“Бухгалтерский учет и аудит’2000” - в седьмой раз
Татьяна Богатова
На этот раз погода явно благоприятствовала выставке (ВВЦ, 25 - 29 января): зимний морозец убрал из-под ног так утомившую всех слякоть. Да и автору приятно было появиться там в день открытия: многие помнили, что 25 января - еще и Татьянин день, и данный факт очень украсил знакомство с экспозицией.
Первый взгляд
Общее впечатление - на выставке довольно многолюдно (по заявлению организаторов, ее посетило около 40 тыс. человек). В этом году общая площадь экспозиции и средняя площадь стендов были чуть меньше, чем в прошлый раз. Действительно, уже не было большого и почти постоянно пустующего (как в прошлом году) стенда SAP и некоторых других подобных экспонентов. Зато на оставшейся площади кипела жизнь - компании значительно увеличили количество вспомогательного персонала, работавшего вне стендов: юноши и девушки раздавали рекламные листовки, проводили анкетирование посетителей, приглашали на стенды и т. д. На стендах разыгрывались лотереи анкет - в частности, у “ИНФИНа” такие розыгрыши происходили по нескольку раз в день; особо удачливые помимо сувениров могли выиграть серьезный программный продукт этой компании (всего за время работы выставки было вручено в качестве призов 20 комплектов ПО). Кроме того, имея в штате квалифицированных аудиторов, “ИНФИН” предлагал посетителям бесплатные консультации прямо на стенде.
Угадайте, как называется эта выставка? Правильно, “Бухгалтерский учет и аудит’2000”
И другие экспоненты не бездельничали: пустующие стулья и компьютеры можно было увидеть редко (разве что перед закрытием).
Взгляд более пристальный
Практически все софтверные компании приготовили что-то новое - себя (впервые участвовала в мероприятии 31 фирма, в том числе 5 разработчиков и 5 внедряющих организаций), свежие версии, новые продукты, новые технологии. Так, уже практически все демонстрировали Windows-версии (разной степени готовности), клиент-серверную архитектуру, выполненную с применением различных продуктов и технологий - MS SQL Server, Sybase и др.; многие заявляли о поддержке многоплатформности (Windows, Unix, Novell), наличии встроенных языков, используемых как для настройки системы, так и для ее развития, других плодотворных идеях и возможностях. Итак, новички и новинки.
Распределение экспонентов выставки “Бухгалтерский учет и аудит’2000” по годам возникновения.На диаграмме нынешнего года наблюдается вторая волна рождения аудиторских компаний, пришедшаяся на 1996 - 1999 гг., а также постепенное появление и развитие на российском рынке консалтинга. Понятно, что диаграмма не может полностью отражать движение этого сегмента - ведь далеко не все консалтинговые компании считают для себя оптимальной именно эту выставку (некоторые предпочитают специализированную, но очень немноголюдную “Консалтинговые услуги”, другие вообще пока не видят смысла участвовать в выставках).
Сергей Груздев, генеральный директор компании ALADDIN Software Security R.D.: “Мы впервые участвуем в этой выставке и, как и на SofTool’e, наблюдаем большой интерес к системам защиты информации. Но если на SofTool’e более заметна была потребность в персональных системах защиты информации, то здесь чаще спрашивают про защиту корпоративной информации, баз данных, бизнеса в целом. Люди стали понимать, что если занимаешься бизнесом, то всегда есть что защищать. Интересно, что некоторые компании стали использовать наши продукты для стимулирования продвижения своих: например, одна из бухгалтерских фирм так описывает преимущества своей системы: при записи на сервер информация шифруется, доступ можно разграничить с помощью разных электронных ключей (с красным брелочком - для директора, с синим - для бухгалтера и т. д.), а еще есть красная кнопка под столом: при черезвычайных обстоятельствах нажимаешь - и вся информация на сервере уничтожается”.
Владимир Акимов, директор “АиТСофт”: “Наша компания демонстрирует новые возможности модулей "Организатор" и "Планирование графиков работ". Первый позволяет автоматизировать формирование документов, регламентирующих работу сотрудников предприятия (в том числе составление штатных расписаний и должностных инструкций), совершенствовать его организационную структуру и структуру производственных заданий; второй существенно облегчает составление графиков работы персонала, особенно на предприятиях с нестабильной загрузкой (магазины, рестораны, автосервисы и пр.)”.
Распределение экспонентов выставки “Бухгалтерский учет и аудит’97” по годам возникновения.Эта диаграмма приводилась в аналогичном обзоре три года назад. Из нее видно, что большинство софтверных фирм возникло в 1990 - 1993 гг., тогда как пик возникновения аудиторских компаний приходится на 1992 - 1994 гг.
Корпорация “Парус” показала свежую версию системы для комплексной автоматизации финансово-хозяйственной деятельности крупных предприятий, в которую теперь включены новый модуль “Парус-Клиент” и универсальный набор общесистемных настроек пользовательских процедур и заданий. “Парус-Клиент” позволяет осуществлять моделирование всех бизнес-процессов крупных предприятий и управление ими, а также реализовывать маркетинговые функции в управлении обслуживанием клиентов.
Такими “информационными киосками” скоро будет оборудована каждая налоговая инспекция, и любой бухгалтер сможет легко найти в них новые нормативные акты, отчетные формы и много других нужных ему данных
В обновленной версии “Парус-Аналитики” с помощью появившихся недавно функций оценки находящейся в системе информации программа выявляет неблагополучные ситуации на ранней стадии их развития и выдает свои прогнозы. Это позволяет выбирать наиболее эффективные решения по управлению торговой компанией и избегать ошибочных действий.
Комплекс “Триумф”, включающий в себя усовершенствованный модуль розничной торговли “Парус-Магазин”, теперь может быть применен и для управления аптекой - ведения в ней учета и анализа торговых операций с возможностью подключения к кассовым аппаратам и специальному оборудованию, работающему со штрих-кодами. В настоящий момент на базе этого комплекса уже ведется автоматизация сети аптек, финансовая информация от которых будет поступать в центральный офис.
Петр Ревенко, директор фирмы “Инфософт”, рассказал о новой корпоративной информационной системе “Флагман”, работа над которой шла около четырех лет. На сегодняшний день уже запущены в опытную эксплуатацию некоторые подсистемы (“Зарплата”, “Документооборот”, “Персонал”, “Бухгалтерский учет”, “Снабжение и склад”), а в течение года программный комплекс выйдет на рынок полностью.
На презентации компании “ДИЦ” была представлена сетевая версия системы “Турбо-Бухгалтер 6”, предназначенная для работы в сети с СУБД MS SQL Server. Директор компании Борис Бабань охарактеризовал ее как первую массовую бухгалтерскую программу, работающую в действительно клиент-серверном режиме, где клиент стал существенно тоньше (в отличие от прежних версий, в которых на клиентских местах реализовывалась большая часть бизнес-логики). В марте новая версия поступит в массовую продажу; предполагается, что ее цена (в комплектации на 5 рабочих мест с сервером баз данных) не превысит $1500, плюс $250 за каждое следующее рабочее место.
Компания “Омега”, предлагающая свою новую разработку ABACUS Financial, позиционирует ее как систему контроля бизнеса. В комплекте с новым пакетом ПП ABACUS Builder (универсальная среда разработки ИС) этот продукт относится к классу корпоративных и предназначается в первую очередь предприятиям с развитой управленческой структурой, на которых одновременно реализуются многочисленные и разные по содержанию бизнес-процессы. Комплекс базируется на концепции клиент-сервер, разработан на платформе СУБД Oracle и функционирует в среде Windows. Следует также отметить, что компания наконец-то порадовала посетителей рекламно-информационными материалами надлежащего качества (как по форме, так и по содержанию), видимо, справедливо решив, что хороший продукт достоин хорошего продвижения.
В рамках выставки прошел также ряд семинаров. Так, один из них - “Решение проблем российского бизнеса с помощью современных технологий автоматизации”, проводившийся компанией Platinum Software Corporation Russia, собрал около 60 слушателей. Среди них были представители производственных, торговых и консалтинговых компаний, а также общественных, государственных и образовательных организаций (“Русская виноводочная компания”, ЗАО “York International”, ТОО “Богатырь”, Фонд содействия интеграции СНГ, ООО “Финкраска”, Высшая школа экономики и др.). Представители Platinum Software познакомили собравшихся с основными фирменными продуктами и с опытом их внедрения (в частности, в компаниях “ВымпелКом”, “Ватойл”, “Ай-Си-Эн Фармасьютикалс” с пятью фармацевтическими заводами, “МирТелеКом” и т. д.). Вообще программа мероприятий, проходивших во время выставки, на этот раз отличалась именно “семинарской” (а не “презентационной”) направленностью: участники хотели не столько показать и похвалить свой новый продукт, сколько проанализировать основные принципы и общие вопросы комплексной автоматизации предприятий и их особенности в тех или иных сегментах, с помощью тех или иных программных средств. Такими были семинары компаний “АйТи”, “Сокап”, “ИКС Технологии”, консалтинговой группы “Термика” (совместно с ВНИИ документоведения и архивного дела) и др. Традиционно пользовались успехом и проводящиеся уже не первый год семинары “Бухгалтерский учет и налогообложение в 2000 г.” (организатор - “Финансовая газета”) и “Налоги и подготовка к годовому отчету” (Учебно-методологический центр при МНС РФ).
Следовало бы также отметить два круглых стола: “Рынок бухгалтерских ПП: состояние и перспективы” (более 90 участников; ведущие - Н. Комлев, “БиПроС” и И. Аглицкий, “Ламинфо”) и “Концептуальные различия между тиражируемыми системами управления отечественных производителей и западными ERP-системами” (ведущие - Е. Монахова, PC Week/RE и Н. Никитина, “Метасинтез”; об этом мероприятии будет рассказано в следующем номере подробнее. - Прим. ред.).
Планы и перспективы
Директор фирмы “Экспосервис-1” (организатора выставки) Владимир Шевченко считает, что она удалась: посетителей было немало, экспоненты активно работали, многие из них отмечали подъем продаж. Отрадно, что в этом году серьезную позицию по отношению к выставке заняло Министерство по налогам и сборам: председателем оргкомитета стал глава МНС А. Починок, активно участвовал и ряд других высших чиновников министерства; МНС РФ планирует и в дальнейшем продолжать эту практику.
Иными словами, выставка показала свою жизнеспособность и необходимость. Но наметились и направления развития - так, многие участники высказывали пожелание о том, чтобы проводить ее почаще (раз в год - мало, тем более что дополнявшая ее ранее “Бухгалтерия” в МАИ прекратила свое существование). Конечно, вопрос это не простой, тут еще требуются специальные исследования и расчеты. Возможно, решить проблему помогут другие специальные проекты - такие, как конференции. Они смогут дать выставке большую информационную наполненность и новый импульс. Впрочем, это не единственная идея, над развитием которой трудится дружный коллектив “Экспосервис-1”.
“Экспосервис-1”: (095) 959-9296; Web-адрес: www.expos.ru.
К автору можно обратиться по адресу: tatyana@bogat.msk.ru.
Из выступлений и реплик на круглом столе “Рынок бухгалтерских ПП: состояние и перспективы” (28.01.2000)
Николай Комлев: “Зачитаю цитату из Адама Смита (1723 - 1790): "Представители из одной отрасли редко собираются вместе, даже чтобы просто повеселиться и расслабиться. Однако они втайне от общественности постоянно поддерживают контакты и прибегают к различным уловкам для поднятия цен". А мы и здесь идем своим путем: попить вместе - запросто, а вот о чем-то договориться...”
Голос из зала: “Надо чаще встречаться!”
Борис Нуралиев: “Мне тут отец звонит на днях и обеспокоенно сообщает, что Билл Гейтс уходит в отставку. Ну и что? говорю. А он: ты-то не собираешься, я надеюсь? Я его, конечно, успокоил, как мог...”
Участник круглого стола о сертификации ПО: “Вот раньше, в советское время, был Знак качества, он о чем-то говорил, нес определенную информацию о товаре. А сегодня какую информацию несет сертификат? Он говорит только о том, что фирма А заплатила фирме Б деньги - больше ни о чем. Некий маркетинговый ход”.
О пользе исторического взгляда, или Посмотрим на таблицы и диаграммы...
Так получается, что, регулярно освещая выставку “Бухгалтерский учет и аудит”, начинаешь накапливать материалы и сравнивать их. В 1997 г. впервые появилась табличка, позволяющая следить за динамикой состава участников выставки. Именно тогда ее организаторы ввели новый элемент в каталог: в нем стал фигурировать год возникновения фирмы.
Все это дало возможность сопоставлять и анализировать.
Состав участников выставки (по годам).
* По каталогу - 98.
2* По каталогу - 133. Бывает, что решение об участии в выставке компания принимает в последний момент, и тогда может уже не попасть в каталог, хотя представлять экспозицию будет. Бывает и наоборот.
3* В скобках приведено число фирм, которые помимо своей основной деятельности - аудит, разработка ПО, юридические и прочие услуги - занимаются также издательскими проектами.
4* Эти шесть компаний учтены во второй и третьей колонках и выделены потому, что официально объявляют в числе своих услуг и разработку ПО, и аудит.
5* К шести фирмам, позиционирующим себя как чисто консалтинговые, в скобках добавлены еще восемь аудиторских компаний (они входят в число 22 участников-аудиторов), которые заявляют о предоставлении помимо аудиторских еще и консалтинговых услуг разного характера (в области общего менеджмента, управления проектами, в том числе и проектами автоматизации, в сфере выбора систем автоматизации предприятия и пр.).
Сегодня мы добавили в таблицу еще одну строку - данные по нынешней выставке. О чем они говорят? Во-первых, о том, что кризис 1998 г., судя по всему, преодолен: практически восстановилось среднее число экспонентов (исключая лишь эйфорический предкризисный период первой половины 98-го). Существенно - в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом - увеличилось число аудиторских фирм (хотя и не достигло уровня прежних лет). С одной стороны, это свидетельство того, что данный сегмент рынка оказался наиболее уязвимым по отношению к кризисным потрясениям, с другой - что, так же, как и в сегменте фирм-разработчиков, здесь наблюдается тенденция к укрупнению: мелкие фирмы или не выживают и закрываются, или вливаются в более крупные компании. Так, среди нынешних экспонентов-аудиторов оказалось лишь пять фирм, участвовавших в выставке в прошлом году (это, надо полагать, наиболее успешные и уверенные в себе), и еще пять участников более раннего периода (1997 г.; после кризиса они, вероятно, переживали трудности, но к настоящему времени сумели их преодолеть). Остальная половина аудиторских фирм, впервые появившихся на выставке, - либо совсем новички (а на диаграмме всплеск “рождений” аудиторских фирм с 1996 г. отчетливо виден), либо те, кто до кризиса особо не блистал, но в последние годы (возможно, и на волне кризисных перипетий) сумел неплохо “раскрутиться”. Иными словами, персонажи (и расстановка сил) на рынке аудита заметно поменялись.
Что же касается компаний - разработчиков финансово-экономического и делового ПО, то данные в таблице показывают стабилизацию в этой области. Да, кризисные трудности никого не миновали, однако практически все устояли и продолжают довольно успешно развиваться.
Интересен также устойчивый рост фирм, занимающихся внедрением продуктов других разработчиков. Как оказалось, он происходит за счет увеличения числа участвующих в выставке партнеров компании “1С” (они в этом году составили две трети от общего числа фирм, фигурирующих в колонке “Внедрение ПО”). Число желтых шариков, парящих над экспозицией, из года в год растет - браво, “1С”! Надо сказать, что такие шарики и над региональными выставками не в единственном числе висят, и их концентрация, безусловно, производит впечатление. А другие-то что же думают? Публичная демонстрация “партнерского корпуса” - тоже не последнее дело для продвижения.