КОНФЕРЕНЦИИ

Конференции ATypI (Association Typographique Internationale - Международная ассоциация типографики; см. также www.atypi.org) проходят ежегодно в разных городах мира. Они собирают ведущих художников, занимающихся разработкой шрифтов и книжным оформлением, руководителей и специалистов шрифтовых и издательских компаний и рекламных агентств, изготовителей типографского оборудования, разработчиков программных инструментальных средств, преподавателей дизайна, журналистов, критиков - словом, всех, чья профессиональная деятельность как-то связана с типографикой и шрифтом. В конференции этого года от России участвовали представители компании ParaType, специализирующейся на производстве шрифтов, и группы разработчиков программного пакета FontLab.

От Гутенберга до+

Как и само издательское дело, ATypI отражает неразрывную связь техники и творчества. Каждая конференция имеет специальную культурную программу, связанную с тем городом и той страной, где на этот раз проводится форум. Например, в Бостоне (ATypI-1999) она была посвящена творчеству Уильяма Эддисона Двиггинса (William Addison Dwiggins, 1880-1956), одного из крупнейших американских типографов и дизайнеров шрифта, который большую часть жизни проработал в этом городе. В нынешнем году пунктом “общего сбора” был избран Лейпциг - город, где книгопечатание существует с 1481 года. Именно здесь в 1660 г. вышла в свет первая в мире ежедневная газета. Кстати, каждая конференция ATypI тоже издает свою ежедневную газетку. Этот задорный “боевой листок” внешне очень похож на многотиражку советских времен, а содержанием напоминает стенную газету пионерлагеря. Каждый год она меняет название. Например, в Бостоне газетка именовалась W.A.D. (William Addison Dwiggins), а в Лейпциге - “fracture [d]”, по названию самого знаменитого в Европе и особенно в Германии старинного шрифта.

Редкий экспонат музея искусства

печати в руках дизайнеров

Официальное название конференции 2000 г. - “Цифровой классицизм. Пять столетий шрифта и типографики”. Нынешний год был объявлен в Германии годом Гутенберга - именно в этом году, по наиболее вероятной гипотезе, исполнилось 550 лет с момента выхода в свет знаменитой первой Библии, “набранной подвижными литерами”. Маленькая выставка старинных печатных машин встретила делегатов ATypI уже на вокзале в Лейпциге. Но дорожные впечатления отступили на второй план, едва только гости конференции вошли в здание, где, собственно, она и должна была состояться+ Это была Типография-музей искусства печати (бывшая типография Haag-Drugulin по адресу Нонненштрассе, 38), где собрана редкая по своей полноте коллекция шрифтов и типографского оборудования. Печатные станки разных типов и систем, пуансоны, вырезанные знаменитыми мастерами, матрицы, экспозиция, отражающая весь процесс изготовления шрифтов и сами шрифты всех рисунков и размеров, уложенные в деревянные кассы и готовые к ручному или машинному набору. Именно так делались старые книги, так выпускались сто лет назад газеты+ Теперь это стало историей отрасли, и на прекрасно сохранившемся, действующем оборудовании работают любители раритетов, экспериментаторы-художники и студенты, постигающие в музее основы издательского дела. Традиционные технологии ушли в прошлое с того момента, как процессы допечатной подготовки переселились на компьютерные системы.

Страсти вокруг OpenType

Конференции предшествовал однодневный шрифтовой технологический форум, основной темой которого стали технологии OpenType. Было представлено пять докладов, в том числе от законодателей OpenType - Adobe и Microsoft, а также от Apple. Кроме того, с докладами выступили известный голландский дизайнер Юст ван Россум (Just van Rossum) и автор инструментального средства разработки шрифтов FontLab Юрий Ярмола.

Строго говоря, тема всех докладов была одна и та же: средства и методы производства шрифтов в формате OpenType. Неподдельное внимание, с которым к сообщениям прислушивались разработчики шрифтов, было отчасти вызвано недоверием: насколько перспективен новый формат? Не окажется ли он очередной тупиковой ветвью эволюции, как, например, TrueType GX, в итоге официально похороненный Apple? С другой строны, с форматом OpenType связано немало надежд, в том числе на прекращение более чем десятилетней войны шрифтов TrueType и PostScript. В нем нашли свое воплощение идеи, до того проявлявшие себя в возможностях формата TrueType Open, разрабатывавшегося фирмой Microsoft, и Adobe Multiple Master. Оба эти формата не получили широкого распространения, однако табличная структура TrueType Open, как более современная, легла в основу построения шрифтов формата OpenType. Шрифты OpenType делятся на две большие группы, сохраняя внутренние особенности своих либо TrueType-, либо PostScript-предшественников. Впрочем, для пользователя эти внутренние “родимые пятна” шрифтов при корректной работе всей системы совершенно незаметны.

В каталоге компании Adobe сейчас насчитывается 11 шрифтов (194 начертания) в формате OpenType; примерно столько же предоставляет и Microsoft.

Та ключевая идея, призрак которой бродил в дизайнерском сообществе последние годы и которая (будем надеяться!) свила наконец теплое гнездо в виде формата OpenType, заключается в возможности разделения понятия character (знак таблицы символов, например буква алфавита) и glyph (глиф, т. е. очертание, рисунок, контур знака). Новый формат больше не требует однозначного соответствия знака и глифа. Это означает, что одному и тому же знаку может соответствовать практически неограниченный набор контуров и, напротив, нескольким знакам при выводе на печать (экран) может отвечать один и тот же глиф. Первый случай облегчает обеспечение вариабельности символов при выводе текста, второй - употребление лигатур. Для русской и европейской типографики данные возможности не были насущно необходимы: скорее они придавали красоту, роскошь, типографский шик вроде эффектных росчерков в печатном тексте или качественной имитации рукописного начертания. Однако для набора текстов на арабском языке, где каждая буква алфавита обязательно имеет четыре формы, или на церковнославянском - с титлами, или для индийского слогового письма они жизненно важны.

Экспонаты Типографии-музея искусства печати в Лейпциге

Другая существенная черта OpenType - возможность управлять смещением символов относительно базовой линии строки. Это тоже требуется для типографского воспроизведения текстов на различных языках, хотя оказывается нелишним и в привычной нам типографике.

Теперь чуть подробнее о самих докладах. Представитель Microsoft Typography Апурва Джоши (Apurva Joshi) показал в работе инструмент разработчика шрифтов VOLT 1.0 (Visual OpenType Layout Tool), который острые на язык дизайнеры немедленно переименовали в fault (англ. “ошибка”). Как и следовало ожидать, VOLT строит шрифты OpenType на основе формата TrueType. Это наиболее богатый по своим возможностям инструмент, реализующий все потенциальные особенности шрифтов нового формата. Правда, были отмечены ограничения, связанные с импортом существующих шрифтов OpenType для редактирования в VOLT. Апурва Джоши не преминул сообщить, что международный клуб пользователей VOLT насчитывает уже около 400 участников.

Инструмент разработчика фирмы Adobe, FDK (Adobe OpenType Font Developer’s Kit 1.3), был представлен Томасом Финни (Thomas Phinney). С помощью FDK шрифты OpenType строятся на основе шрифтов Type1 (PostScript) путем добавления к ним новых функциональных возможностей, описанных в виде текстовых файлов. Докладчик подчеркнул стопроцентную совместимость FDK с программным пакетом InDesign (пока только он и Adobe Illustrator полностью поддерживают все возможности, заложенные в формате OpenType). FDK не создает проблем при импортировании файлов, однако уступает VOLT в богатстве функций, в частности в средствах управления смещением символов относительно базовой линии строки.

Юрий Ярмола, программист из Санкт-Петербурга, представил на форуме очередную версию своего программного пакета FontLab 4.0. Для создания шрифтов OpenType FontLab использует лицензированную технологию Adobe и поэтому в основном наследует преимущества и недостатки FDK. Тем не менее, в составе FontLab разработанный Adobe механизм получил заметное развитие, во всяком случае, ему придан удобный пользовательский интерфейс.

Таким образом, шрифтовые дизайнеры не склонны отдавать однозначного предпочтения ни одному из предложенных инструментов. Намного плодотворнее путь их комбинирования, при котором сильные стороны одного продукта компенсируют недостатки другого. Некоторые дизайнеры сами разрабатывают программные средства. Юст ван Россум, например, рассказал о собственном интерфейсе XML для OpenType. Наконец, Джон Дженкинс (John Jenkins) познакомил аудиторию с перспективами включения OpenType в Mac OS 9 и Mac OS X.

Замечателен успех инструмента разработки шрифтов FontLab. Это классический случай “широкой известности в узком кругу”, несмотря на отдельные претензии пользователей к интерфейсу и надежности пакета. Юрий Ярмола докладывал о FontLab и его возможностях дважды: не только на общем технологическом форуме, но и дополнительно в последний день конференции. В кулуарах шел обмен мнениями и взаимные консультации по FontLab: все больше художников-шрифтовиков в разных странах хотят его освоить. FontLab продолжает активно развиваться и совершенствоваться. В 2000 г. на него перешла фирма Linotype Library - случай, достойный внимания, поскольку обычно крупные производители шрифта пользуются собственными инструментальными средствами. Первой же была российская ParaType, сделавшая FontLab своим внутренним стандартом еще в 1998 г.

Кроме основного профессионального средства шрифтового дизайна компания Pyrus/FontLab представила упрощенные любительские программные инструменты для перевода рукописных символов в формат TrueType - ScanFont 3.0 и SigMaker. Хочется отметить и то обстоятельство, что Pyrus/FontLab оказалась в числе спонсоров конференции, наряду с FontShop International, FontShop Germany, Agfa Monotype, Adobe, Tyro Typeworks, Microsoft, P22, Neufville, URW++/ Dutch Type Library, Bitstream, Linotype, Galapagos и ffo agentur GmbH.

На экране, как на бумаге?

Популярной темой разговоров, вопросов и споров на технологическом форуме стали экранные шрифты. Работники самых различных компаний проводят за экранами ПК все больше времени, и это закономерное следствие развития электронной коммерции, электронного делопроизводства, связи с помощью компьютеров. Снизив утомляемость сидящих за мониторами работников хотя бы на несколько процентов, крупная компания получает ежедневную экономию в несколько тысяч долларов. Весомый аргумент в пользу инвестиций в совершенствование экранных шрифтов!

В программе самой конференции тема экранных шрифтов также была отражена, но уже в связи с развитием мультимедиа и сети Интернет. Сетевым аспектам шрифтового дизайна были посвящены доклады Лутца Иле (Lutz Ihle), Курта Вайдеманна (Kurt Weidemann), выступление Дэвида Маршалла (David Marshall) в газете “fracture[d]”. Быть может, со временем нынешние попытки перенести достижения типографики на экран будут вызывать такую же улыбку, как сходство с каретой, тщательно пестуемое в облике первых автомобилей. Не исключено, что на Интернет-сайте будущего не останется ничего общего с выпускаемым параллельно печатным изданием, кроме информационного скелета. Но так или иначе, упор на экранные шрифты был сделан во многих представленных на ATypI каталогах. Например, Microsoft Typography показала узенький убористый шрифт без засечек под названием “Нина” (не путать с одноименным рукописным шрифтом из каталога “ParaType”, разработанным в 1995 г.). “Нина” создана специально для Microsoft одним из ведущих шрифтовых дизайнеров современности Мэттью Картером (Matthew Carter) и техническим экспертом компании Agfa Monotype Томом Рикнером (Tom Rickner). Шрифт предназначен исключительно для карманных устройств под управлением ОС Windows CE и не поступит в свободную продажу. В гонке за самую плотную печать “Нина” процентов на десять опередила шрифт “Тахома” и еще более - шрифт “Вердана”, на основе которого и была создана. Вероятно, такое достижение объясняется в первую очередь даже не дизайном, а ручной разметкой (хинтованием) шрифта. Обычно процесс разметки проводится автоматически, что не дает высокого качества. Вместе с тем при выводе на бумагу преимущества “Нины” как экранного шрифта практически не видны: читаемость ухудшается примерно настолько, насколько возрастает плотность текста.

Кто рисует буквы

Теперь о главных героях события - шрифтовых дизайнерах. Круг их действительно узок. И это при том, что объемы копирования шрифтовых файлов, по-видимому, намного превосходят объемы копирования других типов программного обеспечения. Но кто создает шрифты? Во всем мире число шрифтовых дизайнеров едва ли превышает тысячу человек. Исключим тех, кто занимается шрифтовым экспериментом и акцидентным шрифтом, редко и недолго используемым в повседневной жизни, и получим еще более удивительную цифру - не более двухсот. Получается, что эта немногочисленная, мало кому известная элита определяет облик буквально всего, что верстается и печатается в мире.

Рабочий момент конференции. Линнеа Линдквист (Adobe

Systems) и Владимир Ефремов (“ПараТайп”)

В кулуарах конференции шло вдохновенное обсуждение засечек, акцентов, капель, выносных элементов и прочих статей шрифтового экстерьера. Многие доклады посвящались тому же... Встретились художники разных стран и культур, долгие месяцы общавшиеся друг с другом только по электронной почте. Пройдут недели, может быть, месяцы, и впечатления конференции будут внесены в рисунок уже существующих и вновь создаваемых шрифтов. А те разлетятся по десяткам, сотням и тысячам компьютеров (чаще, увы, нелегально, чем в соответствии с буквой закона).

Правда, европейская и американская типографика лучше знает своих героев, нежели отечественная. На второй день конференции, вечером состоялось торжественное вручение медали TDC (Type Directors Club) художнику шрифта Гюнтеру Герарду Ланге (Gunter Gerhard Lange). В течение почти тридцати лет Гюнтер Ланге был главным художником знаменитой фирмы H. Berthold, установившей высокие стандарты качества в области шрифтовых разработок. “Я - служитель текста”, - сказал он на церемонии вручения награды. Гюнтером Ланге разработано около трех десятков гарнитур, как оригинальных (Arena, Boulevard, Champion, El Greco, Concord и др.), так и современных версий известных исторических шрифтов. К сожалению, большинство работ Ланге в России малоизвестно по причине отсутствия адекватных кириллических версий.

Медаль TDC (диаметром 4 дюйма, т. е. 10,16 см, о чем не преминула сообщить все та же неугомонная “fracture [d] ”), присуждается международным клубом за выдающиеся заслуги в области типографики. Первым ее удостоился Германн Цапф (Hermann Zapf) в 1968 г. В последующие годы этой наградой TDC были отмечены многие знаменитые шрифтовые дизайнеры, в том числе Адриан Фрутигер (Adrian Frutiger), Эд Бенгет (Ed Benguiat) и Мэттью Картер. Церемония проходила на территории Академии графики и искусства книги, которую Гюнтер Герард Ланге и сам окончил в 1945 г. С приветственными речами выступили ректор Академии Руди Баур (Ruedi Baur), исполнительный директор TDC Кэрол Уолер (Carol Wahler), член Совета ATypI Максим Жуков, а также один из двух организаторов конференции, художник Эрик Шпикерманн (Erik Spiekermann), автор шрифтов (Meta, ITC Officina Sans, ITC Officina Serif и др.) и нескольких замечательных книг, с трудом переводимых на русский язык из-за присущего им редкого единства текста и дизайна. В тот же вечер состоялось еще одно приятное событие - присуждение именной стипендии TDC в размере $750 одному из лучших студентов Академии скульптору Филиппу Арнольду (Philip Arnold).

“Буква:раз!” выходит на старт

Конкурсы - отличный способ стимулировать разработку новых шрифтов. Шрифтовые конкурсы проводятся постоянно, их организуют крупные фирмы и дизайнерские объединения, в том числе Type Directors Club (TDC), компании Linotype, ParaType, а теперь и ATypI. Зарождение нового конкурса под названием “Буква:раз!” показательно: в мире растет потребность в шрифтах различных систем письма, пригодных для работы с текстами на самых разных языках. Предстоящее состязание, о котором было объявлено в последний день конференции, свидетельствует о стремлении устроителей стимулировать создание шрифтов для разных языков и алфавитов.

Исторически в компьютерном мире сложилась диспропорция во внимании, уделяемом разным вариантам письменности. Так, в кодировку ISO Latin 1 укладываются английский, вся группа европейских языков и некоторые другие, например суахили, поэтому ISO Latin 1 наиболее богата шрифтами. На втором месте кириллица, которой в прошлом году был посвящен международный конкурс “Кириллица-99”. Остальные же системы письма до сих пор представлены в электронной шрифтовой библиотеке намного слабее. Однако стандарт Unicode предусматривает наличие в шрифтовом файле символов практически всех алфавитов, а развитие электронных коммуникаций настоятельно требует скорейшей разработки полных и развитых международных супергарнитур.

Так выглядят правильные знаки сербской кириллицы

На новый конкурс “Буква:раз!” принимаются не только кириллические и латинские шрифты, но и выполненные в рамках греческой, арабской, китайской, еврейской и вообще любой существующей на земле письменности, лишь бы они были полиграфически воспроизводимы. Место проведения конкурса - Москва, непосредственный организатор - российская Ассоциация дизайнеров шрифта. Конкурс проводится под официальной эгидой ООН. 2001 г. объявлен ООН Годом диалога между цивилизациями, и международный шрифтовой конкурс, направленный на развитие и взаимодействие разноязычных культур, прекрасно вписывается в этот “общий лозунг момента”.

Итоги конкурса будут подведены через тринадцать месяцев, в начале декабря 2001 г. Срок, достаточный для разработки авторского шрифта профессионалом (любители-новички обычно работают быстрее). А вообще-то принимаются работы, созданные в течение последних пяти лет, т. е. начиная с 1996 г. Официальные условия конкурса “Буква:раз!” будут опубликованы в компьютерной и дизайнерской прессе.

Версия для печати