SofTool’2000 для учёта - и не только

Кризисные времена миновали, и на пороге третьего тысячелетия SofTool опять разнообразен и многолик: в нем, по свидетельству директора выставки Елены Соловей, приняло участие более 200 экспонентов. Состав экспонатов, с одной стороны, традиционен (бухгалтерские и управленческие системы, как обычно, занимали почетное первое место, хотя были представлены практически все виды ПО), с другой - даже по сравнению с прошлым годом заметно обновился - как в результате расширения ранее существовавших, но прежде малочисленных групп, так и за счет появления новых. В частности, расширился спектр ПО для промышленности (АСУ ТП), больше представлено специальных версий для автоматизации различных отраслей деятельности. Это - примета времени: ведь в каждой отрасли производства или услуг идет усиление конкуренции и требования к информационному обеспечению возрастают.

По-прежнему компании, предлагающие системы для автоматизации учета и управления, составляют наиболее многочисленную группу участников (около 30%). Практически все фирмы показали на выставке свои новинки - свежие версии, новые продукты, интересные идеи. О них и пойдет речь.

Автоматизация бухгалтерского учета или автоматизация управления?

Как известно, первые российские разработки в этой области, появившиеся на рынке около 10 лет назад, имели цель облегчить участь (труд) бухгалтера. Бухгалтерский учет как наиболее формализованный вид деятельности послужил неким полигоном, на котором молодые компании пробовали силы. Пробы удались - многие из начинавших тогда фирм выросли, некоторые превратились в крупные компании и корпорации. Претерпели существенные изменения и их продукты, сегодня, пожалуй, уже не осталось ни одного примера разработок, ограничивающихся лишь бухгалтерским учетом: почти все компании заявляют о том, что они предлагают пользователям систему управления (одни - с большим на то основанием, другие - с меньшим). Все понимают, что спрос движется в сторону комплексных решений, как можно полнее охватывающих учетную и производственную деятельность предприятия. Кто-то уже осознал, что современную систему управления предприятием следует строить на базовых принципах менеджмента, где учет (в том числе и бухгалтерский) является лишь одним из элементов, а потому основы для создания таких систем должны быть иными, нежели для бухгалтерских программ. Другие пытаются эксплуатировать накопленный опыт, пристраивая к системе для бухучета дополнительные модули (в частности, Зарплата, Кадры, Реализация, Склад и пр.) и предлагая этот набор пользователю под названием системы управления предприятием; третьи стараются обеспечить комплексность, интегрируя, к примеру, свои складские системы с бухгалтерскими разработками других компаний, а в конечном итоге приходят к необходимости разработки собственных модулей такого плана. Так или иначе, но продукты только лишь для бухгалтерского учета уже не предлагает ни одна фирма.

Windows как реальный стандарт

Даже самые стойкие приверженцы ПО для DOS уже понимают, что время этой ОС миновало и сегодня фактическим стандартом для пользователей учетных и управленческих систем становится Windows. Впервые отечественные продукты для Windows начали появляться около пяти лет назад, в числе первых разработчиков такого ПО были компании “Инотек” (www.inotec.ru) и “Ланкс”. Сегодня уже практически все фирмы перешли или завершают переход к Windows-продуктам. Вот несколько примеров с выставки.

В этом году разработки Windows-проекта активно ведет компания “Инфин” (www.infin.ru). Центральное звено комплекса “ИНФИН-Управление” - программа “Инфин-Бухгалтерия 1.3”. Одно из главных ее преимуществ, по мнению создателей, - возможность самостоятельной настройки любого документа и справочника, удобное администрирование пользователей в сети, наличие единого справочника условных обозначений, сбалансированная структура базы данных.

Еще один Windows-модуль комплекса “ИНФИН-Управление” - “Автотранспорт” - предназначен для учета на специализированных предприятиях и предприятиях с автотранспортными цехами. Модуль создан с помощью уникального средства разработки - конструктора экономических задач и базируется на принципах проекта “ИНФИН-Управление”: информация хранится в единой базе счетов и справочников, ввод данных настроен с помощью конструктора экранов ввода и реализован стандартными операциями. Программа “Автотранспорт” позволяет выписывать и закрывать путевые листы; вести учет ГСМ, автошин, запасных деталей и агрегатов, а также начислять зарплату водителям и вести расчеты с заказчиками.

О выходе продукта под Windows заявила и фирма “Бухгалтерия КомТех” (www.comtec.ru) - это “Бухгалтерский комплекс КомТех”. Система включает общий бухгалтерский учет, а также модули Зарплата, Основные средства и МБП, Товарно-материальный учет. Как считают создатели комплекса, его главная особенность - ориентация на рядового бухгалтера. Настроить данную программу на технологию учета своего предприятия, обеспечить должный уровень аналитики и наглядности представления информации сможет и непосредственно бухгалтер (независимо от разработчика). К ее достоинствам следует отнести построение на основе принципа сквозной аналитики “от первичного документа”, а также наличие специальных бухгалтерских инструментов - готовых решений в виде формализованных запросов в привычном для бухгалтера виде (оборотные ведомости, журналы-ордера, главные книги, стандартные печатные формы Госкомстата, типовые алгоритмы расчета в документах, алгоритмы формирования бухгалтерских проводок). Кроме того, система решает как прямые, так и обратные задачи учета, позволяет восстанавливать учет.

Интересно, что обе упомянутые Windows-системы (“Инфин” и “КомТех”) реализованы в архитектуре клиент-сервер на базе Sybase SQL Anywhere. Выбор SQL Anywhere компании обосновывают ее высокой надежностью и относительно небольшой стоимостью.

Продолжает разработки своих продуктов в ОС Windows и компания “Инотек”. Так, на выставке представлена комплексная программа бухгалтерского учета “Инотек Бухгалтер Эксперт”. Модуль Финансы в ней оснащен целым рядом принципиально новых функций - корзина удаленных проводок, 32-е число (проводки, не входящие в обороты ни одного месяца), механизм генерации отчетов, облегчающий редактирование выходных форм, кнопки типовых операций и др.

Еще одна последняя разработка этой компании - “Документооборот”, здесь представлены типовые схемы, позволяющие построить КИС на основе программного комплекса “Инотек Бизнесмен” и охватывающие бухгалтерский, складской и кадровый учет, учет договоров, взаиморасчеты с контрагентами и пр.

Очередную версию своего продукта “Инфо-Бухгалтер 8.2” представила на выставке и компания “Инфо-1” (www.ib.ru). Она также объявила о скором выходе принципиально новой программы - “Инфо-Бухгалтер-2000”, созданной для автоматизации бухгалтерского, складского, кадрового, финансового учета, учета документов и решения других задач в смежных областях. Этот продукт будет представлять собой мощную платформу для построения самых сложных готовых решений в области задач управленческого учета. Для конечного пользователя “Инфо-Бухгалтер-2000” снабдят набором настроек, представляющих собой предустановленные данные и программы на специальном языке, запускаемом поверх ядра “Инфо-Бухгалтер-2000”.

О разработке под Windows заявила и компания “Софт-Вест” (www.soft-west.ru): ее продукт для автоматизации торговых предприятий “Домино 8” стал полноценным 32-разрядным Windows-приложением и в новой версии может функционировать практически со всеми СУБД на любой платформе, включая Clarion, Pervasive. SQL 2000, MS SQL Server, Sybase Adaptive Server и Oracle (состав поддерживаемых СУБД планируется расширять).

Комплексность - согласно требованиям рынка

Как упоминалось выше, сегодня рынок уже перерос простые бухгалтерские системы и требует комплексного подхода к автоматизации. Такие компании, как “Инфин”, “КомТех”; “Инфо-1”, наращивают функциональность, идя от бухгалтерского ядра своих систем, другие (о них ниже), наоборот, добавляют бухгалтерские модули, считая ядром торгово-складскую систему.

Один из примеров подобного подхода - программа “Домино 8”. Ее новая версия автоматизирует не только такие функции управления торговой компанией, как связь с кассами и другим электронным торговым оборудованием, товарные операции, коммерческую деятельность, но и бухгалтерский учет, получение аналитической отчетности.

Другим примером программы, предназначенной для торговли и желающей стать комплексной, будучи дополненной модулем бухгалтерского учета, является новая версия продукта “ФОЛИО WINСклад 7” (на основе БД MS SQL Server 7.0) для малых, средних и крупных фирм розничной и оптовой торговли (фирма “Фолио”, www.folio.ru). Кроме пополнения функциональных возможностей, важных для складского учета (дополнены способы расчета учетных цен, отчеты, усовершенствованы средства обмена данными и защиты доступа, расширены возможности экспорта в бухгалтерские системы “Инфин”, “Парус-Бухгалтерия 7”, “1С:Бухгалтерия 7.7” и т. д.), на выставке представлен пререлиз бухгалтерского модуля, связанного со складской программой в единый комплекс для автоматизации торгового предприятия. Бухгалтерия также написана в технологии клиент-сервер (для БД на MS SQL Server 7.0). Достоинства этой бухгалтерской системы - наличие системы согласования справочников со складским комплексом, чувствительность коррекции документов склада и проводок бухгалтерии, возможность добавления и гибкой настройки пользователем объектов учета и аналитических разрезов.

Компания “1С” (www.1c.ru), как всегда, подготовила к выставке целый букет новых версий, конфигураций и редакций своих продуктов. Среди них - редакция 8.5 типовой конфигурации “Торговля+Склад”. В этом продукте усовершенствованы функциональные возможности ПП “1С:Торговля и Склад”: введена новая операция быстрой продажи, изменен порядок оформления и регистрации счетов-фактур при комиссионной торговле; усовершенствован алгоритм учета налога с продаж и т. д.

Свою систему управления предприятием розничной торговли под названием “Посейдон” продолжает продвигать компания “Пилот” (www.pilot.ru). Как считают разработчики, невысокая стоимость лицензии ($790) и отсутствие ограничений на количество подключаемых POS-терминалов делает этот продукт оптимальным решением для современного торгового предприятия - от бутика до супермаркета. “Посейдон” тесно интегрирован с ПП “Профи-Т” (также разработка компании “Пилот”), предназначенным для управления работой POS-терминалов, и имеет возможность сопряжения с распространенными бухгалтерскими программами (“1С:Бухгалтерия”, “Парус”, “БЭСТ”, “Инфин” и др.).

Не только универсальность и комплексность, но и отраслевая направленность

Ориентированность ПО на отраслевую специфику сегодня - примета времени; на выставке разработки такого рода можно было увидеть на многих стендах.

Так, помимо уже упомянутого модуля “Автотранспорт” компания “Инфин” показала новую версию программы “Квартплата 9.5”, которую легко адаптировать под изменяющиеся условия работы жилищных организаций. В программе можно настраивать любые виды расчетов, вести лицевые счета и лицевые карточки квартиросъемщиков, учитывать изменения тарифов на жилую площадь, центральное отопление, холодную и горячую воду и т. д.

Заслуживает внимания и разработка для общепита “Калькуляция 9.5”, которую целесообразно использовать для ведения учета как по себестоимости, так и в ценах реализации.

Компания “Фолио” представила на выставке новый модуль, предназначенный для ювелирных секций, отвечающий специфике учета изделий из драгоценных металлов (фиксируется не только их количество, цена, но и масса). При небольшой дополнительной настройке данный модуль можно использовать в торговле тканями (там для товаров также учитываются два независимых количественных показателя - метры и рулоны) и древесиной (кубометры и погонные метры, штуки).

Из новых отраслевых ПП компании “1С” (разработанных совместно с фирмами “1С-Рарус”, www.rarus.ru, и “Весь Учет”) следует отметить конфигурацию “Бухгалтерский учет для сельскохозяйственного предприятия” (и ее вариант с упрощенным планом счетов - “Бухгалтерский учет для фермерских хозяйств”). Данные продукты содержат дополнительные функции, обусловленные особенностями бухгалтерского учета в сельском хозяйстве: например, предусмотрена возможность отражения натуральных показателей в трех физических единицах измерения, а также учета поголовья скота и птицы, “кормоединиц”, “машино-дней” услуг автотранспорта и т. д. Имеется более 20 специализированных отчетов для сельскохозяйственных предприятий и ряд отчетов для фермерских хозяйств (в соответствующих конфигурациях).

На выставке также было представлено ПО для строительства, в частности, для расчета строительных смет (“ЭРТИ”, www.winavers.ru; “ТЖВ-Софт”, www.winsmeta2000.ru; “СтройСофт”). Еще одной разработкой в этой области является серия отраслевых программ “ИМПУЛЬС: Строительство” (версии 1.0 и 2.0), каждая из которых представляет собой конфигурацию (настройку) для “1С: Бухгалтерии 7.7” (версии Стандартная, ПРОФ, для SQL; разработчик - компания “Импульс”, www.impuls-ivs.ru).

Программы для управления

Заявляя об автоматизации управления предприятием, большинство компаний отдают себе отчет в том, что такие программные комплексы должны быть реализованы на других, нежели бухгалтерские, принципах.

В этом году компания “Интеллект-Сервис” (www.bestnet.ru) продолжила активное продвижение в данном направлении. На выставке были представлены новые версии трех программных комплексов - “БЭСТ-Офис” (для управления малым предприятием), “БЭСТ-ПРО” (для управления производственными предприятиями, сферой торговли и услуг) и “БЭСТ-Компания” (для управления средними и крупными предприятиями оптовой торговли). На выставке первая из этих программ - “БЭСТ-Офис” - предлагалась посетителям всего за 100(!) рублей. Коробки с программами расходились, как горячие пирожки.

Компания “Эльбрус Технолоджис” (www.elbrus.ru) показала современную комплексную интегрированную систему управления предприятиями “Эльбрус Энтерпрайз”, основанную на модульно-компонентном построении. Кроме того, компания развивает привлекательную маркетинговую политику: после выплаты клиентом определенной суммы фирма заключает с ним договор на индивидуальный тарифный план, который подразумевает специальные цены. Добавление необходимых компонентов происходит в соответствии с ценами этого плана, поэтому можно “наращивать” систему согласно своим возможностям и потребностям.

Шагаем в Интернет

Сегодня на рынке широко представлены не только корпоративные информационные системы для учета и управления, но и многочисленные решения для ведения электронной коммерции (Интернет-магазины, торговые порталы, виртуальные аукционы и пр.), также весьма актуальные и вызывающие несомненный интерес. Многие компании начинают задумываться о применении возможностей Всемирной паутины для ведения бизнеса, его расширения и обновления. На выставке ряд компаний (“Акант”, www.acant.ru; “Альтер-Вест”, www.uw.ru; “Гроссмейстер”, www.gm.ru; “Формоза-Софт”, www.formoza-soft.ru и др.) показали готовые решения для э-бизнеса.

Корпорация “Парус” (www.parus.ru) представила новое решение “ПАРУС-ON-LINE”, в котором объединены управленческие и учетные функции корпоративной информационной системы “Парус 8.хх” и коммуникационные возможности Интернет-технологий. С помощью этой системы бизнес любого предприятия или компании несложно организовать таким образом, чтобы в базе данных компании поставщики могли самостоятельно регистрировать свои предложения по материальным ресурсам и сырью, а потребители - оставлять свои заказы на готовую продукцию; при этом каждый пользователь работает только с той информацией и с теми бизнес-функциями, которые соответствуют его правам доступа. Благодаря специальным функциям модуля Администратор можно проводить интерактивную настройку Web-интерфейсов для любого раздела системы (определяются состав, название и размещение полей, указываются поля, обязательные для заполнения, и пр.). Кроме того, генерация Web-интерфейсов может производиться автоматически на основании пользовательских настроек и поставляемых ASP-сценариев (Active Server Pages).

Именно специализированные функции Администратора и ASP-сценарии составляют основу ON-LINE-расширения системы “Парус”, которое позволит объединить внешние и внутренние приложения и данные компании в единое информационное пространство, включающее также производителей и поставщиков и способное к динамическому взаимодействию с внешней средой (Интернетом).

На выставке была продемонстрирована другая новинка корпорации - решение “Управление взаимоотношениями с клиентами”.

Для бюджетных организаций

Еще памятны времена, когда на выставках разработчики ПО, представляя свои продукты для автоматизации бухучета, добавляли: программу можно настроить для ведения учета в бюджетных учреждениях, она имеет соответствующий план счетов.

Однако корпорация “Парус”, начинавшая свой путь с разработок именно для бюджетных учреждений, практически с самого начала своей деятельности пропагандировала другое мнение: не может один продукт соответствовать требованиям “хозрасчетного” и “бюджетного” учета, наличия соответствующего плана счетов для этого недостаточно. Для бюджетных учреждений надо создавать специальные версии, которые могут (и должны) местами довольно существенно отличаться от продуктов для коммерческих организаций, потому что различия в ведении учета здесь более существенны, нежели просто несоответствие плана счетов.

Это был правильный путь, и сегодня мы видим именно такую ситуацию - многие компании имеют отдельные версии своих систем для автоматизации учета в бюджетных организациях. Например, фирма “ДИЦ” (www.dic.ru) с 1999 г. продвигает свою систему “Турбо Бухгалтер 6.5 Бюджет”; “Инфин” на выставке показал новую бюджетную версию 9.5 программы “Инфин-Бухгалтерия”, которая полностью отвечает принятым в последнее время нормативным актам, включая приказ Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н. В соответствии с обновлением нормативной базы в продукте изменены структура счетов и субсчетов, а также формы документов.

Компания “1С” продемонстрировала новую редакцию конфигурации “Бухгалтерия для бюджетных организаций”. Пользователям, работающим с предыдущей версией 7.5 “1С:Предприятия”, фирма “1С” не только предоставляет возможность бесплатного получения новой редакции “Бухгалтерии для бюджетных организаций”, но и обеспечивает бесплатную замену программного продукта системы “1С:Предприятие 7.5”, включающего компонент “Бухгалтерский учет”, на аналогичный программный продукт версии 7.7.

Корпорация “Парус” также предлагает очередную “бюджетную” версию своего продукта, в которую включены новые модули, связанные с переходом на казначейскую систему.

Другие новинки

С интересным начинанием выступила фирма “Инэк” (www.inec.ru), предложившая пользователям поучаствовать в проекте под названием “Твоя бухгалтерская система”. Желающие могут до конца года бесплатно получить бета-версию “Инэк-Бухгалтерия” и работать с ней. Компания намерена учесть замечания и предложения, высказанные пользователями. Последние кроме всего прочего получают от “Инэка” скидки на обучение и бесплатное годичное сопровождение системы.

Помимо семинаров и презентаций, традиционных для SofTool’а, в этом году здесь прошла конференция “Информационные технологии в России XXI века”, которая в рамках четырех секций затронула наиболее актуальные вопросы ИТ: “Перспективы Интернет-экономики для российских предприятий”, “Технологии управления в условиях рыночной экономики”, “Автоматизация конструкторско-технологической подготовки производства” и “Современные тенденции в области АСУ ТП”.

По свидетельствам многих участников выставки, она прошла в этом году гораздо активнее, чем в прошлом. Пожелаем ей успеха в новом тысячелетии.

Версия для печати