Новый класс услуг обеспечит широкие возможности при небольших затратах

Телефония нового поколения и конвергенция сетей передачи голоса/данных привели к появлению ряда услуг с широкими возможностями, которыми бы наверняка заинтересовались небольшие предприятия, когда бы не заоблачные цены и тяготы технического обслуживания.

Эту проблему обещает решить появившийся недавно новый класс аппаратуры IP-телефонии, предусматривающий вынос обработки звонков в сеть Интернет. Он делает передовые средства телефонии новым обширным полем деятельности для поставщиков услуг.

Корпорация 3Com (Санта-Клара, шт. Калифорния) представила пакет продуктов и служб на базе протокола SIP (Session Initiation Protocol - протокол инициации сеанса), используя которые, поставщики смогут предложить услуги IP-телефонии компаниям малых и средних масштабов. Цель этого шага заключается в том, чтобы дать поставщикам услуг возможность предлагать телефонные сервисы нового поколения без больших первоначальных вложений в клиентское оборудование.

Комплект продуктов SIP Solutions, анонсированный 3Com на выставке NetWorld+Interop, включает Интернет-телефоны, работающие на основе SIP, ПО управления телефоном для персональных цифровых секретарей (personal digital assistant, PDA), платформу обслуживания клиентов, комплект разработчика приложений и ряд вспомогательных услуг.

“Малые предприятия заинтересованы в подобном решении, которое не требует от них сразу выкладывать большие суммы денег, - рассуждает аналитик из исследовательской фирмы The Yankee Group (Бостон, шт. Массачусетс) Джо Гаган. - Это очень привлекательно для конечных пользователей”.

“Самая суть нашего предложения состоит в том, чтобы дать поставщикам возможность предлагать интеллектуальные услуги, ориентированные на клиентов, - поясняет вице-президент подразделения Internet Communication, Voice Solutions Division корпорации 3Com Ихлак Сидху. - Мы вынесли процессор телефонной системы в Интернет. При такой схеме не нужно размещать у клиента какое-либо специальное оборудование. Для пользователя это означает, что вместо приобретения УАТС ему достаточно просто оплатить абонемент на дополнительные услуги”.

SIP-телефон 3Com имеет все основные функции обычного телефона для работы, включая удержание, перевод и переадресацию звонка. В числе его особых достоинств, основанных на протоколе SIP и обеспечиваемых собственными вычислительными способностями аппарата и интерфейсом Ethernet, - инсталляция по принципу plug and play, свобода перемещения абонента, многопользовательские режимы работы и возможность модернизации ПО, исполняющегося в сети.

Новое устройство позиционируется для покупателей в качестве интеллектуального телефона, поскольку оно выполняет ряд функций, обычно возлагаемых на инфраструктуру узла связи телефонного оператора.

Что касается PDA, то управление SIP-телефонами с их помощью осуществляется через инфракрасные порты, что позволяет переписывать информацию с цифрового секретаря на телефон либо набирать номер прямо из телефонной книги карманного компьютера.

Специально для того, чтобы сделать возможным предоставление такого рода услуг, 3Com предлагает их поставщикам новую платформу SIP Service Platform. В ее состав входят сервер обработки сигнализации SIP Signaling Server, комплект разработчика приложений SIP Software Developers Kit и система поддержки SIP Support System.

Signaling Server выполняет все предусмотренные протоколом SIP операции, включая установление связи с прокси-сервером, переадресацию, переключение, определение местонахождения абонента и автоматическое конфигурирование SIP-телефонов.

В отличие от систем типа Centrex, сервер 3Com устраняется из контура связи после установления соединения.

Support System состоит из БД абонентов, в которой хранятся сведения об их пользовательских предпочтениях, регистрационные данные и коды аутентификации; модуля подключения к сервису и обслуживания клиентов на базе Web; сервера конфигурирования и модернизации, а также системы администрирования сети с поддержкой протокола SNMP - для контроля за состоянием сети в тандеме с ней используется инструментарий OpenView компании Hewlett-Packard.

По словам Сидху, комплект SIP-продуктов 3Com проходит в настоящее время испытания в системах 30 операторов связи и поставщиков услуг, но назвать конкретные компании он отказался.

По данным Гагана из The Yankee Group, SIP-система 3Com успешно прошла проверку на защищенность, и хотя дискуссия в отрасли о возможности достижения средствами VOIP (voice over IP) качества связи обычной телефонии все еще продолжается, “по мнению ряда экспертов, в грамотно спроектированной сети этого вполне можно добиться”.

“Настоящее время можно охарактеризовать как переходный период, - полагает Сидху. - Мы строим новый рынок, и для начала необходимо сделать его пригодным хотя бы для небольшого числа участников; в дальнейшем их круг можно будет расширить. Однако было бы неправильно считать высшей целью технологии IP-телефонии достижение уровня качества обычной телефонной сети. Вы еще увидите, насколько хорошо будут работать эти системы. Качество обычной телефонии станет для них лишь начальным уровнем”.

Все описанные продукты и услуги на базе SIP коммерчески доступны уже сейчас. Согласно официальной информации, стоимость SIP-телефона составляет $395, а цены на оборудование для операторов связи и поставщиков услуг зависят от конфигурации.

Как интегральный единый продукт пакет, предложенный 3Com, - единственный в своем роде, хотя аналитики ожидают проявления активности других производителей на этом направлении в самом скором времени.

Согласно прогнозу исследовательской корпорации International Data, рынок VOIP должен возрасти к 2004 г. почти до 19 млрд. долл. - против нынешних 500 млн.

Версия для печати