Юбилейная, десятая, конференция под таким названием прошла в конце первой декады ноября в Московском лицее № 1511 при МИФИ. Основным организатором мероприятия выступило научно-производственное предприятие “БИТ про” при поддержке Федерации Интернет-образования, Министерства образования России, Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Института проблем информатики Российской академии наук, Московского комитета образования и Московского государственного инженерно-физического института. Генеральный спонсор - компания “Хронобус”, спонсоры - TrueSystem, Step Logic, “1С”.
В конференции приняло участие (с докладами) около 500 человек из 130 населенных пунктов России, Казахстана, Украины, Белоруссии, Азербайджана и Польши.
Более 1500 человек посетитили выставку, которая сопутствовала конференции и собрала многие российские фирмы (всего около 50), продемонстрировавшие учебные компьютерные программы, программы автоматизации школьной бухгалтерии, документооборота, вспомогательное ПО, образовательные и Интернет-проекты. На ней также были представлены издательства, газеты и журналы, занимающиеся проблемами образования, а также фирмы - поставщики оборудования и интеграторы.
На открытии конференции выступило немало высоких гостей, приветствовавших ее проведение: директор ИПИ РАН Игорь Соколов, проректор МИФИ Виктор Метечко, председатель директората Федерации Интернет-образования Сергей Монахов. Владимир Вержбицкий (заместитель начальника отдела информатизации и инноваций Министерства образования РФ) отметил, что Министерство активно поддерживает подобные мероприятия; кроме того, оно разворачивает собственные программы, связанные с ИТ: “Научное, научно-методическое и информационное обеспечение развития образования” и “Создание систем открытого образования”.
В целом можно сказать, что конференция была неплохо организована, учитывая ее многочисленный состав, оперативное издание тезисов (а также наличие их на сайте конференции в Интернете: ito.bitpro.ru) и разнообразие форм работы: помимо обычных пленарных докладов и заседаний секций, здесь активно проводились круглые столы, презентации и мастерские. На первых, как водится, велись дискуссии по разным темам (см. врезку), на вторых были представлены обучающее ПО, Интернет-проекты, компьютерные деловые игры, учебно-методические комплексы и др. Большой интерес участников вызывали мастерские - “практикумы для взрослых”, давшие возможность не только увидеть программные продукты, но и попробовать освоить методики обучения, способ применения тех или иных технологий на практике. И здесь было важно не только участие, получение новых знаний и навыков, но и активное расширение контактов, обмен опытом, идеями, информацией.
При всем понимании несомненной важности и полезности применения ИТ на всех стадиях обучения автора до сих пор не оставляет смутное ощущение некоторой недоговоренности, маячит эдакий вопрос: не пытаемся ли мы перепрыгнуть “от феодализма к коммунизму”, минуя ряд закономерных и необходимых стадий?
Да, конечно, следует развивать разнообразные формы применения ИТ в образовании (от электронного учебника до дистанционного обучения и использования ресурсов Интернета), но, например, стоимость разработки одного курса для дистанционного обучения, согласно американским стандартам, - около 10 тыс. долл. Какое учебное заведение у нас способно оплатить такую работу? Кто будет ее выполнять - наиболее продвинутые преподаватели (им, скорее всего, придется делать это “за бесплатно”), коммерческие фирмы (а кто у них потом купит такой продукт?) или Министерство образования? Где и на чем будет применяться подобная разработка? Ведь это в американских школах соотношение числа компьютеров и учащихся составляет 1:6 (не считая совсем другой обеспеченности компьютерами семей), а в нашей стране это соотношение выглядит как 1:100 (!), причем 75% техники - это компьютеры, купленные пять и более лет назад (!), и лишь чуть более 5% школ имеют современную мультимедийную технику.
Остался совершенно за кадром блок вопросов медико-психологического профиля: как влияет общение с компьютером на здоровье и психику ребенка? Как следует заботиться о безопасности работы в компьютерном классе? И здесь следует говорить не только и не столько об излучении от экрана монитора, сколько о другом характере нагрузок, а также о том, как будут меняться физические и психологические особенности и мировоззренческие установки человека, который набирать буквы на компьютере научился раньше, чем писать их рукой на бумаге (а научится ли он их писать вообще?), человека, который читает тексты не с горизонтальной плоскости (книга), а с вертикальной (экран); человека, который не привык читать длинные книги, а узнает сюжеты классических произведений из их аннотаций или кратких пересказов в Интернете; человека, общение которого “виртуализируется” до предела?
Возникает и еще много вопросов. Например, каковы границы применимости дистанционного образования (т. е. захотите ли вы лечиться у врача, который обучался дистанционно)? Возможно ли элитное дистанционное образование?
И наконец, благая идея “интернетизации сельских школ”, вылившаяся в правительственный проект и встреченная на конференции весьма одобрительно, как айсберг, имеет огромную подводную часть: может, эти средства лучше направить на обеспечение сельских школ обычными учебниками, пособиями, приборами и реактивами? Нынешним летом директор школы из Тверской области радостно рассказывала мне, как она выхлопотала средства на покупку пробирок для кабинета химии в количестве+ 20 штук (!). О реактивах, даже самых простых, речь там уже давно не идет+ Как, впрочем, и о комплектах бесплатных учебников, и о букварях, и о многом другом. Когда для сельской школы является неразрешимой проблемой ремонт обвалившегося потолка, то куда при этом надо ставить выделенный по правительственной программе компьютер? - вот задачка, которая не под силу высшей математике. Одним словом, многие подобные проблемы еще ожидают своих исследователей, и результаты подобных изысканий могут принести немало неожиданного. А что думают по этому поводу наши читатели? 4
К автору можно обратиться по адресу: tatyana@bogat.msk.ru.
Секции и круглые столы, работавшие в рамках конференции ИТО’2000
I. Информатика: стандарты и содержание (подсекции: Образовательный минимум и базовый курс; Опыт и методика преподавания; Подготовка и повышение квалификации преподавателей).
II. Интеграция информационных технологий в образование (Естественно-математические предметы; Гуманитарные предметы; Профессиональное образование; Технология разработки, экспертизы и оценки программных средств; Технология оценки результатов обучения).
III. Технологии открытого образования (Телекоммуникации; Дистанционное образование; Качество образования).
IV. Информационные технологии в управлении образовательными структурами (Управление образовательными заведениями; Единое информационное образовательное пространство).
V. Информационные технологии в образовании для людей со специальными потребностями (Создание информационно-коммуникационной среды для социальной адаптации и реабилитации инвалидов; Виртуальный мир для учебы и общения; Специальные программно-аппаратные средства).
Круглые столы:
- Составление школьных расписаний
- Информатика в начальном образовании
- Концепции образования на сломе веков
- Интернетизация сельской школы
- Компьютер в руках учителя математики
“БЭСТ” в образовании
Одним из активных участников выставки и конференции стала компания “Интеллект-Сервис”. Помимо прямого использования ПО серии “БЭСТ” для автоматизации учета в образовательных учреждениях (а “БЭСТ-4” рекомендована для этих целей Институтом информатизации образования), компания предлагает интересные формы сотрудничества с вузами и средними учебными заведениями по применению ее продуктов в учебном процессе. Так, на секции “Профессиональное образование” большой интерес вызвал доклад ведущего специалиста компании Галины Денищенко “Практикумы по дисциплине "Логистика" с помощью программ "БЭСТ"”.
Кроме того, для формирования практических навыков студентов по продвижению товара на рынке, анализу конкурентной среды, определению перспективной рыночной ниши используется ПП “БЭСТ-Маркетинг”; для решения задач по хранению и складированию, по управлению запасами, закупками и продажами могут служить программы “БЭСТ-ПРО”, “БЭСТ-Офис”. Эти системы позволяют решать и другие задачи логистики и управления финансовыми потоками. Аналитические разрезы, в которых необходимо исследовать их движение, могут задавать сами студенты при моделировании деятельности предприятия средствами системы.
На выставке подписали договор на использование программных продуктов серии “БЭСТ” в учебном процессе не только вузы (Магнитогорская высшая школа бизнеса, Поволжский технологический институт сервиса, Российский новый университет, Международный институт управления, бизнеса и новых технологий и др.), но и средние специальные заведения (Ижевский промышленно-экономический колледж, Волгоградский колледж нефти и газа и др.) - более 50 образовательных учреждений России.
Всего компания “Интеллект-Сервис” на сегодняшний день сотрудничает более чем с 500 учебными заведениями.