Статья “Как организовать веерную рассылку” (PC Week/RE, № 11/2000, с. 29) вызвала довольно много откликов, и все - с пожеланиями продолжить обсуждение данной темы. Так что продолжаем.

В предыдущей статье мы упоминали о том, как правильно создать список регулярной рассылки на основе некоторой базы адресов. А также о том, как следует формировать подобный список, если подписку выполняет сам клиент, заполняя форму на Web-сайте источника или отправляя туда письмо. Обратите внимание, что в этом случае клиент должен обязательно указать свой адрес. (При подписке на Web-узле он в принципе неизвестен, а при использовании почтового отправления вполне вероятно, что указанный адрес отправителя не совпадает с тем, который нужно включать в список.)

Как гарантировать себя от того, что некий недоброжелатель подпишет вас на сотню нежелательных рассылок? Механизм защиты довольно прост. На основе начальной подписки формируется все тот же предварительный, временный список (только раньше мы его брали из некоторой базы данных, а теперь он формируется по запросам в общем-то анонимных визитеров). Далее сразу после получения начальной заявки на подписку по указанному там адресу отправляется письмо примерно такого содержания:

- Это письмо отправлено Вам в соответствии с полученной нами информацией о подписке на новости, где указан Ваш адрес.

- Если Вы считаете эти сведения достоверными, Вам следует отправить подтверждение в наш адрес. Тогда Вы будете занесены в список рассылки.

- Если Вы не отправите такое подтверждение (здесь часто указывают срок - например, в течение ближайших 48 часов), Ваш адрес будет удален из списка рассылки. После этого для получения наших новостей Вам нужно будет снова повторить всю процедуру подписки сначала.

Форма письма-подтверждения может быть различной (она определяется автором рассылки). В одном случае нужно просто отправить пустое письмо в режиме ответа - главное, чтобы содержимое “адрес отправителя” совпадало с тем, что занесено в начальный список на сервере рассылки. В другом - потребуется записать какие-то ключевые слова типа “Subscribe”, возможно, также с указанием своего уникального идентификатора.

Подобный механизм управления веерной рассылкой, в том числе формирование списка, можно реализовать самостоятельно, но гораздо проще воспользоваться услугами специализированных рассылочных Web-серверов. Делается это следующим образом.

Например, вы хотите организовать рассылку новостных бюллетеней о своем Web-сервере. Для этого нужно зайти на один из рассылочных серверов (такой, как www.listbot.com) и создать собственный список рассылки, указав идентификатор, пароль и некоторые дополнительные сведения о своем информационном бюллетене. В частности, вы можете сделать шаблон самого бюллетеня (содержащий, к примеру, стандартные начальный и заключительный разделы), в который потом будет автоматически включаться обновляемый текст.

Далее на своем сервере вы делаете кнопку “Подписаться на новости”. Эта папка содержит ссылку на созданный вами раздел на рассылочном сайте (пусть это будет www.listbot.com/NewsFromAndy). Попав туда, клиент проходит всю процедуру регистрации, которую выполняет служба рассылки. Для сервера ListBot она выглядит так:

1. На сервере клиент заполняет регистрационные сведения и попадает в предварительный список рассылки.

2. Спустя несколько секунд на указанный клиентом адрес приходит сообщение с просьбой подтвердить подписку (об этом говорилось выше).

3. После отправки подтверждения клиент получает еще одно письмо с сообщением, что теперь он внесен в список рассылки.

Таким образом ваше взаимодействие (как отправителя информационных бюллетеней) с клиентами-получателями происходит только через рассылочный сервер. Вы просто посылаете на адрес NewsFromAndy@listbot.com свое письмо, которое преобразуется в окончательный вид (вставляется информация из шаблона, а также добавляется служебная информация о порядке отказа от подписки или смены адресов) и отправляется по хранимому там списку.

Услуги подобных рассылочных серверов предоставляются в бесплатном и платном вариантах. Бесплатный, как правило, обладает сокращенным набором функций (например, отправителю нельзя напрямую добавлять адреса клиентов), и, кроме того, в этом случае в рассылку будет автоматически введена небольшая рекламная информация спонсоров.

Обычно вы, как хозяин рассылки, можете получить статистические сведения о своих подписчиках. Со своей стороны клиент также имеет дело только с рассылочным сервером - выполняет регистрацию, меняет при необходимости свои координаты, отменяет подписку и т. д.

Версия для печати