В Рунете много ресурсов № 1

Есть ли перспективы у портальных проектов? Аркадий Волож, генеральный директор компании “Яндекс”, уверен, что да. Во время выставки “Интернет-шоу’2000” он сообщил о развитии своего проекта, а также о том интересном состоянии, в котором оказалась отрасль осенью.

Главное, что произошло за последний год,- это консолидация трафика, т. е. трафик, генерируемый за счет обращений к большим ресурсам, растет быстрее, чем в целом по Рунету. Так, в декабре 1999 г. к услугам “Яндекса” ежедневно обращалось 30 тыс. пользователей, а сейчас - примерно 110 тыс. За то же время общее число пользователей Рунета выросло примерно на 50-70%. При этом в Рунете оказалось несколько крупных ресурсов, которые можно назвать лидерами: число запросов к контентным проектам, принадлежащим компаниям “Яндекс”, “Порт.ру” и “Голден Телеком”, примерно одинаково.

Аркадий Волож выделил три модели развития Рунет-проектов:

1. Ставка на эмиссию акций (IPO). Модель предусматривает покупку ресурсов, обнародование громких планов, сбор аудитории любого качества. Для этого пути критически важно стать номером один на рынке.

2. Ставка на продажу стратегическому инвестору. Предусматривается подбор аудитории определенного сорта, сбор критической массы пользователей, планирование достижения окупаемости и получение доходов в обозримом будущем.

3. Ставка на развитие за счет собственных средств, формирование аудитории с известными свойствами, ожидание возникновения рекламного рынка (3-5% от оффлайнового) и проведение диверсификации.

Сам г-н Волож сторонник третьей модели, хотя полагает, что и вторая может дать положительный результат, а вот первую считает бесперспективной. По его словам, “Яндекс” пытается правильно позиционировать свою рекламу, а также получать доходы из других источников: от продажи технологий, рекламного места а-ля “Экстра-М” (sales originated fees) и услуг.

Однако “Яндекс”, как и остальные крупные Рунет-проекты, пока убыточен (о ситуации в “Порт.ру” см. PC Week/RE, № 40/2000, с. 27). Аркадий Волож не стал напрямую отвечать на вопрос об обороте и прибыли “Яндекса”, но отметил, что все проекты - лидеры Рунета имеют сегодня доход 50 - 70 тыс. долл. в месяц (без учета бартера), а затраты на них составляют 200 - 500 тыс. долл. в мес. (включая рекламу и развитие).

Версия для печати