Специальный сбор с получателей рабочих виз формы H-1B не ослабил зависимость американской ИТ-индустрии от импорта квалифицированной рабочей силы

В сентябре 1998 г. крупные представители американской ИТ-индустрии, такие, как корпорация Oracle и фирма Sun Microsystems, потребовали значительного увеличения квоты на выдачу рабочих виз формы H-1B для компенсации хронического дефицита кадров с необходимой квалификацией.

Администрация Клинтона поставила условие: никаких дополнительных виз H-1B без выделения средств на переобучение американских граждан, с тем чтобы и они могли занять часть высокооплачиваемых вакансий. Конгресс не стал спорить и наложил на каждого получателя визы H-1B сбор в сумме $500 в специальный фонд, значительная часть которого идет на оплату обучения американцев. Президент объявил о своей победе.

“Для решения проблемы дефицита квалифицированных кадров и сохранения за Америкой конкурентного преимущества мы должны предоставить американцам дополнительные возможности для продолжения обучения и повышения квалификации”, - заявил он при подписании билля об увеличении годовой квоты на выдачу виз H-1B с 65 до 115 тыс. на 1999 и 2000 финансовые годы и до 107 тыс. на 2001 финансовый год. В документе предусматривалось взимание дополнительной платы за визу и ужесточение контроля со стороны Министерства труда за работодателями, с тем чтобы не допустить увольнения американцев и замены их менее высокооплачиваемыми иностранными специалистами.

И вот теперь, два года спустя, когда введенный сбор принес уже 153,7 млн. долл., американские работодатели и законодатели в один голос заявляют, что финансируемые из этих средств программы обучения так до сих пор и не дали сколько-нибудь значительного результата. Конгресс уже готовит три новых билля, предусматривающих дальнейшее увеличение квоты на визы H-1B и в некоторых случаях размера “учебного” сбора, а работодатели из ИТ-индустрии и отраслевые группы требуют перемен в распределении собираемых средств. По их мнению, фонд следует вывести из-под опеки Министерства труда и других государственных учреждений и передать под контроль специальных региональных объединений, представляющих интересы бизнеса, сферы образования и труда, таких, например, как организация Information Technology Association of America (ITAA, Арлингтон, шт. Виргиния).

С кого взимается дополнительная плата за выдачу визы H-1B?

Источником  дополнительных  сборов  являются  компании,  специализирующиеся в сфере ИТ

и использующие  иностранных  работников, которые въезжают в страну по визам формы H-1B.

Согласно  данным  Службы  иммиграции,  в  период с  мая 1998 г. по июнь 1999 г. наибольшее

число выданных виз получили работники сферы высоких технологий. Вот детальная статистика:

Данные eWeek также свидетельствуют о том, что программы переобучения, финансируемые за счет сборов с получателей виз H-1B, не способствуют сокращению зависимости ИТ-отрасли от импорта талантов из-за рубежа. Опрос, проведенный среди участников программы Bay Area Video Coalition (BAVC), осуществляемой под эгидой Министерства труда, не выявил ни одной компании, которая сократила бы привлечение иностранных специалистов благодаря этой программе. А ведь в ней участвуют такие фирмы, как Adobe Systems, Bank of America, Wells Fargo & Co. и Xceed. Кстати, многие из опрошенных PR-менеджеров вообще не были знакомы с BAVC.

Впрочем, даже крупные фирмы, активно интересующиеся программами обучения, считают, что они не облегчают достижение поставленной цели. Корпорация Sun, например, не только выделяет на такие программы наличные средства и оборудование, но также принимает участие в составлении учебных курсов. Тем не менее эффект от них с точки зрения уменьшения необходимости в иностранных работниках для самой компании практически равен нулю.

В чем же дело? Почему Sun не заполняет вакантные места прошедшими переобучение американцами? Да потому, что, если верить представителю компании по связям с общественностью, по уровню квалификации они сильно уступают иностранцам: “Конкретные данные никто не собирает, но у всех сотрудников Sun с визами H-1B уровень подготовки очень высок”.

Огромный разрыв между высочайшей квалификацией обладателей виз H-1B и базовым набором знаний и умений большинства выпускников учебных курсов, финансируемых за счет привлекаемых из-за рубежа специалистов, отмечают и другие представители сферы ИТ. Если иностранцев зачастую можно сразу ставить на ответственные должности (системного аналитика или администратора базы данных), то выпускникам программ переобучения можно доверить только сравнительно несложную работу, например в службе технической поддержки клиентов. Разрыв в уровне квалификации столь велик, что на вопрос о перспективах замены импортных талантов доморощенными представители многих корпораций просто не знали, что ответить.

Таким образом, хотя сами по себе программы переобучения, осуществляемые Министерством труда, несомненно, являются стоящим делом, они не имеют никакого отношения к проблеме зависимости от высококвалифицированной иностранной рабочей силы - таково мнение одного из главных участников продвижения нынешних законодательных инициатив в отношении виз H-1B на Капитолийском холме члена Палаты представителей от демократической партии Зо Лофгрен. “Сравнивать этих работников так же бессмысленно, как яблоки с апельсинами, - заявила она корреспонденту eWeek. - Минимальное требование [по уровню образования] к претенденту на получение визы H-1B - звание бакалавра *1, а в реальности половина обладателей имеет звание доктора философии *2. Обучение - это хорошо, но шестимесячные курсы не заменят аспирантуры или докторантуры по ядерной физике”.

_____

*1. Соответствует диплому техникума.

*2. Соответствует степени кандидата наук.

В чем же слабое место программ переобучения, финансируемых за счет дополнительных сборов с иностранных специалистов ? Многие обозреватели считают, что все дело в способе распределения фондов. Согласно ITAA, проблема заключается в том, что львиная доля средств фондов производственного обучения и повышения квалификации (точнее - 56,3%) распределяется Министерством труда и лишь 28,2% выделяется на стипендии Национального фонда развития науки (см. диаграмму “Кто участвует в дележе пирога H-1B?”). По мнению руководства ITAA, Министерство труда - слишком неповоротливая организация, чтобы успешно решать задачи массовой подготовки высококвалифицированных кадров для ИТ-индустрии в соответствии с динамикой ее развитиия. “Мы с самого начала беспокоились, что деньги не удастся потратить с пользой, и в определенной степени наши опасения оправдались, - заявил президент ITAA Харрис Миллер. - Министерство труда не торопится расставаться с деньгами. Все их процедуры глубоко бюрократизированы. Мы были бы рады известить Конгресс о том, что благодаря собранным при выдаче виз миллионам появилось X отечественных ИТ-специалистов на наши вакансии, но, к сожалению, не можем”.

Кто участвует в дележе пирога H-1B?

В 1999 г. служба иммиграции  (INS)  получила  с  компаний,  приглашающих на

работу иностранных  работников  с  предоставлением  визы  по форме H-1B, ни

много ни мало 73 502 500 долл. В нынешнем году дела идут еще лучше: когда

мы  собирали  информацию  для  статьи,  из  названного  источника  уже  было

получено 80 218 500 долл. Вот как делится этот пирог:

Не только в сфере ИТ недовольны тем, как тратятся деньги, предназначенные на обучение. Порядок распределения средств соответствующих фондов был подвергнут критике в недавнем отчете Главного бюджетно-контрольного управления США. В нем отмечается отсутствие надлежащей четкости в распределении финансов, обусловленное, в частности, тем, что Министерство труда никогда не было в состоянии точно определить, каких именно ИТ-специалистов следует готовить.

Еще одна проблема, по словам Миллера, состоит в том, что Министерство все время концентрировало внимание на людях, которым для занятия вакансий необходим слишком большой объем обучения. Для их подготовки требуется так много времени, что в ближайшей перспективе они не могут сыграть никакой роли в удовлетворении потребностей отрасли. “На протяжении всей своей истории Министерство труда только и делало, что занималось людьми, не имеющими вообще никакой квалификации, пытаясь привить им хотя бы базовый набор навыков”, - посетовал Миллер.

В мае ITAA выступила против предложения о значительном повышении “учебного налога” на визы H-1B и настаивает на передаче контроля за распределением фондов специальным региональным объединениям, в которых были бы представлены и ИТ-компании.

Официальные лица, отвечающие за программы обучения, не пытаются оспаривать того факта, что их выпускники - в основном малоквалифицированные работники, способные занимать лишь низшие должности, и в оправдание приводят аргумент, что многие из этих программ существовали и до введения сборов с обладателей виз H-1B. Опыт двух лет осуществления программы производственного обучения BAVC свидетельствует о необходимости восполнять очень многие пробелы в образовании слушателей, прежде чем они перейдут к компьютерным дисциплинам. В частности, по словам представителя BAVC по связям с общественностью Гаррика Рамиреза, этих людей приходится учить, как составлять резюме и проходить собеседование при приеме на работу. “Им нужно привыкать к протоколу и усвоить ряд простых вещей, в том числе - появляться в назначенном месте в назначенное время”, - пояснил Рамирез.

Что решит по поводу доплаты за визы H-1B Конгресс 106-го созыва?

В настоящее  время  в  Конгрессе  США  прорабатываются  три  билля,  охватывающие

проблематику H-1B. Некоторые  из  них  помимо  увеличения  квоты  на  выдачу  виз по

этой форме предусматривают повышение  сбора в фонд  переподготовки американских

граждан. Кроме того, предлагается  скорректировать  список  получателей этих денег и

уточнить, на какого рода обучение их следует расходовать. Вот краткое сравнительное

описание всех трех биллей.

Все это, впрочем, не означает, что критикуемые программы вовсе никуда не годятся. Они, правда, не решают поставленной перед ними задачи сокращения потребности в привлечении иностранных кадров, но иногда оказывают положительное влияние на судьбу и карьеру прошедших обучение людей. Сэмюэль Кресс - один из них. Прежде чем найти свой путь в жизни, он получал государственное пособие по социальному обеспечению. Благодаря поступлению на курсы по работе с цифровыми носителями MediaLink, за четыре месяца Сэмюэль освоил азы языка HTML, работу с дизайнерскими программами (такими, как Photoshop и Illustrator фирмы Adobe Systems), научился писать сценарии на JavaScript, CG и PERL и с этим набором знаний сумел устроиться на должность программиста. В июле его наняла компания Global Partners (Уиндзор, шт. Калифорния), специализирующаяся на Web-хостинге и других услугах. Вместо $300 в неделю государственного пособия Кресс получает теперь $35 в час. Однако это намного меньше, чем зарабатывают ИТ-специалисты (к их числу принадлежат и обладатели виз H-1B), обладающие навыками, в которых отрасль нуждается в наибольшей степени.

Но для Кресса это гигантский шаг вперед. “Знакомство с BAVC - одна из главных удач, выпавших на мою долю, - поделился Кресс. - Передо мной открылась дверь, за которую я иначе никогда не мог бы ступить. Я и не мечтал, что смогу зарабатывать $35 в час”. Ирония судьбы заключается в том, что своим успехом Кресс в равной мере обязан предоставленной ему возможности пройти обучение и слепому случаю. Он прошел четыре собеседования и не нашел работы, несмотря на отчаянную ситуацию, в которой, согласно уверениям, находятся высокотехнологические компании. Нанимать сотрудников без практического опыта никто, как показывает история Кресса, не спешит. В конце концов он получил должность благодаря тому, что мать его невесты, клиент Global Partners, замолвила за него словечко перед руководством компании.

Хотя программы обучения, финансируемые за счет виз H-1B, открывают определенные перспективы перед людьми вроде Кресса, ИТ-компаниям, нуждающимся в высококвалифицированных работниках, от них мало толку. Руководство ITAA считает, что причина кроется в неправильном распределении средств между различными программами, но специалисты из сферы образования склоняются к другому объяснению: быстро восполнить дефицит рабочей силы с необходимыми для индустрии навыками нельзя в принципе. Ну а если все-таки допустить такую возможность, ее реализация, вероятно, потребовала бы совершенно иных затрат, заметно превышающих общую сумму сборов с получателей рабочих виз. К концу года Министерством труда будет распределено грантов на сумму около 83 млн. долл., что позволит обучить примерно 5 тыс. американцев - мизер в сравнении со спорной, но часто приводимой оценкой ITAA числа вакансий в сфере ИТ: 840 тыс. рабочих мест.

Каковы бы ни были причины сложившейся ситуации, работодатели в ИТ-сфере считают, что обучение американцев за счет средств, собранных с получателей виз H-1B, не дало тех результатов, на которые рассчитывало, в частности, Министерство труда, полагая, что таким образом сможет уменьшить дефицит квалифицированных кадров и снизить потребность в специалистах из-за рубежа.

Какой из трех биллей будет действовать впредь?

Сегодня крайне трудно найти того, кто удовлетворен нынешним законодательством в отношении виз H-1B. Американские ИТ-компании недовольны размером годовой квоты на выдачу виз H-1B (115 тыс.) и выступают за ее увеличение. Кроме того, они хотели бы участвовать в распределении собираемых средств. Законодатели, требующие реформ в данной области, считают, что импорт ИТ-специалистов из-за рубежа ущемляет интересы местных граждан, а финансирование программ переобучения за счет средств, собираемых при выдаче виз, - скорее красивый жест, чем действенная мера. В свою очередь государственные контролеры не довольны тем, как осуществляется управление этими программами. Одно из замечаний Главного бюджетно-контрольного управления США в адрес Министерства труда заключается в том, что оно не собирает данные о потребности в работниках тех или иных специализаций в ИТ-сфере и в результате не может точно обосновать распределение средств.

И вот теперь все заинтересованные стороны получили возможность защитить свои интересы на законодательном уровне. Конгресс занялся рассмотрением трех конкурирующих биллей (они в любой момент могут быть поставлены на голосование) о внесении изменений в программу выдачи виз H-1B.

Речь идет о биллях: S.2045 - авторы сенаторы от штатов Мичиган и Юта Спенсер Абрахам и Орин Хатч (оба республиканцы); HR.3983 - авторы члены Палаты представителей от шт. Калифорния республиканец Дэвид Драйер и демократ Зо Лофгрен; HR.4227 - автор член Палаты представителей от шт. Техас республиканец Ламар Смит. Билль Драйера - Лофгрен предусматривает увеличение годовой квоты на выдачу виз по форме H-1B до 200 тыс. и самое значительное по сравнению с другими документами повышение дополнительного сбора - до $1000 за визу. Билль Смита отменяет на три года квотирование и увеличивает размер сбора на $200, которые должны пойти на ускорение процедуры выдачи виз. Наконец, билль Абрахама - Хатча оставляет размер сбора без изменений и увеличивает квоту до 195 тыс. виз. Предложения Драйера и Лофгрен самые радикальные в том, что касается распределения собираемых денег. Они предусматривают передачу фондов программ переобучения под контроль региональных консорциумов, объединяющих работодателей, государственные учреждения, учебные заведения и профсоюзы.

Законодатели, в том числе и Лофгрен, наиболее перспективным считают билль Смита, одновременно снимающий ограничение на выдачу виз H-1B и изменяющий схему распределения получаемых при этом дополнительных средств. Работодатели в ИТ-индустрии, если судить по позиции организации Information Technology Association of America, поддерживают предложение Абрахама - Хатча в Сенате и Драйера - Лофгрен в Палате представителей. По словам членов ITAA, эти билли могли бы способствовать ускорению подготовки американских работников для сферы ИТ. “Новая система должна обеспечивать быстрый результат. Необходимо использовать существующую методологию для скорейшего достижения желаемого эффекта”, - заявил президент ITAA (Арлингтон, шт. Виргиния) Харрис Миллер. Для успешного продвижения к этой цели, по его мнению, нужно передать фонды под контроль региональных объединений, представляющих интересы бизнеса, труда и сферы образования. Именно о таких и говорится в билле Драйера - Лофгрен.

Как и следовало ожидать, заядлым критикам программы H-1B не по душе ни один из новых биллей. Известные ее противники, например Джон Майано, программист с 16-летним стажем и председатель профессионального объединения Programmers Guild, заявляют, что программы, оплачиваемые за счет сборов с получателей виз H-1B, никуда не годятся. “Необходимо обучение на рабочем месте, - считает Майано. - Я закончил только один курс программирования... а все остальное освоил в процессе работы”. Считая бесполезной трату миллионов долларов на ненужное обучение, а также имея ряд других претензий к законодательству в области H-1B (в частности, по причине отсутствия в нем необходимых санкций против нарушителей), Майано и его сторонники начали сразу несколько кампаний в прессе против билля Абрахама.

Версия для печати