ИНТЕРВЬЮ

Значительным событием на сибирском рынке высоких технологий стала стажировка группы новосибирских менеджеров (всего 18 человек, в том числе представители компаний “БЭКАП”, “Нонолет Компьютеры и Телекоммуникации”, “Квеста”, “Магистраль-Телеком” и др.) в Соединенных Штатах Америки. Она была организована в рамках программы SABIT Департамента торговли США после проведенного осенью 1999 г. службой BISNIS того же ведомства маркетингового исследования сибирского компьютерного рынка. “Сибирская” программа включила в себя также посещение ее участниками крупнейшей мировой компьютерной выставки COMDEX/ Spring 2000.

Наш корреспондент Сергей Дьячков встретился с одним из участников стажировки генеральным директором агентства экономической информации “Финансово-информационная служба” (ФИС; www.fis.ru) Александром Музыченко.

PC Week: Какую основную цель преследовали организаторы стажировки, где и как она проходила?

Александр Музыченко: SABIT (Specialized American Business Internship Training) - это программа деловых стажировок, предусматривающая обучение руководителей, менеджеров, ученых из России и стран СНГ. Основной ее целью является ознакомление слушателей со стратегиями развития бизнеса, а также с новейшими маркетинговыми идеями.

Наша стажировка проходила в Вашингтоне, Нью-Йорке и Чикаго. С сибирскими “студентами” занимались профессиональные преподаватели из американских университетов, а также эксперты и консультанты, приглашенные Департаментом торговли США. Обучение проходило непосредственно в американских компаниях.

В Вашингтоне слушателям был прочитан недельный курс по юридическим аспектам бизнеса: сохранению интеллектуальной собственности, патентному праву, особенностям ведения международного бизнеса. Там же прошли занятия по основам современного маркетинга и менеджмента - по подготовке бизнес-планов, созданию альянсов и совместных предприятий, выводу акций компаний на фондовый рынок и т. д. Участники стажировки встречались со специалистами Sun Microsystems и Computer Associates. Интересная, по нашему мнению, встреча состоялась в концерне Dow-Jones.

Программа стажировки была прекрасно продумана: сначала теоретическая часть (как устроен мир высоких технологий бизнеса в США и как видят этот мир американцы), затем посещения крупных американских фирм в Нью-Йорке, в том числе встречи с венчурными капиталистами (вложение венчурного капитала в Рунет, как известно, сейчас одна из тем-“хитов” российского бизнеса). Ну и наконец - “свободное плавание” новосибирских менеджеров среди четырехсот крупнейших американских и международных компаний на COMDEX/Spring 2000 в Чикаго. После чего в Нью-Йорке были подведены итоги состоявшейся стажировки.

PC Week: ваши впечатления от COMDEX/Spring 2000?

А. М.: Главными темами выставки стали технологии электронного бизнеса: информационные приложения, решения по электронной коммерции и операционным платформам, развитие сетей и другие ключевые технологии. Вот цитата, полностью, на мой взгляд, характеризующая основное содержание COMDEX/Spring 2000: “Электронный бизнес становится синонимом бизнеса”. Так заявил Боб Бирман (Bob Bierman), вице-президент и генеральный менеджер COMDEX. Одним словом, выставка показала все более ускоряющееся движение бизнеса в Сеть.

PC Week: Как, с Вашей точки зрения, это движение можно спроецировать на нашу реальность?

А. М.: Понятие “электронный бизнес” прежде всего, разумеется, предполагает новый способ мышления бизнесмена. Оно включает в себя все стороны деловых отношений, осуществляемых в Интернете, в том числе собственно продажи, маркетинг, финансы (платежи и анализ), поддержку и развитие партнерских отношений и т. д. На COMDEX/Spring 2000 громко прозвучал интегрирующий термин “e-conomy” - т. е. “электронная экономика” как современная концепция развития бизнеса.

В России процесс становления электронного бизнеса только начинается. Между тем следует ожидать (прогнозов такого рода достаточно много) быстрого проникновения его идей в российский бизнес. Мероприятия, подобные проведенной стажировке, очевидно, ускоряют течение процесса - поскольку слушатели вернулись в Новосибирск и наверняка постараются применить полученные знания на практике.

PC Week: Как вы собираетесь применить эти знания именно в вашей компании?

А. М.: Наверное, будет уместным немного рассказать о ФИС - тогда планируемые меры станут более понятными. Мы часто говорим своим клиентам: “У информации два лица: первое - собственно информация для принятия решения, второе - информация как реклама, PR, промоушн”. “Финансово-информационная служба” - компания, которая развивает бизнес в Сибири по этим двум направлениям: во-первых, предоставляет сибирским фирмам необходимую им для работы ежедневную финансовую информацию, а во-вторых, занимается Интернет-маркетингом. Мы стремимся быть лидером в регионе по этим направлениям деятельности. Например, с марта этого года мы стали представлять в Сибири американскую компанию Internet Securities Ins (ISI). Основной ее продукт - информационная система ISI Emerging Markets - включает в себя новости ведущих компаний и информационных агентств так называемых развивающихся рынков (стран Азии, Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы).

ФИС сегодня является на рынке Сибири активным проводником идеологии э-бизнеса - так что результаты стажировки лишь подтвердили правильность нашего курса. Начав с разработки Web-серверов для крупных сибирских компаний (www.unilex.ru, www.users.fis.nsk.su и др.), мы естественным образом подошли к развитию электронного бизнеса в регионе.

Так, мы уже применяем полученные знания при разработке нового Web-сервера Новосибирсквнешторгбанка (www.nvtb.ru) - банк развивает комплекс услуг, предоставляемых через Интернет. Кроме того, мы создаем Интернет-магазин для крупнейшего в России производителя олова - Новосибирского оловянного комбината (www.nok.ru). Изменится в свете новых знаний и наш собственный проект городского масштаба - сайт “Хроника. Бизнес. Культура” (www.novosib.ru).

PC Week: Насколько, по вашему мнению, сибирские компании готовы к э-бизнесу?

А. М.: Есть как минимум два непреложных факта. Во-первых, текущие в мировой экономике процессы остановить невозможно. Так что перспективы развития и применения э-бизнеса в Сибири если не безоблачны, то вполне просматриваются.

Во-вторых, Сибирь - это наличие громадных не используемых бизнесом ресурсов, в том числе ресурсов информационных. Поэтому я не рискую прослыть мечтателем, утверждая, что и в Сибири термин э-бизнес достаточно скоро станет просто синонимом слова “бизнес”.

PC Week: Благодарю вас за беседу.

Версия для печати