Заглянуть в будущее человек пытался во все времена. Астрология, спиритизм, магия, предсказания и, наконец, научный прогноз - в каких только формах не устремлялась мысль за границу времени. Предмет интереса - от судьбы простого смертного до планетарных катаклизмов. Лет десять назад, когда слово “спид” только вошло в русский язык, в журнале “Огонек” была напечатана статья, в которой автор убедительно предсказывал нам неминуемую и скорую нашу погибель от этой чумы XX века. Но, видимо, что-то не учел. Разразившийся год назад банковский кризис гораздо ощутимее потряс воображение (а также сбережения) наших соотечественников - адаптация прошла болезненно. Эмоциональное восприятие, свойственное русскому характеру, породило тогда жесткий прогноз - число банков сократится до 200!

Год - достаточный срок, учитывая динамику событий в нашей стране, для завершения локального переходного процесса. О состоянии рынка банковской автоматизации и жизни самих автоматизаторов за истекший послекризисный период я попросила рассказать руководителей ведущих российских компаний - разработчиков автоматизированных банковских систем (АБС).

Александр Глазков, вице-президент по развитию бизнеса компании “Диасофт”:

Мы не понимаем, почему правительство в лице тогдашнего премьера Е. Примакова было намерено убрать с рынка 600 - 700 банков. Оснований для этого осенью 1998 г. не было никаких. Наша аналитическая группа на основе информации о состоянии банков, обрабатываемой с помощью продукта DiasoftRATING, ежемесячно публиковала рейтинги, которые показывали, что не было причин вводить иной, нежели обычно используемый, критерий невыполнения нормативов (ликвидности и пр.) для принятия решения о закрытии финансовых учреждений. И действительно, после кризиса Центральный банк лишал лицензий точно так же, как и до него, в среднем 12 - 14 банков в месяц. Полностью развалились самые крупные банки, а большинство средних и мелких мало что потеряли. Да, они опустились на другой уровень жизни. Это не значит, что стали убыточными, просто уменьшились доходы, но и затраты были сокращены. Со временем активизировалось использование различных финансовых инструментов: наряду с расчетно-кассовым обслуживанием развернулась работа на межбанковском рынке, фондовом (корпоративном). Начался приток иностранного капитала.    

Александр Глазков, вице-президент по развитию бизнеса компании “Диасофт”

Ситуация в секторе АБС также в целом очень сильно изменилась. Переход от 1997 к 1998 году был периодом захвата рынка путем массовых продаж дешевого и легко устанавливаемого продукта (в основном на платформе Btrieve), позволяющего банкам решать текущие задачи. В 1998 г. были объявлены крупные тендеры. Кризис в первые два месяца остановил все продажи, создал проблемы с сопровождением. Сложилась неопределенная и опасная ситуация. Нам помогло то, что за две недели до кризиса мы заключили крупный контракт с Внешторгбанком на поставку АБС DiasoftBANK 4x4, который выполнялся и оплачивался.

Спустя примерно два месяца стала стабилизироваться ситуация с оплатой за поддержку. Наш анализ показал, что в течение полугода после кризиса мы недополучили от сопровождения около 20% планируемой прибыли. А эта статья в силу большой клиентской базы является основной (больше 50%) в структуре наших доходов. При этом мы, как и все, стали очень экономны, снизили заработную плату и приняли ряд других мер по сокращению расходов.

За истекший год средние и мелкие банки практически ничего не покупали, но число крупных тендеров (стоимость контрактов от 100 тыс. долл.) за последние полгода увеличилось в несколько раз по сравнению с первым полугодием 1998 г. Конкуренция при этом резко сократилась, в тендерах принимает участие всего несколько компаний-разработчиков, способных предложить клиент-серверные решения на платформе промышленных СУБД. Их проводят развивающиеся банки, которые выходят на более высокий уровень развития. Часть из них - клиенты “Диасофта”, и наша задача - сохранить их. Мы выиграли тендер, объявленный Агропромстройбанком, и заключили с ним контракт на сумму более 1 млн. долл., в Сберегательном банке “Диасофт” ведет автоматизацию центрального аппарата. Продукт серии 5NT DiasoftBANKING 5NT, выпущенный в начале этого года, установлен, в частности, в РТС, а “Новая Афина” - в банке “Авангард” и Сбербанке.

Осенью мы ожидаем продолжения стартовавших летом тендеров и рассчитываем, что наш продукт “Новая Афина” сможет принять участие в 20 - 25 подобных мероприятиях. Коллектив, ведущий этот проект, сейчас расширяется.

Кризис повлиял на требования к АБС как к мобильному и комплексному решению, позволяющему быстро налаживать в рамках системы работу того или иного финансового инструмента, становящегося актуальным на рынке, оценивать его эффективность.

Сегодня мы не предлагаем специального продукта, отвечающего идеологии Datawarehousing, считая его несвоевременным для нынешнего уровня развития отечественной банковской системы и экономики в целом. Задолго до кризиса (в начале 1998 г.) мы закрыли проект DiasoftMANAGEMENT, развивая внутри наших основных разработок механизмы настройки и решения задач управленческого ранга.

Наш проект DiasoftBANK 4x4 под DOS - самый крупный, поскольку поддерживает законодательные основы для нашей основной клиентской базы, а это 600 кредитных организаций. В этом году за счет увеличения числа рабочих мест и расширения филиальной сети клиентов этого проекта объем продаж составил 650 тыс. долл. На смену ему приходит клиент-серверная система DiasoftBANK 4x4 WorkFlow с Windows-интерфейсом. Пять пилотных проектов находятся сейчас в стадии завершения. К концу 2000 г. компания планирует перевести основную массу клиентов проекта 4x4 на решение WorkFlow на платформе Microsoft SQL Server или, по их желанию, на Btrieve.

Желая сократить время жизни DOS-версии на рынке АБС, “Диасофт” снижает ее стоимость до 2000 долл. (т. е. в 10 раз) и предлагает ее вместе с лицензией на 20 рабочих мест и пакетом услуг по обучению персонала и консультациями в течение трех месяцев. Этот маркетинговый шаг рассчитан, во-первых, на привлечение тех мелких банков, которые до сих пор работают на собственных разработках (по некоторым оценкам, их осталось 350 - 400), при этом с нашими клиентами, приобретающими лицензии на новые рабочие места, мы будем подписывать соглашения о сроках перехода их на версию WorkFlow.

Во-вторых, это должно стать ударом по рынку продуктов на платформе Btrieve: мы думаем, что желающие иметь систему такого класса не станут покупать аналогичную у другого разработчика. И, в-третьих, снижая так резко цену на DOS-проект, мы хотим подчеркнуть, что WorkFlow - новый продукт, а не очередная версия DiasoftBANK 4x4. Эта маркетинговая программа начнет действовать с 1 октября.

Компания “Банковские информационные системы” (БИС) приобретает все больший авторитет на рынке АБС.

На вопросы PC Week/RE ответил заместитель генерального директора ЗАО БИС Анатолий Грушко.

PC Week: Какова, по вашему мнению, сегодня ситуация на рынке АБС?

Анатолий Грушко: На место прежних лидеров финансового рынка пришли новые. В этих развивающихся учреждениях изменились объем и номенклатура операций, а работа в неустойчивой экономической обстановке потребовала гибкости АБС. В результате в ряде случаев банки пришли к выводу, что старые системы перестали их удовлетворять и нужны продукты другого класса. Поэтому вложения в автоматизацию продолжаются, хотя считать деньги стали более тщательно, скрупулезно оценивая ожидаемый эффект. Руководитель подразделения автоматизации банка, прежде чем утвердить бюджет, приезжает к нам уточнить, за какие деньги и в какие сроки он сможет получить то, что хочет. Более того, если раньше АБС выбирали, ориентируясь на громкую рекламу или имя производителя, то сейчас хотят купить тот, который отвечает конкретным потребностям и планируемым перспективам развития.    

Анатолий Грушко, заместитель генерального директора БИС

PC Week: Какие изменения произошли в деятельности компании за истекший после кризиса период?

А. Г.: В этом году БИС оказалась в ситуации, не совсем типичной для рынка в целом. Дело в том, что если в 1994 - 1995 гг. возможности, заложенные в АБС “БИСквит” и обусловленные прежде всего использованием профессиональной СУБД Progress в качестве платформы, не получили должной оценки и не нашли применения, то теперь они востребованы и несмотря на кризис нашу систему покупали (например, банк “Славянский”, банк “Каспийский” (Казахстан)). Сейчас мы выполняем большой проект для головного отделения и филиалов ГУТА-банка.

Обороты компании в августе по всем статьям превышают прошлогодние за тот же период. У нас есть уверенность, основанная на выполняемых договорах, что в этом году оборот будет больше, чем в предкризисном 1997 г. Банки относятся к нам серьезно и уже не спрашивают, кто мы такие.

Стремясь расширить число клиентов, БИС планирует предложить решение для СУБД Oracle. Это стало возможным благодаря разработанному фирмой Progress инструментарию для взаимодействия с СУБД Oracle.

PC Week: Проводит ли компания целенаправленную маркетинговую политику?

А. Г.: Мы работаем с банками разного масштаба, но не стремимся привлекать мелкие банки любой ценой, например путем невообразимых скидок. Хотя, конечно, бывает, что к нам обращается некрупный банк, но его руководство планирует в дальнейшем расширение деятельности и хочет приобрести систему в расчете на перспективу. В такой ситуации может быть особый подход, предусматривающий систему рассрочек. БИС стремится работать по индивидуальным контрактам, хотя это не значит, что под каждый банк делается своя версия АБС. Просто четко оговариваются требования банка, и мы уже совместно решаем, какими средствами и индивидуальными доработками этого можно достигнуть.

PC Week: Что ценится сегодня на рынке автоматизации и почему?

А. Г.: Если раньше такое понятие, как многоплатформность, для большинства было абстрактным, то сейчас многие понимают, что кроме всего прочего это позволяет экономить деньги. При расширении банка растет число рабочих мест, появляются дополнительные программные модули, модернизируются аппаратные средства и многоплатформная система растет вместе с банком, не требуя замены. Одновременно актуальными стали вопросы разделения доступа, обеспечения целостности данных, организации удаленных площадок, и важно, чтобы базовая платформа позволяла решать их.

Хотелось бы сказать о позиционировании компаний - производителей АБС на рынке. В большинстве случаев при оценке разработчиков оперируют объемом клиентской базы в абсолютном суммарном выражении. В равной степени учитываются клиенты, купившие как интегрированную систему, так и отдельный модуль (для подсчета заработной платы, например) и даже старые разработки (на основе Clipper, Btrieve). Сейчас же основным спросом пользуются системы на профессиональных СУБД. И рейтинг компаний, предлагающих такие продукты, будет выглядеть совсем иначе.

Продолжение следует