет вверх. Увы, прошлогоднее падение было чувствительным, и к нынешнему сентябрю результаты у всех разные: в УЦ “Интерфейс” за год (сентябрь 98-го - сентябрь 99-го) общий объем обучившихся составил 91% по сравнению с 1997/98 учебным годом; в “Академии АйТи” - 80%; в ФОРСе к концу года ожидается 90% от объема 1998 г.; в учебных центрах ЦИТ и Training Line поток корпоративных клиентов уменьшился в разы.

Общим методом борьбы учебных центров за клиента стало некоторое снижение цен и развитие системы скидок: к уже имеющимся прибавлялись новые: для частных лиц (ЦИТ, “Академия АйТи”), для тех, кто покупает несколько курсов (ФОРС, ЦИТ, “САМАН-МАТИ”), для партнеров (“Академия АйТи”) и др. Клиентам также предлагаются дополнительные услуги - бронирование гостиницы, обеды, кофе-брейк (практически во всех УЦ), парковка (Training Line), консультирование слушателей в течение года после прохождения курса (Training Line), бесплатная междугородняя связь со своей компанией в период обучения (ФОРС) и пр.

За прошедший год практически во всех УЦ изменился состав учебных курсов - некоторые исчезли по причине невостребованности, на смену им появились новые. Интересно, что наиболее популярным пополнением ассортимента являются курсы по менеджменту (типа “Управление проектами”) и инженерные от Microsoft. Большим спросом пользуются курсы по Интернет-технологиям. Изменения в составе курсов приводят и к кадровым переменам - уходят одни преподаватели, приходят другие. Это весьма чувствительный, даже болезненный процесс для большинства УЦ, хотя, по словам директора ЦИТ Алексея Сальникова, сегодня проблем с поиском людей, способных преподавать технологии Microsoft, нет - в России (а в Москве особенно) уже довольно много и сертифицированных MCSE, и даже MCI.

Еще одной послекризисной мерой следует, вероятно, считать появление в УЦ новых видов деятельности и проектов, так или иначе связанных с основной деятельностью, но не являющихся непосредственно обучением. Рассматривать ли их в качестве мер по диверсификации, развитию или как начало переориентации УЦ - покажет время. Так, все большая популярность Сети подвигла некоторые учебные центры к организации Интернет-магазинов (ЦИТ, “Интерфейс Лтд”).

“Академия АйТи”

“Академия АйТи” хорошо известна на рынке обучения благодаря не только имени своей материнской компании, но и широкому спектру курсов. Известна и региональная сеть этого Учебного центра - сегодня, помимо московского, работает еще шесть авторизованных УЦ в крупнейших российских городах (С.-Петербурге, Уфе, Волгограде, Красноярске, Иркутске, Казани).

Расценивая автоматизацию предприятия не как самоцель, а, напротив, как инструмент для постановки грамотного управления, в “Академии АйТи” обучают не только работе с информационными системами (администрирование, поддержка, работа с прикладными пакетами) и конкретными продуктами (уровня Novell, Microsoft, Oracle и т. д.), но и предлагают целый цикл курсов по менеджменту вообще и управлению проектами (например, проектами автоматизации) в частности. Приступая к автоматизации, руководителю нужно иметь представление не только о том, какая информационная система соответствует его требованиям, но и как наиболее рационально и безболезненно реализовать сам процесс внедрения информационных технологий. Для этого в “Академии АйТи” разрабатываются направления обучения - “Школа информационных технологий” и “Школа управления проектами”.

В рамках первой читаются общетехнические дисциплины и курсы по продуктам, в рамках второй - курсы по основам управления проектами и их организации, в том числе по управлению проектами в конкретных отраслях. Изюминкой этого учебного года стали курсы по MRP-MRPII-ERP, представляющие методологию эффективного управления всеми производственными ресурсами предприятия.

Теперь, приступая к автоматизации, и руководитель, и непосредственные участники этого процесса (сотрудники отделов АСУ, персонал предприятия, управленцы среднего звена) смогут пройти в Академии полный цикл обучения, необходимого для внедрения ИТ, - прослушать курсы по АСУП, консалтингу, управлению проектами, разработке, техническому обслуживанию систем и пр.

Разумеется, последствия кризиса не обошли стороной и “Академию АйТи”: оборот “не дотянул” до запланированного, однако обошлось без существенных потерь благодаря региональной сети, развертыванию которой посвящены два последних года. Уже по итогам прошлого учебного года доля московского УЦ не превышала 60% оборота по учебной деятельности в целом, а в первом полугодии нынешнего составила всего 44%. Понятно, что это говорит не о снижении оборотов в Москве (хотя послекризисный спад здесь ощущался сильнее, чем в провинции), а о нарастании активности в региональных центрах.

“Академия АйТи”: (095) 127-9010, academy@it.ru, www.it.ru/edu.

УЦ DataX/Florin

Учебный центр компании DataX/Florin, как и в прошлом году, представляет авторизованные курсы компаний Informix, Sterling Software (бывш. Cayenne Software) и SuperNova. Фирма традиционно работает с корпоративными заказчиками, к числу которых относится и Центральный банк РФ.

По словам директора УЦ Михаила Макарова, кризис больно ударил именно по корпоративным заказчикам, которые являются основными клиентами фирмы; многие проекты были приостановлены, руководители предприятий старались экономить буквально на всем, на обучении - в первую очередь. В этих условиях главной задачей было сохранить преподавательские кадры. И она была выполнена благодаря тому, что преподаватели УЦ более плотно участвовали в работе над конкретными проектами, выполняемыми фирмой. Впрочем, такая практика существовала и раньше.

С весны начал увеличиваться поток клиентов (хотя до предкризисного уровня еще очень далеко). Однако сейчас компания проводит переговоры по нескольким крупным контрактам, в перспективе они смогут дать учебному центру немалое число слушателей.

DataX/Florin: (095) 158-9520, edu@florin.ru, www.florin.ru.

Training Line

Этот учебный центр является “наследником” учебного подразделения компании LVS/PriceWaterhouse. В декабре 1998 г. он был выделен в самостоятельную структуру и с января нынешнего года начал новую жизнь. “Конечно, нам было нелегко, - отмечает его директор Наталья Обухова, - потому что к последствиям кризиса добавились трудности становления, "раскрутки" нового имени. Однако нам удалось не растерять и наших основных клиентов, и преподавательские кадры (хотя и в несколько сокращенном варианте), и наработанные традиции (продвижение новейших методик, высокое качество обучения, комплексный подход к нему, работа с корпоративными клиентами). Разумеется, и многие наши заказчики также понесли потери. Например, представительства крупных зарубежных фирм (Procter& Gamble, Mary Key, Pepsi Cola и пр.) были вынуждены значительно сократить свой штат, соответственно и их потребности в обучении также сузились, но мы надеемся, что по мере стабилизации экономической ситуации они вернутся и в Россию, и к нам”.

Сегодня УЦ предлагает 25 авторизованных курсов Microsoft. Кроме того, он является официальным партнером компании Oracle по обучению (этот статус, почти уникальный для России, позволяет пользоваться обучающими ресурсами компании-вендора), имея в арсенале более 20 курсов по продуктам этой компании. Продолжают развиваться и собственные курсы по технологиям системного проектирования, реинжинирингу бизнес-процессов, CASE-средствам и менеджменту. Некоторые из них уже вошли в цикл, представляющий единую концепцию поддержки управления предприятием, который предполагается запустить в ближайшее время. Летом УЦ развивал программу “Поддержка российских предприятий” с курсами для топ-менеджеров по льготной цене (в 2 раза ниже обычной - по 85 долл. в день).

Важно, что Training Line при всех сложностях своего существования не забывает и о важнейшем на сегодняшний день направлении работы - продвижении в регионы: весной было открыто отделение УЦ в Тольятти. Это перспективный шаг, потому что, рассчитывая на работу с корпоративными клиентами, с крупными предприятиями, необходимо думать не только о наборе курсов, но и о приближении их (и в тематическом, и в географическом плане) непосредственно к заказчику.

Training Line: (095) 334-9200, tline@tline.ru, www.tline.ru

ЦИТ (Центр информационных технологий)

ЦИТ запомнился мне еще несколько лет назад фундаментальностью читаемых здесь курсов. Некоторые из них существуют до сих пор: “Корпоративные сети” (60 ч), “Стратегическое планирование сетей масштаба предприятия”, “Основы передачи данных” (оба - по 30 ч). Однако после кризиса таких курсов осталось совсем мало: многие отпали по причине невостребованности. “Действительно, - комментирует директор ЦИТ Алексей Сальников, - с прошлого года номенклатура курсов сменилась почти полностью. Еще весной 1998 г. мы начали готовиться к авторизации курсов по технологиям Microsoft. Кризис заставил нас поторопиться с этим, и уже к зиме мы были авторизованы. Сегодня у нас читается более 15 курсов этой компании (по объему они занимают примерно половину от общего количества). Имеются авторизованные курсы фирмы Inprise, продолжаем линию на разработку собственных курсов (всего в ЦИТ сейчас более 40 курсов). Они у нас часто создавались на стыке разных направлений, например, ИТ и банковская деятельность, ИТ и фондовый рынок и т. д. Не отступаем от этой традиции и сейчас - в настоящее время большой популярностью пользуется тематика "ИТ и Интернет". Это направление у нас сегодня активно развивается”.

Существенно изменился и состав слушателей курсов в ЦИТ. Если раньше это были почти исключительно корпоративные заказчики (среди них Инкомбанк, Онексимбанк и т. п. - но где они сейчас?), то сегодня преобладают “частные лица”. Во-первых, многие уже поняли, что для того, чтобы получить хорошую работу (даже в России), надо изначально иметь квалификацию, подтвержденную серьезным сертификатом; во-вторых, до сих пор не иссякает поток желающих уехать за рубеж, а там подобные сертификаты тем более необходимы. И наконец, после кризиса на рынке появилось много высококвалифицированных специалистов, и организации зачастую невыгодно тратить деньги на обучение своего сотрудника - проще найти свободного и уже обученного. Это также вынуждает людей заботиться об уровне своей квалификации самостоятельно.

Отток клиентов побудил руководство ЦИТ развивать другие проекты. Одним из них стала организация конференций. Например, конференция “Интернет-маркетинг’99”, проходившая в июле, собрала более 200 участников, хотя тоже была не бесплатной. Поступают предложения из регионов о проведении аналогичных мероприятий в других городах.

Другой проект, успешно развивающийся, - Интернет-магазин по продаже книг. Начавшись с небольшого раздела на сервере ЦИТ, в котором предлагались книги по ИТ, Интернет-магазин “Мистраль” насчитывает сегодня сотни наименований книг по различным отраслям знаний, вплоть до художественной литературы.

ЦИТ: (095) 932-9212, info@citmgu.ru, www.citmgu.ru.

ФОРС

Это один из немногих УЦ, официально авторизованный по технологиям и Microsoft (более 25 курсов для специалистов и около 20 - по офисным продуктам), и Oracle (около 50). О кризисе 17 августа директор учебного центра Андрей Васильев вспоминает весьма эмоционально: “В сентябре прошлого года было ощущение некой катастрофы, поскольку все звонки с просьбой о записи на курсы прекратились. За весь сентябрь поступления на счет учебного центра за обучение составили меньше тысячи долларов, и впервые за время нашего существования замаячила угроза задержки выплаты зарплаты сотрудникам. К счастью, весной прошлого года мы занялись еще одним направлением бизнеса - созданием больших корпоративных информационных систем "под ключ", и как раз в августе получили "успели получить!" крупный платеж, за счет которого и пережили несколько последующих тяжелых месяцев. Сейчас, заканчивая этот проект (разработана первая очередь информационной системы Российского фонда фундаментальных исследований), мы намерены дальше развивать это направление деятельности. В начале 1999 г. ситуация стала выправляться, и по некоторым параметрам мы уже выходим на докризисный уровень”. По словам А. Васильева, главным побудительным мотивом такой диверсификации деятельности УЦ был отнюдь не голый коммерческий интерес, а стремление поддержать высокую квалификацию преподавателей участием в реальных проектах, а также оптимизировать загрузку персонала. Впрочем, как показала жизнь, и прибыль от нового направления оказалась в трудный период совсем не лишней.

Есть и новые проекты в области обучения. Один из последних - курс “Управление проектами”, который предполагается продвигать совместно с УЦ компании IBM. Здесь, помимо методических наработок, в полной мере найдет применение реальный опыт, накопленный преподавателями в процессе выполнения конкретных проектов, подобных вышеупомянутому.

На предстоящем SofTool’e будет представлен еще один новый проект УЦ ФОРС. Это система управленческого учета “Директор”, в которой реализован, по словам разработчиков, новый подход к анализу и организации бизнеса. В этом проекте был использован как опыт создания конкретных продуктов и проектирования информационных систем, так и знания в области управленческих технологий, которыми инструкторы УЦ обладают в полной мере. Вообще говоря, совокупность направлений в УЦ “ФОРС” представляется весьма продуманной и рациональной.

ФОРС: (095) 129-0645, www.fors.com.

Учебно-консалтинговый центр (УКЦ) “Интерфейс Лтд”

Большинство курсов, читаемых в УКЦ “Интерфейс”, рассчитано на IT-специалистов (разработчиков ПО, системных администраторов, руководителей отделов АСУ и т. д.). Трудные кризисные времена УЦ смог удачно употребить на обновление старых курсов и на разработку новых, добавив к уже имеющимся еще 15.

Учитывая сегодняшнее значение Интернета, УКЦ активно стремится занять эту нишу (достаточно сказать, что за год число сотрудников, занимающихся в УКЦ этим направлением, выросло в 5 раз). Имея дело со специалистами и компаниями, работающими с ИТ и интенсивно пользующимися Интернетом, УЦ старается и расширить спектр услуг, доступных клиентам с помощью Интернета (сейчас разрабатывается возможность оплаты услуг УЦ через Интернет). Кроме того, на сайте начал функционировать Интернет-магазин, в котором оплату можно проводить прямо на сайте (с помощью системы Instant! производства компании PayBot).

В общей сложности в УЦ около 60 курсов по продуктам и технологиям Platinum Paradigm Plus, Rational Rose, Rational Suite, Oracle Developer, Oracle Designer, PowerBuilder, Microsoft SQL Server, IB Database, Oracle8 и др. Планируется создание курсов “для рядовых пользователей”.

“Интерфейс Лтд”: (095) 135-5500, mail@interface.ru, www.interface.ru/.

“САМАН-МАТИ”

Учебный центр, организованный в Московском авиационно-технологическом университете, вот уже несколько лет входит в число лучших авторизованных УЦ. Трудные времена ускорили здесь запуск дистанционного обучения - первые занятия через Интернет прошли в феврале (см. PC Week/RE, №22-23/99), а в начале июня стартовал дистанционный курс “Реализация TCP/IP в Microsoft Windows NT 4.0” по цене всего $140. Окончив этот курс, можно успешно подготовиться к сдаче экзамена №70-59 “Internetworking with Microsoft TCP/IP on Microsoft Windows NT 4.0”. Не забывают в УЦ и о скидках - для студентов они достигают 70%.

Программа Certification Tour 1999 также помогает клиентам сэкономить средства. Теперь, чтобы сдать сертификационный экзамен, необязательно ехать в Москву. Преподаватели приедут сами и в заранее назначенный срок проведут тестирование зарегистрировавшихся претендентов. Пока эта программа проходит лишь в городах, где имеются филиалы УЦ.

“САМАН-МАТИ”: (095) 915-3358; www. education.ru, postmaster@education.ru.

Разумеется в рамках одного обзора трудно представить все учебные центры, перечислить все курсы и программы, а также все проблемы, с которыми сталкиваются как преподаватели, так и (порой) слушатели. Конечно, основная проблема, объединяющая и тех, и других, особенно после августа прошлого года, - это финансы: и тем, и другим их не хватает (одним - чтобы заплатить за обучение, другим - чтобы жить и развиваться). Однако есть проблема не менее важная - качество обучения, которое в авторизованных центрах традиционно должно поддерживаться на высоком уровне. Об этой проблеме - наш разговор в одном из ближайших номеров.

К автору можно обратиться по адресу: tatyana@bogat.msk.ru.

Версия для печати