РЕЦЕНЗИИ

Гаврилова Т. А., Хорошевский В. Ф. . Базы знаний интеллектуальных систем. СПб: Питер, 2000. 384 с., ил.

Эта книга - пожалуй, единственный на сегодня профессионально написанный вузовский учебник по искусственному интеллекту (ИИ). Несмотря на название, перечень рассматриваемых в нем предметов гораздо шире, нежели только базы знаний. В начале книги приведена история развития зарубежных и отечественных школ искусственного интеллекта, определены базовые понятия ИИ. Далее более подробно описываются экспертные системы (ЭС), принципы их работы, способы классификации, дается обзор, что немаловажно, современных технологий проектирования и разработки ЭС.

Отдельные главы посвящены теоретическим основам построения систем знаний и различным практическим способам извлечения знаний, играющим большую роль при подготовке прикладных систем. Подробно рассказано о соответствующих алгоритмах и методах, в том числе и наиболее современных, например психосемантических подходах.

Разработчикам приложений будет полезна часть книги, посвященная технологиям создания ПО и сопутствующим инструментальным средствам, методологиям создания ЭС, подходящим языкам программирования и прикладным пакетам. В ней также имеется несколько больших детальных примеров, которые можно использовать при проектировании собственных ЭС.

Интересен подход авторов к Интернет-технологиям. Гипертекст HTML рассматривается не на уровне использования тегов для создания домашних страничек, чем грешит большинство учебников по Сети, а описывается формально, с точки зрения теории знаний, что позволяет, например, используя ее мощь, автоматически формировать фреймовые семантические сети, описывающие смысл Web-документа путем разбора HTML-текста JScript-конверторами. Подобные сети хорошо подходят для создания поисковых систем, выполняющих поиск интеллектуально - по смыслу, а не по ключевым словам.

В заключение рассматривается несколько наиболее мощных систем распределенных интеллектуальных агентов и проектируемых на их основе прикладных приложений, и что самое главное - на хорошей методологической основе, а не просто в виде описаний пунктов меню.

Весь материал изложен довольно оригинально - разным группам читателей предлагаются четыре различных сценария работы с учебником: для студентов-“сачков”, которым надо быстро подготовиться к экзамену, для студентов-отличников, для неспециалистов и для преподавателей. Авторы стремились привести наиболее свежую информацию, и чувствуется, что книга написана с душой. Очень надеюсь, что она - не последняя в этой серии. Правда, авторы довольно оптимистически, на мой взгляд, оценивают уровень отставания России в области промышленной разработки интеллектуальных систем (3-5 лет). (Мы оцениваем отставание страны в этой области в 7-10 лет. - прим. ред.). Впрочем, проблема здесь скорее чисто техническая - она заключается в нехватке ресурсов, а не творческого потенциала.

Версия для печати