Его на этой выставке становится все меньше+

В общем и целом на Комтеке было, как обычно, красиво и оживленно: играл оркестр, на стендах шли презентации, лотереи, викторины, молодой компьютерный люд жадно интересовался техникой и симпатичными девушками от Samsung’а в разноцветных париках; на одном из стендов бросилась в глаза колоритная клавиатура - серые кнопки выглядывали из корпуса с расцветкой опалесцирующего розового желе.

Рахи Росхандел (слева) и Джим Стокли, директор ICL по международным

программам, считают, что группа конструкторов-разработчиков создала

POS-терминал, близкий к совершенству

Однако приглядимся пристальней, сравним для начала нынешний Комтек с предыдущим: количество экспонентов осталось тем же, а ведь в 1998 г. (после кризиса) оно сильно убавилось. Нетрудно заметить, что если в прошлый раз экспозиция занимала павильоны № 2 и Форум полностью, то сегодня третий зал второго павильона был в основном занят экспонентами, демонстрирующими бытовую технику (электрочайники, фены, тостеры, стиральные машины, холодильники и пр.) и фотоаппаратуру, предметы, которые относились к выставкам “Мир фото” и “Бытовая электроника”, проходившим в “Экспоцентре” в это же время. Во всяком случае, переходя из второго в третий зал, в выставочной суете как-то не сразу понимаешь, почему вместо компьютеров, принтеров и копиров на стендах стоят (правда, тоже весьма эффектные) кофемолки и миксеры+ Хотя в официальном каталоге план экспозиции Комтека включал в себя все три зала второго павильона.

В этом году компаний - разработчиков финансово-экономического ПО на Комтеке было немного - менее десятка. Однако практически все вышли на свои стенды с чем-то новым: свежими версиями, релизами, редакциями программ, новыми модулями, современными технологиями и т. д.

“Пилотируемый комплекс”

Компания “Пилот”, стремясь в духе времени обеспечить своим клиентам как можно более полный комплекс услуг, продемонстрировала на выставке сразу несколько новых позиций. Во-первых, в полном объеме выпущена на рынок новая интегрированная система управления предприятием розничной торговли “Посейдон” (или “POSейдон” - с намеком на применяемые в торговле POS-терминалы), созданная разработчиками этой компании на основе длительного опыта работы с торговыми организациями. Как отметил в своем выступлении на презентации системы директор по маркетингу “Пилота” Андрей Хаустов, “Посейдон” сочетает в себе преимущества тиражного, “коробочного” продукта с возможностями, ранее доступными лишь в дорогих заказных решениях. Сегодняшний вариант программного комплекса предназначен для супермаркетов, готовятся версии для других типов торговых предприятий. Новый продукт недорог ($790), и его цена не зависит от числа поддерживаемых активных кассовых аппаратов (POS-терминалов). “Посейдон” построен в архитектуре “клиент-сервер”, хранение данных осуществляется в формате Pervasive SQL 2000; поддержка технологии DLL обеспечивает преемственность версий системы и взаимодействие с различным оборудованием (POS-терминалы, этикеточные принтеры, бар-сканеры, электронные весы и пр.), а также с внешним ПО. Так, он тесно интегрирован с новой (тоже созданной разработчиками “Пилота” и продемонстрированной на выставке), 4-й версией программы Profi-T, предназначенной для управления POS-терминалами. Кроме того, “Посейдон” может быть сопряжен с наиболее распространенными бухгалтерскими пакетами (например, “1С-Бухгалтерия”, “Парус”, “Инфин”, “БЭСТ” и др.).

Еще одной новинкой, представленной на Комтеке корпорацией “Пилот” и британской компанией ICL, стал только что созданный в Японии кассовый аппарат TeamPoS 2000. Директор ICL по развитию международного бизнеса Рахи Росхандел очень живо и насыщенно обрисовал характеристики и возможности нового POS-терминала: он работает под управлением ОС Windows NT/2000, может иметь до двух жестких дисков высокой емкости (от 2 до 13 Гб), обладает большим объемом ОЗУ (стандарт - 32-64 Мб, масимум - 160 Мб), оснащен уникальной системной платой (совместная разработка Fujitsu, ICL и Intel), поддерживающей как процессоры линии Intel Celeron, так и Intel Pentium III, и цветным жидкокристаллическим экраном новой конструкции. В целом кассовый терминал компактен и имеет модульное строение, позволяющее применять его в различных комплектациях в соответствии с типом торгового предприятия.

Для малых предприятий

Такой программный пакет под названием “БЭСТ-Офис” был официально представлен на Комтеке компанией “Интеллект-Сервис”. Важными особенностями программы ее создатели считают то, что она ориентирована на менеджмент именно малых предприятий торговли и сферы услуг, для которых на нашем рынке системы управления (а не только учета) практически отсутствуют. В качестве объектов управления в системе “БЭСТ-Офис” выступают финансы, обязательства перед внешними контрагентами, товарно-материальные ценности и кадровый состав предприятия. Среди главных конкурентных преимуществ продукта - ведение договоров купли-продажи. Имеются возможности контроля как документально оформленных обязательств, так и сделок, заключенных по “устной договоренности”, составления календарного плана платежей и поставок, а также проведения зачета обязательств и встречных требований. “БЭСТ-Офис”, будучи 32-разрядным Windows-приложением, тесно интегрирован с MS Office 2000; пакет реализован средствами MS Visual Studio 6.0, в качестве СУБД использован MS Access 2000. Новый продукт полностью открыт, его возможности можно модифицировать средствами визуального программирования Microsoft. Цена программы вполне посильна практически любому малому предприятию - около $200.

ПО для этого сегмента рынка демонстрировала и международная компания Hansa Business Solutions. Она представила систему Office/2 - интегрированный продукт для автоматизации бухгалтерского и складского учета в небольших компаниях. Программа включает в себя все необходимые функции для ежедневной работы, а также интегрированный модуль электронной почты, позволяющий не только обмениваться сообщениями внутри компании, но и пользоваться внешней электронной почтой через Интернет. В программе есть удобный и простой в использовании календарь, помогающий планировать рабочее время сотрудников компании, и модуль поддержки писем клиентам. Система работает под Windows 3.X, Windows 95/98, Windows NT, Mac OS.

Специальным предложением для небольших точек розничной торговли (типа павильона, палатки, ларька) порадовал пользователей и “Парус”: система “Парус-Павильон” автоматизирует весь цикл финансово-хозяйственной деятельности малой торговой точки, начиная с момента приобретения товара и заканчивая продажей его через систему электронного кассового обслуживания и передачей данных в бухгалтерский учет. Система состыковывается с интеллектуальными и загружаемыми кассовыми аппаратами и всевозможными типами торгового и складского оборудования. Пакет работает в ОС MS Windows 3.1 и выше и использует высокопроизводительную СУБД Raima.

От мала до велика

Вообще говоря, корпорация “Парус” представляла всю линейку своих продуктов: помимо вышеупомянутого пакета для торговых павильонов была показана система автоматизации розничной торговли “Парус-Магазин”, предназначенная для магазинов и торговых домов, а также программный комплекс “Триумф” для управления крупными предприятиями оптовой, розничной, оптово-розничной торговли и торговыми сетями и холдингами. “Триумф” позволяет обеспечить полный цикл управления финансами, товарными потоками и персоналом, а посредством Интернета здесь решены проблемы удаленного доступа и одновременной работы в системе пользователей, находящихся на различных объектах.

На Интернет-технологии “Парус” делает особый упор: уже сегодня корпорацией предлагаются решения, позволяющие интегрировать бизнес-процессы предприятия с коммуникационными возможностями Интернета. Это открывает пути для более тесного и оперативного взаимодействия как с партнерами по бизнесу (быстрый обмен информацией с филиалами и удаленными подразделениями, онлайновая работа с центральными базами данных и т. д.), так и с клиентами. В последнем случае речь идет не только и не столько о наличии “электронной витрины” и возможности отправки заказа по Е-mail, сколько о постепенном повышении прозрачности бизнеса для клиента - предоставление ему информации о состоянии заказа, о взаиморасчетах и т. п. В ближайшей перспективе - выход на B2B-взаимодействие с клиентом, т. е. совместное ведение бизнеса в Интернете.

Традиционно работающая в сегменте крупных предприятий “Галактика” обогатила свою систему такими новыми возможностями, как средства поддержки задач бюджетирования, поддержка контроллинга, формирование и исполнение платежного календаря, интернет-магазин и многое другое. Кроме того, путь, по которому идет корпорация в последнее время, предполагает развитие широкомасштабного сотрудничества с другими компаниями в области разработки и системной интеграции. Так, совместно с фирмой Arcplan создан пакет “Рабочее место руководителя”, совместно с SAS Institute разрабатываются средства управления для топ-менеджмента, с компанией FOBOS предложено решение для машиностроительных и приборостроительных предприятий, с FIT - для предприятий торговли и т. д.

Фирма “1С”, или “роман в романе”

Именно эта литературная форма вспоминается, когда, осматривая выставку, обнаруживаешь в разных павильонах стенды компании “1С”, - почти каждый из них представляет собой некую “выставку в выставке”. Так, например, основной стенд в павильоне № 2 являл собой выставку главных продуктов “1С”, на стенде “1С:Франчайзи” (№ 2329) была размещена экспозиция франчайзинговых фирм, каждая из которых экспонировала свои разработки; на “1С:Дистрибуции” и “1С:Совместимо” (Форум, № 7333) также работали мини-стендики и витрины партнерских компаний, демонстрируя как совокупность продуктов, так и новое социально-экономическое образование - “1С:Сообщество”.

Из “1С”-новинок можно отметить свежие редакции всех базовых компонентов “1С:Предприятия 7.7” с расширенной функциональностью, а также нового члена семейства “1С” - “Web-расширение”. Пакет применяется как для развития существующих конфигураций системы “1С:Предприятие”, так и для создания новых решений, ориентированных на пользователей, получающих доступ к системе через Web-интерфейс. В комплект поставки продукта входит готовое решение “Портал реализатора”, которое может использоваться непосредственно (для взаимодействия с контрагентами через Интернет) или в качестве примера разработки Web-приложений системы.

Из других продуктов серии “1С:Предприятие” следует отметить новую версию программы учета домашних финансов “1С:Деньги”. Одной из важных функций, обновленных в этом году, является заполнение декларации о доходах. Когда сразу после окончания Комтека автору в выходные пришлось в спешном порядке взяться за заполнение собственной декларации (ведь последний срок сдачи - 3 мая - неумолимо приближался), то, к удивлению, этот процесс удалось осуществить с помощью программы хоть и не за 5 минут (все же работать с пакетом довелось впервые), однако гораздо быстрее, чем если бы разбираться и считать все это надо было вручную. В конечном итоге на экране высветились готовые формы налоговой декларации в соответствующем стандартам цветовом решении, и если бы не причуды цветного картриджа в домашнем принтере, то можно было бы их еще и распечатать. Но даже переписка от руки готовых данных на стандартные бланки не омрачила радости от того, что выполнение сего гражданского долга на этот раз было гораздо менее мучительным, чем обычно. Процесс сдачи созданного таким образом документа в налоговой инспекции прошел без затруднений.

Версия для печати