Продал я свой калифорнийский дом-первенец. Не замышлял продавать, да вынудили обстоятельства. Старый домишко, что я купил в 1997 году, по замыслу должен был служить нам пристанищем во время наших частых бизнес-командировок в США. Была мысль заселить туда подрастающую Екатерину, которая заканчивала местную школу, и т. п. Собственно, ничего определенного, так, проба пера.
Фатех Вергасов
Но как бы по инерции заказал на всякий случай проект местному “великому” архитектору. Заказал, особенно не вникая в детали. “Продам в случае чего со старым домом в комплекте. От этого дом в цене только выиграет”, - решил долго не раздумывая, одобрил первый предложенный архитектором аналог (концепт): ведь тут же Америка, я плачу не торгуясь, он сделает все в лучшем виде. Ага!!!
За это время много чего неожиданного произошло. Катюша наша действительно подросла и заимела совсем другие планы на жизнь, что ожидалось в более отдаленном будущем. Мы с женой неожиданно получили приглашение иммигрировать в США и стали проходить все необходимые для этого процедуры.
А в это время местный “великий” архитектор по поводу моего проекта затеял склоку со здешним сельсоветом и вошел с ним в ленивую перебранку-переписку. Не буду мучить подробностями, но этот овощ-фрукт, оказавшись без контроля, проектировал фактически целый год с хвостиком, т. е. затянул сроки в три раза с лишним.
После получения “Разрешения на строительство” (Building Permit) я никак не мог начать это самое строительство, так как мой генподрядчик, который меня и привел к этому горе-архитектору, тоже забуксовал на ровном месте. Пришлось освободиться от такого сервиса. И стать генподрядчиком самому, благо, в строительстве я только на Севере отработал 20 лет.
Вот тут-то и пришлось ознакомиться с чертежами, освежить в памяти контракт с архитектором. Что оказалось? Собственно архитектурных листов в комплекте было четыре.
Развернул я их, всмотрелся и обалдел! Каждый лист имел ошибки, не менее 10 в среднем, большие и малые, принципиальные и не очень. И просто вопиющие. Я вызвал “великого” архитектора на площадку и стал вежливо так осведомляться о том и о сем.
Выяснилось, что он собственного проекта и не знает. Не знает даже, как выходить из положения. В общем, я распрощался с ним по-русски, а вот отвалил он вполне по-английски, т. е. недосчитавшись денег. Он попытался качать права, но я пригрозил отнести его шедевральный проект на профессиональную аттестацию в лицензионное управление штата. И он понял, что я так и сделаю.
Как воспитанник строгой советской школы, строю я себе по этому самому проекту. Любое отклонение в нем хожу согласовывать в сельсовет. Там вежливый народ, который все тут же разрешает, хотя свои ремарки по этому поводу на чертеже ставить отказывается, и почему-то это меня настораживает.
А тут приходит время заказывать номер дома. Я смотрю на чертеж и на расположение цифр на фасаде. Огромные цифры и стоят как-то уж очень живописно. Но ведь проект прошел все согласования. И я начал искать цифры нужного размера. Пришлось заказывать. Содрали более 500 баксов за три цифры.
Пока выполнялся заказ, я как-то случайно залез в местные строительные нормы и правила (code), и оказалось, что ни размер цифр, ни их месторасположение этому коду не соответствуют. Кому охота терять 500 баксов? И я попер в сельсовет. А там говорят: не волнуйтесь, делайте все по чертежу, проблем у вас не будет. Нет уж, спасибо за этот совок!
А если следующий раз тетя сельсоветовская будет не в духах? Что тогда? Нет, не могу я свои дела поставить в зависимость от всяких бюрократов и их настроения. Надо разбираться со всем этим хозяйством принципиально, т. е. пришло время зреть в корень.
Что выясняется? США поделены на две или даже три зоны, в которых действуют свои собственные комплексы законодательных актов, регулирующих строительство. Тут вам не СССР!
Дальше еще интереснее! В Общей части строительного кода установлено, что строитель (!!!) несет ответственность за соответствие построенного объекта этим строительным нормам и правилам. Вот те раз! А проектировщик? А сельсоветы с их согласованиями? Оказывается, их можно привлечь к ответственности только по иску в порядке регресса. Но сначала получат со Строителя.
Спрашиваю, а каков же правовой статус самого проекта и чертежа? Если там всякие мастера понаделали ошибок, а я - Строитель за них отвечаю? Получается, нет никакого правового статуса. Мне что, на строительной площадке техническую библиотеку развернуть и избу-читальню сделать? Под угрозой такой ответственности я без глубокой проверки чертежа ни одной работы не начну. Молчат.
А как же вы, сельсоветовские согласователи? Вы ведь с меня денег за проверку взяли немеряно, платежами обязательными обложили: на школу, на дороги, на солнце... Так мы сами же не проверяем, отвечают. Мы твои чертежи притертым к нам фирмулям на проверку отдали, себе из твоих денег ничего почти и не оставили. Извините, говорю, это не мое собачье дело, как вы свою работенку организовали и как вы мои мани поделили.
Мое дело сказать вам, что раз вы деньги с меня взяли, то это уже другие правовые отношения. Теперь я Покупатель ваших услуг, а вы их Поставщик. Тут начинает работать Закон о защите прав Потребителей. Они говорят: “И то правда! Судись”. Но я ж не настолько глупый, что с родным сельсоветом судиться стану? Кто ж меня умным после этого назовет?
В связи с изменившимися жизненными обстоятельствами, а также постоянными приставаниями местной публики, которая почти ежедневно соблазняла меня посулами хорошей цены за дом, пришлось мне его уступить. Дом простоял на маркете пару часов и улетел легко. А себе в утешение я купил другой домик и в лучшем месте. Вот здесь и начнется моя новая эпопея!
Решил я снести старый дом (ненавижу реконструкции да ремонты!) и построить себе дом-теремок с полноразмерным подвалом, чтоб сауна там была и все такое прочее. И решил я по городам и весям искать архитектора или дизайнера, что на объектах таких вполне допускается. А вот остальные субпроектировщики должны обязательно иметь калифорнийскую лицензию. Без этого никак нельзя.
Давай я обзванивать фирмы да фирмочки, давай встречаться с архитекторами и смотреть в их ясные и честные очи.
С этой публикой ухо нужно держать востро. Я уже знал каждый поворот их вежливенького разговора, знал, куда может привести любая внешне безобидная фраза. Варить суп из топора выучились здесь все почти поголовно. С кем ни начни беседу - Кутузов! И готов допустить до Москвы.
Народ этот отнюдь не ищет работы. Он ищет, как по-легкому капусты срубить. Главный метод - древний. Ложь, подаваемая в виде недомолвок и одобрений ошибок клиентов.
Таких не ухватишь. Отвертятся легко. Мол, вы и не спрашивали об этом. А прижмешь, говорят: мы ведь не обязаны вас обучать. Информации мы дали вам достаточно для понимающего. Да и закон только обязывает нас ответить на все клиентские вопросы. И мы на них ответили.
Перебрал я за два месяца штук 30 фирмочек и мастерских. Везде одно и то же. Заводят рака за камень. Я подумал-подумал и слепил на английском языке в Интернете специальную страничку, посвященную моему новому дому. На этой страничке с соответствующими картинками и фотками представил я как бы “Задание на проектирование” или, как тут говорят, “Wish-list”.
И стал эту страничку рассылать архитекторам по Интернету. Поток желающих со мной встретиться заметно уменьшился, блеск в глазах пропал, речи потускнели... Стало ясно, что кроме работы предложено ничего не будет.
Попутно выяснилось, что все эти мастера практически не знают Интернета. Не любят и не умеют им пользоваться. “АвтоКАДом” тоже. Это просто поразительно! В центре Силиконовой долины обнаружилась тихая заводь, где плавают доисторические персонажи. А гонору-то! А чванства! А цены какие заламывают?
Крупные и приличные фирмы, где все совсем по-другому и как надо, в этот сектор проектирования не лезут. А тут процветает позорный и махровый Застой. Невиданная и возмутительная ситуация - сельсоветы уже просят подавать им чертежи в электронном виде, кадовском формате, а эти упорно тащат свою мазню на синьках.
Для меня строительство в Америке не есть форма бизнеса. И занялся я этим в силу вышеуказанных обстоятельств. И вот я решил для выполнения архитектурной дизайнерской части проекта призвать архитекторов из бывшего СССР. Остальные части проекта, как я уже объяснял выше, должны делаться местными лицензированными спецами.
Для этого я предпринял определенное исследование уровня техники и технологии в области проектирования. (Дело в том, что последние пять лет своей строительной карьеры я возглавлял проектно-конструкторскую организацию. И возглавлял ее не только по должности, но и как профессионал. Но это было давно. В 1984-1989 гг.)
Исследование показало, что последним словом в этой узкой области стал новейший программный продукт широко известной фирмы AutoDesk, а именно AutoCAD Architectural DeskTop release 2.
Основное достоинство продукта - ориентация его на конкретную технологию архитектурного проектирования, что стало возможным благодаря обобщению опыта работы многих и многих архитекторов, которые сами выступили в качестве консультантов при постановке задачи.
Главное достоинство дизайна этой програмы - использование уже привычных стандартов программ семейства Windows. Ожидается, что в третьем релизе AutoCAD Architectural DeskTop эти направления и находки будут не только закреплены, но и существенно усилены.
Буквально на днях вышел очередной релиз 2i этого пакета, окончательно приспособленный к работе с группой специалистов, распределенных в пространстве и во времени. Через Интернет, конечно. Кроме того, существенно усовершенствован и базовый программный продукт AutoCAD 2000i.
Он контролируется самой фирмой-производителем. В него включена законодательная нормативная база по строительству, которая постоянно обновляется.
Фирма вокруг этого продукта создала и поддерживает соответствующую профессиональную среду из производителей дополнительного полезного софта, в основном баз данных и библиотек, всевозможных профессиональных организаций архитекторов, консультантов, строителей и т. п. И они готовы работать!
Самое замечательное, что готовность работать в такой среде у органов власти, контроля и надзора повсеместно выше, чем у заказчиков и архитекторов. Это тебе не расейские мэрии, губернии и прочая самостийная шушера. Тут тебе не здесь! Тут в Госстрой не играют. Тут старой доперестроечной госстроевской политикой живут.
Имеется и поставщик кадовских блоков и просто чертежей, выполненных в кадовском формате. В США и мире начерчены миллионы чертежей, которые как бы никому и не нужны, кроме владельцев, уже устаканивших свои отношения с их действительными авторами.
Но тут нашлись предприимчивые люди, которые разъяснили владельцам чертежей их выгоду в случае, если последние отдадут на халяву свои кадовские чертежи в некий глобальный банк данных, разделенный на несколько географических зон: Америка, Европа, Азия и т. п.
Владельцы эти - производители техники и технологий - поняли, что если архитектор или конструктор использует именно их чертеж, а не конкурента, то вероятность для его товара быть проданным повышается почти до 100%. Они поняли, что это новый канал сбыта.
Так Конкуренция очередной раз показала, как она работает во благо Потребителя. Мне вот на халяву прислали уже девять CD с кадовскими чертежами и дальше будут присылать по мере их выхода.
Необходимые чертежи полностью или частично можно просто вбрасывать в свой чертеж по технологии drug and drop.
Я начал искать архитекторов, которые сами работают с “АвтоКадом”. Именно сами. А не так, как это бывает почти сплошь и рядом сейчас: “великий” маэстро в вечно неряшливой униформе ваяет нетленку, а некий компьютерный мальчик переводит эти шедевры в электронный вид. Мне такие не нужны. Пусть дорабатывают с себе подобными. Будущее за другими.
Бросил я клич в Интернете. Начал с Хабаровска. Восточнее было совсем уж глухо. Ни одного архитектора. Потом были сибирские города типа Новосибирска с его Академгородком, который был основан в одно время, между прочим, с Силиконовой долиной.
Был и Томск, кичащийся своими, как они говорят, престижными техническими вузами. Были Тюмень, Челябинск, Екатеринбург.
Потом пошли города полусонного Поволжья, потом откликнулась богатенькая и самодовольненькая Москва и капризно-непримиримый Санкт-Петребург, а затем провинциально-вялые Киев, Харьков, Донецк, Днепропетровск.
Самостийная Западная Украина не откликнулась. Заняты экологией звукового пространства, что, как все понимают, всегда важней любой работы.
Что выяснилось? Выяснилось, что многие архитекторы, впрочем, как и другой народ из так называемой “творческой интеллигенции”, работы не ищут. Прозябают, нищенствуют, бедствуют, но трудиться не желают.
Ты, работа, нас не бойся, мы тебя не тронем! Это основной мотив. Голой задницей ко льду примерзнем, “исстрадаимси”, но работать не будем. Ни по-старому, ни тем более по-новому.
Чего я только не получал в ответ на свое предложение. Каких только подозрений мне не было высказано! Какой только чуши не пришлось встретить в основной массе ответов. А их было несколько сотен. Один активист так вообще прислал мне гневное письмо-отповедь с музыкой Интернационала. Мол, не обманешь нас и не проведешь, гад капиталистический!
Некоторые архитекторы, как выяснилось, просто присосались к городским мэриям. И тихой сапой собирают мзду с любого, кто хочет согласовать что-нибудь в этих структурах власти. Перестройка тут также прошла фактически мимо. Разве что прежнее тайное лихоимство стали называть по-современному - бизнесом. И оформлять соответственно.
Архитектурные факультеты и кафедры живут так, как будто компьютерную технику изобретут еще только завтра или еще когда-нибудь. Они там классицизм по старым альбомам изучают.
Часть столичных архитекторов, судя по всему, прижилась при новых русских. Отработали первые заказики и зачванились по-московски немедленно. На бородатой козе не подъедешь, такие оне гордые.
Но новые русские ведь могут сообразить и в Испании жить, например. Что тогда делать-то будете? А ведь сообразят же! И деньги кончатся, а останется только работа!
Проявилась все-таки пара архитекторов, и вполне подходящих, судя по бойкости ответов и напору. Но они бысто выдохлись и исчезли, как пузырьки в шампанском.
Кончилось все дело тем, что купил я себе вышеуказанный программный комплекс и принялся изучать его две толстенные книги-руководства (более тысячи страниц в каждой). Не спеша, вдумчиво, въедливо читаю, проделываю предлагаемые упражнения. Не пропускаю ни одного. Нравится. И чем дальше, тем больше.
Купил себе классный плоттер и расходные материалы к нему, собрал себе компьютер с крутой конфигурацией, что я у же в четвертый раз проделываю. Сейчас присматриваю большой плоский TFT-монитор на 24” тысяч за восемь баксов. Поставлю дополнительную видеокарту за тысячу, чтоб сразу два монитора поддерживала. На одном чертеж, а на другом инструмент и все такое.
Сформировал также и электронную библиотеку, так сказать, СНиПов (Uniform building codes) и муниципального законодательства. И всего-то за 150 долларов.
И будьте покойны, к Первому сентября, как дети в школу пойдут, я начну выдавать на гора полноценную и красивую проектную документацию, включая Концепт (Эскизный проект), Технический проект и Рабочие чертежи. При желании можно будет легко сделать и Представление для Заказчика с воображением, отличным от моего собственного.
Потому что учили меня настоящие мастера своего дела да приговаривали: “Нет таких высот, которые бы не брали большевики, вооруженные передовой марксистско-ленинской теорией!”. К чему я всегда присовокуплял: “И американской техникой!”.
С автором статьи можно связаться по адресу: vergassov@rf.net.