Компания SRI INTERNATIONAL (www.sri.com) представила Geo VRML 1.0, новый стандарт в области трехмерных Интернет-технологий. Язык VRML представляет собой расширение VRML (Virtual Reality Modeling Language) и позволяет визуализировать географические данные, предоставляя пользователям Интернета возможность интегрировать все виды трехмерных объектов в сцены, точно отражающие реальный мир. Виртуальные полеты над поверхностями как образами существующих ландшафтов, информация о которых хранится в геоинформационных системах, - дело не новое, одним из очевидных примеров является отлично знакомая многим российским геоинформатикам Imagine Virtual GIS компании ERDAS (www.erdas.com). Правда, любоваться полетом над вулканами Камчатки или совершать виртуальный подводный заплыв через Интернет с помощью подобных систем трудно: слишком велик передаваемый объем информации. Новый стандарт решает эти проблемы, позволяя размещать объекты в географически точном трехмерном окружении. Одновременно возрастает и ценность Интернета как ресурса для изучения мира на основе трехмерных реальных видов озер, рек, холмов, гор и строений с высоты птичьего полета.

Работы по визуализации географической информации в Интернете, проводившиеся в основном компанией SRI International, частично финансировались DARPA. Группа, занимавшаяся вопросами представления географически привязанных данных с помощью стандартных форматов RML plug-in, входила в состав консорциума Web3D с начала 1998 г. В июне 2000-го Geo VRML 1.0 был одобрен и рекомендован к использованию. В результате язык VRML обогатился новыми типами узлов - GeoElevationGrid, GeoViewpoint, GeoPositionInterpolator, Geolnline, GeoLocation,- каждый из которых имеет свой географически-ориентированный специфический набор полей.

GeoVRML-мир: растущая подводная гора Лойха на Гавайских островах

Для Geo VRML уже созданы некоторые инструменты, в частности DEM2GeoEG, разработанный сотрудником SRI International Мартином Редди (Martin Reddy) и представлящий собой приложение для конвертации цифровой модели рельефа из формата USGS (US Geology Survey) в формат VRML. Теперь можно внедрять несколько цифровых моделей рельефа в один VRML-мир, и все они будут географически расположены относительно друг друга. Предполагается, что GeoVRML будет развиваться. Сами разработчики видят в своем произведении немало недостатков, но планируют исправить их в ближайшее время. По мере устранения этих недочетов GeoVRML будет, вероятно, все больше и больше приближаться по своим функциям к геоинформационной системе, что, в общем, неудивительно, если учесть его назначение.

Интересно, кстати, что на свете существует и GeoHTML. Он представляет собой приложение для разбиения изображения на области, каждой из которых можно поставить в соответствие отдельную гиперссылку.

Анализ списка публикаций по GeoVRML показывает, что эта тема обсуждается на конференциях и симпозиумах, посвященных VRML, вопросам компьютерной графики и картографии примерно в равных долях - таким образом, тема расположена на стыке даже не двух, а трех дисциплин: Интернета,компьютерной графики и ГИС.

Подробно о GeoVRML, включая многочисленные примеры использования и фрагменты кода, можно узнать по адресу: www.geovrml.org.

Версия для печати